Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Quot;> Там же, V, 16, 2, col. 1167—1168. ч Там же, V, 6, 1, col. 1137—1138. 12 Там же, V, 9, 1, col. 1144. i» Там же, V, 8, 1, col. 1141.


величие и Его славу, никто не может видеть Его и остаться в живых, потому что Отец «неуловим» (incapabilis); но по Свое­му милосердию, по Своей любви к людям, по Своему всемогу­ществу (secundum autem dilectionem et humanitatem et quod omnia possit) Он сообщает любящим Его великий дар,—дар Боговидения, как и возвещали об этом пророки. Ибо то, что невозможно людям, возможно Богу. Действительно, «человек сам по себе не видит Бога, но Бог, потому что Он того хочет, становится видимым людьми, теми, которыми Он хочет, когда Он этого хочет и как Он этого хочет» н. В этом мы можем ус­мотреть некое сокрытое различение—как бы два аспекта в Боге—secundum magnitudinem и secundum dilectionem. Можно было бы сказать, что Бог, недоступный в Своей природе, откры­вает Себя в Своей благодати. Но не будем «форсировать» тек­сты. У св. Иринея, чья тройческая терминология отлична от той, которая станет классической в IV веке, именно к имени Отца относится понятие Божественной природы Самой по себе, в то время как понятие Слова он относит к проявлению этой приро­ды вовне. Однако впечатления, чтобы по богомыслию Иринея существование Слова было подчинено воле Бога для сотворе­ния или самопроявления, у нас не создается. Сын есть природ­ное проявление Бога, Он есть «видимое Отца», так же как Отец есть «невидимое Сына», и если и происходит Божие «соиз­воление», то это для того, чтобы даровать видение Бога тем, кому Он хочет, per Sancti Spiritus beneplacitum—по благому изволению Святого Духа.

Св. Ириней различает три ступени видения: видение проро­ческое—через Духа Святого, видение усыновления—Сыном, и видение Отчее в Царстве Небесном. Дух предуготовляет чело­века в Сыне Божием, Сын приводит его к Отцу, Отец сообщает ему нетленность вечной жизни, которую человек получает отто­го именно, что он видит Бога 15. Этот тезис отличается исключи­тельно богатым вероучительным содержанием, которое св. Ири­ней развивает в другом месте. Первое, что нас здесь поражает, это то, что Боговидение в Царстве Небесном сообщает вечную жизнь, делая человека безгрешным. Лицо Бога, которое мы не могли бы видеть и не умереть, в жизни будущего века становит­ся источником самой жизни. «Итак, люди,—говорит св. Ири­ней, — будут видеть Бога, чтобы жить, через видение сделав­шись бессмертными и шествуя даже до Бога» (per visionem im-mortales facti et peregrinantes usque in Deum). И несколько выше он отмечает—этот текст дошел до нас на языке подлин­ника: «Невозможно жить без жизни, а бытие (vnap^is) жизни

14 Против ересей IV, 20, 5, col. 1035. 18 Там же.


происходит от общения (цетох'п) с Богом; общение же с Богом состоит в познании (yiyv(i)<t%biv) (латинский текст говорит videre—видеть) Бога и в наслаждении Его благостью» 16. Здесь речь идет не только о вечной жизни, не только о безгрешности, которую мы получаем в будущем веке Боговидением — совер­шенным соучастием Божественной жизни, но именно о жизни вообще, которая в известной степени также есть причастность, а значит и частичное видение Бога. И это не должно нас удив­лять: ведь и сотворение мира уже представляется св. Иринею проявлением Бога, и то, что проявляется, становится видимым и очевидным. Невидимый Бог Себя являет, дает видеть Себя в Слове, — начале всяческого проявления. И действительно, Сло­во дает людям возможность видеть Бога, и Оно же одновре­менно представляет (exhibet) человека Богу. Здесь снова нахо­дим то взаимо-вйдение, которое утверждает св. апостол Павел. Однако в том контексте св. Иринея, который мы сейчас рассма­триваем 17, речь идет не о совершенном видении, не о видении лицом к лицу; здесь автор имеет в виду проявление Бога через Слово до Его Воплощения. Это то Боговидение, которое св. Ириней в другом месте называет «символической причастно­стью» непорочности, жизни совершенной. Эта совершенная жизнь станет явленной, видимой только после Воплощения, ко­торое дает людям способность получить полноту сопричастности жизни вечной, непорочности. Как мы уже сказали, именно ви­дение Бога Отца соделывает нас непорочными. До Воплощения Слово, являя Бога в Его творении, охраняет невидимое Отца, чтобы человек, будучи недостаточно подготовленным к подоб­ной с Ним близости, не начал бы Богом пренебрегать. Но в то же время Слово не оставляет людей в совершенной неизвестно­сти Бога. Он показывает Его во многих расположениях (per multas dispositiones вероятно нужно читать здесь dispensatio-nes—во многих проявлениях домостроительства), что и долж­но соответствовать символическому или пророческому видению Бога. Это проявительное домостроительство необходимо «дабы человек, совершенно отвернувшись от Бога, не перестал бы су­ществовать» (ne in totum deficiens a Deo homo, cessaret esse). Здесь мы можем уже видеть зачаток известной онтологии, ко­торую, однако, св. Ириней не развивает, а именно: существова­ние сотворенного человека зависит от его причастности Богу, причастности, осуществляемой известным Боговидением. И св. Ириней продолжает: «ибо слава Божия есть живущий человек,

16 Там же, IV, 20, 5, col. 1035—1036.

17 Там же, IV, 20, 7, col. 1037.

18 В его «Доказательстве апостольской проповеди», армянский текст. <Patrologia orientalis», t. 12, p. 771, § 31.


а жизнь человека есть видение Бога». Таким образом, если яв­ление Бога в сотворении мира per conditionem сообщает жизнь всему живущему на земле, то тем более проявление Отца Сло­вом сообщает жизнь тем, кто видит Бога» 19. Это снова приво­дит нас к отмеченным св. Иринеем трем ступеням Боговидения:

видению пророческому—в Святом Духе, видению усыновле­ния—в воплотившемся Сыне, видению Отчему—в будущем веке. Эти три этапа, как мы сейчас увидим, как бы содержатся один в другом — каждый потенциально уже входит в другой. Св. Ириней подчеркивает, что пророки не видели явленным Са­мо лицо Божие, но что Оно являлось им через таинственное до­мостроительство, в котором люди как бы начинали видеть Бога20. То, что они могли видеть были только лишь «подобия­ми великолепия Господа» (similitudines claritatis Domini) в предвидении полноты явления будущего. Ибо Отец невидим, но Слово раскрывает Отчее великолепие, в зависимости от спосо­ба, который Оно хочет придать этому проявлению. Это и есть символическое или пророческое видение, приложенное в данном случае не к домостроительству Святого Духа, но к домострои­тельству Сына, ибо и Слово и Дух совместно и неразлучно яв­ляются началом всякого Богопроявления. Это видение «подо­бий великолепия Отца» уже содержит в себе начатки того со­вершенного видения, которое осуществится позднее. Бог явля­ется Моисею на горе Синайской как другу—«в Своем присут­ствии» (in conspetu). Ему является именно Слово; но Моисей не может Его видеть и умоляет о явном видении Того, Который с ним говорит. Стоящему в расщелине скалы Моисею дается тог­да символическое видение Бога—videhis quae sunt posteriora mea — «увидишь задняя Моя». Для св. Иринея это означает: во-первых, что человеку невозможно видеть Бога, и во-вторых, что человек увидит Его позднее, в новые времена, in novissimis temporibus, на вершине скалы, т. е. в Его человеческом прише­ствии (in eo qui est secundum hominem ejus adventu), в вопло­тившемся Слове. «Поэтому-то,—говорит св. Ириней,—Моисей беседовал с Богом лицом к лицу на вершине горы в присутст­вии Илии, как нам повествует Евангелие, и таким образом Бог к концу сдерживает обещание, данное вначале21. Итак, виде­ние на Синайской горе обретает свое завершение, полноту свое­го осуществления па горе Фаворской, на которой Моисей и Илия,—а им также дано было символическое видение Бога,— являются рядом с Христом преображенным. Следовательно, пророческое видение уже участвовало в конечном состоянии, в




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав