Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Общая методология пастырской проповеди

Читайте также:
  1. a. Общая итоговая оценка воздействия
  2. I. Доказывание, понятие и общая характеристика
  3. I. Общая информация
  4. I. Общая информация
  5. I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ.
  6. II. Методология теории государства и права.
  7. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ
  8. III. Биология развития (общая эмбриология). Онтогенез.
  9. IV. Методология и теория исторической науки.
  10. V1: Методология и терминология управления качеством

 

В гомилетической науке принято четырехчастное деление проповеди: вступление, изложение, раскрытие смысла и заключение.

Вступление указывает на тему проповеди и служит средством психологического настроя слушателей.

Изложение имеет целью обоснование главной мысли или темы проповеди.

На основании имеющегося материала раскрывается смысл того или иного предмета, делаются нравственные выводы.

Заключение вместе со вступлением является обрамлением проповеди и служит завершением выступления проповедника.

Четырехчастное деление проповеди является обобщением древней практики церковного красноречия. Этим достигается последовательность и ясность изложения темы, от которых в немалой степени зависит действенность пастырского слова.

Исторически сложились несколько форм церковной проповеди: беседа (гомилия), поучение, слово, речь.

Материалом для бесед могут служить тексты Священного Писания, чинопоследования церковных богослужений, таинства и обряды, церковные песнопения, а также части катехизического курса. Наиболее характерным признаком бесед является многотемность. Составными частями является основная часть и нравственное приложение.

Третий век христианства ознаменовался новым подходом к вопросам церковного проповедничества. Этому способствовали как внешние, так и внутренние условия существования Церкви: появляются удобные для богослужения и проповедничества храмы, при храмах создаются библиотеки, катехизаторские училища и школы. В недрах самой Церкви появляется возможность подготовки к пастырскому учительству. Всё это способствовало новому подходу к проповеднической деятельности. Возникает новый вид проповеди – поучение. В отличие от беседы, где изъясняется стих за стихом, поучение строится на каком-либо одном стихе или отрывке библейского текста, или же посвящается какой-нибудь произвольно избранной проповедником теме.

Самой совершенной формой церковной проповеди является слово. Этот вид проповеди отличает правильная логическая структура, изящный, художественный стиль и строгая тематизация. Один какой-либо предмет (тема) раскрывается с достаточной полнотой и строгой последовательностью на основании Священного Писания и учения Церкви. Для слова, как и для поучения, характерны все 4 части.

Слова чаще всего произносятся в высокоторжественные дни церковного года, а также по случаю особых событий в жизни Церкви.

С древних времен известны проповеди, называемые речами. Эти проповеди имеют особое назначение и содержание. Исходным моментом при построении речей являются какие-либо обстоятельства или случаи из области церковной или общественной жизни. Классически составленные речи имеют: обращение, вступление, указание предмета речи, изложение, благопожелание, заключение.

Речи бывают приветственными, благодарственными, поздравительными.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав