Читайте также: |
|
"Исида[28] тысячеименная, Исида о десяти тысячах имен!" - взывали
египтяне к своей богине. Всякая реальность в определенном смысле такова. Ее
компоненты, ее черты - неисчислимы. Не слишком ли смело пытаться обозначить
предмет, пусть даже самый простой, лишь некоторыми из многих имен? Было бы
счастливой случайностью, если бы признаки, выделенные нами среди многих
других, и в самом деле оказались решающими. Вероятность этого особенно мала,
когда речь идет о зарождающейся реальности, которая только начинает свой
путь.
К тому же весьма возможно, что моя попытка описать основные признаки
нового искусства сплошь ошибочная. Я завершаю свое эссе, и во мне вновь
пробуждается интерес к вопросу и надежда на то, что за первым опытом
последуют другие, более глубокие.
Но я усугубил бы ошибку, если бы стремился исправить ее, преувеличив
один какой-то частный момент в общей картине. Художники обычно впадают в эту
ошибку; рассуждая о своем искусстве, они не отходят в сторону, дабы обрести
широкий взгляд на вещи. И все же несомненно: самая близкая к истине формула
- та, которая в своем наиболее цельном и завершенном виде справедлива для
многих частных случаев и, как ткацкий станок, одним движением соединяет
тысячу нитей.
Не гнев и не энтузиазм руководили мной, а исключительно только радость
понимания. Я стремился понять смысл новых художественных тенденций, что,
конечно, предполагает априорно доброжелательное расположение духа. Впрочем,
возможно ли иначе подходить к теме, не рискуя выхолостить ее?
Могут сказать: новое искусство до сих пор не создало ничего такого, что
стоило бы труда понимания; что же, я весьма близок к тому, чтобы так думать.
Из новых произведений я стремился извлечь их интенцию как самое существенное
в них, и меня не заботила ее реализация. Кто знает, что может вырасти из
этого нарождающегося стиля! Чудесно уже то, за что теперь так рьяно взялись,
- творить из ничего. Надеюсь, что позднее будут претендовать на меньшее и
достигнут большего.
Но каковы бы ни были крайности новой позиции, она, на мой взгляд,
свидетельствует о несомненном - о невозможности возврата к прошлому. Все
возражения в адрес творчества новых художников могут быть основательны, и,
однако, этого недостаточно для осуждения нового искусства. К возражениям
следовало бы присовокупить еще кое-что: указать искусству другую дорогу, на
которой оно не стало бы искусством дегуманизирующим, но и не повторяло бы
вконец заезженных путей.
Легко кричать, что искусство возможно только в рамках традиции. Но эта
гладкая фраза ничего не дает художнику, который с кистью или пером в руке
ждет конкретного вдохновляющего импульса.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |