Читайте также:
|
|
Объём публикации – до 10 страниц в формате MS Word, включая рисунки и таблицы. Шрифт – Times New Roman, 14 pt; полуторный межстрочный интервал; выравнивание по ширине с абзацным отступом; поля по 2 см со всех сторон. Сноски кодовые по образцу [4; 117], где первая цифра – номер источника из списка литературы, вторая цифра – номер цитируемой страницы.
Порядок оформления публикации: вверху по центру – название статьи прописными буквами жирным шрифтом, ниже по правому краю курсивом – Фамилия И. О. автора, учёная степень/звание, в следующей строке – должность с полным наименованием организации.
Название файла – по фамилии автора русскими буквами (Фамилия.doc). Публикация присылается на адрес оргкомитета conference@eaca.ru вместе с заявкой на участие (Фамилия-Заявка.doc) до 22 ноября 2013 г. В теме письма указать: Визуальная экология.
Оргкомитет конференции оставляет за собой право на отбор присланных материалов. Авторы несут ответственность за содержание статей/тезисов. Публикация осуществляется в авторской редакции. Опубликованным авторам один экземпляр сборника – бесплатно. Почтовая пересылка сборника – наложенным платежом.
Творения св. Афанасия
1. «Слово на язычников»
2. «Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти». Это сочинение содержит все основные положения богословского учения Афанасия, несмотря на то что он написал его еще совсем молодым человеком (в 317-319 гг.) до начала полемики с арианами.
3. Три «Слова против ариан».
4. Четыре письма «К Серапиону, епископу тмуйсскому, о Духе Святом».
5. «Защитительное слово», в котором св. Афанасий оправдывает свое бегство во время гонений.
6. «Защитительное слово (апология) перед императором Кон-станцием».
7. «История ариан», написанная для монахов и повествующая о том, что сделано было арианами при Констанции.
8. «Житие преподобного отца нашего Антония», основателя египетского монашества.
9. «Праздничные послания». Так назывались окружные послания, рассылаемые александрийскими епископами, в которых ежегодно сообщалась дата празднования Пасхи. Дошедшее до нас собраннее праздничных посланий св. Афанасия особенно интересно содержащи-q мися в нем описаниями церковных обычаев. Так, из знаменитого» 39 го послания мы узнаем, что в Александрии признавался кратки^] ветхозаветный канон (каким в наше время пользуются протестанты)," а греческие книги Премудрости Соломоновой, Эсфирь, Руфь и Товитн! в канон не входили, но рекомендовались для душеполезного чтения. Bat новозаветный канон кроме обычных двадцати семи книг входили ешян' «Учение двенадцати апостолов» и «Пастырь Ерма».
Особняком от других произведений стоит «Житие св. Антония» — первое в истории христианской письменности житие, послужившее образцом для всей средневековой агиографической литературы. Для нас особенно интересны детали, раскрывающие идеологию и взгляды раннего монашеского движения. Описание того, как Антоний решил стать монахом, стало традиционным для жанра житий святых:
По смерти родителей остался он с одною малолетнею сестрою, и будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме, и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, он, идя по обычаю в храм Господень и собирая воедино мысли свои, на пути стал размышлять, как апостолы, оставив все, пошли вослед Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам апостольским для раздая-ния нуждающимся, какое они имели упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм; в чтением тогда евангелии слышит он слова Господа к богатому: «...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Антоний, приняв это за напоминание свыше,... выходит немедленно из храма, и что имел во владении от предков, дарит жителям
своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его. ни сестру; а все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры. Но когда, вошедши опять в храм, услышал, чтс Господь говорит в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34), ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное раздает людям нуждающимся; сестру, поручив известным ему и вер-' ным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает упражняться в подвижничестве.
внимая себе и пребывая в терпении.
(«Житие Антония», гл. 2)
В этом описании важны следующие моменты: во-первых, обычное представление связывало монахов с пустыней. Афанасий же подчеркивает, что св. Антоний ходил в церковь, т.е. участвовал в сакраментальной жизни общины; во-вторых, в основе его решения стать монахом лежит не стремление к личному, мистическому общению с Богом, а библейское учение: Антоний просто хочет жить согласно Евангелию. Он удаляется от мира не потому, что xo-ict уединения, бежит суеты, а потому, что он послушен библейской заповеди о бедности. Еще живя в миру. св. Антоний «работал своими собственными руками», «молился часто», и. что особенно интересно, «память заменила ему книги» — святой подвижник был неграмотен.
Удаляясь от мира и его соблазнов, монахи стремились не только к выполнению заповедей: их целью было сразиться с дьяволом и победить его:
Так изнуряя себя. Антоний удалился в гробницы, бывшие далеко от селения, и сделал поручение одному знакомому. чтобы, по прошествии многих дней. приносил ему хлеб; сам же, войдя в одну из гробниц и затворив за собою дверь, остался в ней один. Тогда враг, не стерпя сего. даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижниче ством. приходит к нему в одну ночь со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он без гласно лежащим на земле; и как сам Антоний уверял, весьма 'жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли. Но по Божию Промыслу... на следующий день приходит тот знакомый, который приносил ему хлеб. Отворив дверь и видя, что Антоний
лежит на земле, как мертвый, берет и переносит его в храм. бывший в селении, и полагает там на земле. Многие из срод ников и из жителей селения окружили Антония, как мертвеца. Около же полуночи приходит в себя Антоний и, пробудившись, видит, что все спят. бодрствует же один его знакомый. Подозвав его к себе знаками, Антоний просит, чтобы, никого не разбудив, взял и перенес его опять в гробницу.
Так Антоний был отнесен им и, когда, по обычаю, дверь была заперта, остается снова один в гробнице. От нанесенных ему ударов не в силах он еще стоять на ногах и молится лежа:
«Здесь я, Антоний, не бегаю от ваших ударов. Если нанесете мне и еще большее число, ничто не отлучит меня от любви Христовой». Потом начинает петь: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое» (Псал.26:3).
(Там же, гл. 8)
Гробницы в Египте устраивались в пещерах, и по тогдашним представлениям это было место, где царят тьма, смерть и дьявол. Также и пустыня — место, где нет источника жизни, воды, — была обиталищем дьявола. Уносящего на себе грехи Израиля «козла отпущения» выгоняли в пустыню, где ему предстояла смерть. Иисус Христос удалился в пустыню для молитвы и поста, подвергся там искушению дьявола и победил его. Таким образом, гробницы и пустыня обозначали присутствие злого Духа, и именно туда направлялись монахи: не для спокойного. мирного, созерцательного существования, а на страшный бой с князем мира сего. Поэтому богослужебные тексты в дни поминовения святых аскетов часто говорят о том. что вследствие монашеских усилий «пустыня пррцвете». Имеется в виду и духовное, и материальное процветание, ибо, поселяясь в пустыне, монахи помимо духовных подвигов занимались земледелием, и их усилиями сухая земля, прежде завоеванная «человекоубийцей дьяволом», начинала приносить плоды человеческих трудов — так осуществлялось начало Царства Божия.
С прекращением гонений на христианство постепенно установилась духовная связь между монашеством и мученичеством. В раннехристианский период только мученики почитались святыми. Своей смергью, понимаемой как крещение в крови, они свидетельствовали Христово Воскресение. С приходом к власти Константина Великого гонения прекратились, и мучеников не стало. Им на смену пришли монахи, духовный подвиг которых понимался как добровольное страдание. как смерть для «этого мира»:
„ ^ А когда гонение уже прекратилось, и приял мученичество бла. женной памяти епископ Петр, тогда Антоний оставил Александрию и уединился снова в монастыре своем, где ежедневно ^ был мучеником в совести своей и подвизался в подвигах веры. Труды его многочисленны и велики: он непрестанно постился: одежду нижнюю — волосяную — и верхнюю — кожаную — соблюдал до самой кончины: не смывал водою нечистот с тела никогда не обмывал себе ног. даже и просто не - погружал их в воду, кроме крайней необходимости. Никто не видел его раздетым... до того времени, как Антоний скончался и стали предавать его погребению.
(Там же. гл. 47)
При зарождении монашеского движения многие относились к монахам с подозрением. Св. Афанасий хорошо понимал важность монашества и необходимость удержать его под контролем Церкви, не дать ему переродиться в независимое стихийное движение. Поэтому он старается изобразить Антония в самом привлекательном виде: в его описании святой подвижник не общался с еретиками, ходил в церковь. с уважением относился к священнослужителям (что отнюдь не было характерно для монахов того времени) и вообще отличался приятной наружностью и нравом.
Интересен эпизод столкновения св. Антония с языческими философами, свидетельствующий о полном отсутствии взаимопонимания между монахами и представителями светской учености:
Был же он весьма разумен и, что удивительно, не учась грамоте. отличался тонкостью и проницательностью ума. Однажды пришли к нему два языческих философа, думая, что могут искусить Антония. Был же он на внешней горе и. догадавшись по лицу шедших, какие это люди. вышел к ним и сказал через переводчика: «Почему столько беспокоитесь вы. философы. для человека несмысленного?» Когда же ответили они, что Антоний человек вовсе не несмысленный, а напротив того — весьма умный, тогда продолжал он: «Если шли вы к человеку несмысленному, то напрасен труд ваш. А если почитаете меня разумным, то будьте такими же. каков я, потому что хорошему должно подражать.... а я — христианин». Философы
удалились с удивлением.
(Там же, гл. 72)
В эпилоге св. Афанасий призывает своих читателей читать «Житие» вслух, и не только своим собратьям-монахам, но и язычникам. В ранней Церкви лишь очень немногие умели читать, книги были дороги. и обучение происходило со слуха. Видя в жизни св. Антония великое свидетельство веры. Афанасий считал, что оно должно служить в назидание христианам и вдохновлять язычников.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |