Читайте также:
|
|
350 году он был избран епископом иерусалимским. Церковь тогда переживала серьезные трудности, вызванные арианской смутой. До 337 года империей правил Константин I, в конце своей жизни покровительствовавший арианам и сместивший большинство православных епископов с их кафедр. В 336 году самому Арию было разрешено вернуться из ссылки, и он был бы принят обратно в лоно Церкви, если бы этому не помешала его внезапная смерть. Св. Афанасий избегал преследований, укрываясь в пустыне, или подвергался ссылкам. Фактически на всем православном Востоке не осталось ни одного православного епископа.
Какое место во всем этом принадлежит Кириллу Иерусалимскому? — Многие богословы древности и последующих времен при-
Основные творения св. Василия Великого
1. «Против Евномия». в трех книгах. Евномий.был представите лем крайнего арианства и основателем ереси аномеев. Он утверждал, что природа Сына не только не тождественна, но лаже и не подобна (греч. аномипс. не подобный; отсюда аномейство) природе Отца. Помимо этого Евномий считал, что наш разум может иметь верное рациональное представление о природе Божества. Возражая Евномию, св. Василий защищал православное учение о св. Троице.
2. «О Св. Духе», книга, написанная доступным, легким языком, в которой Василий доказывает божественную природу Св. Духа.
3. Беседы или проповеди (гомилии):
~ «На Шестолнев». комментарий к 1 главе книги Бытия (9 бесед).
— 16 бесед на разные псалмы.
— Полный комментарий к книге пророка Исайи.
21 проповедь на различные темы. из которых наиболее известно
«Увещание к молодежи о том. как изалечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов». В этой проповеди говорится о необходимо
сти и пользе светского образования.
4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много
богословских рассуждений, особенно о св. Троице. Число 365 не случайно. но имеет символический смысл, соответствуя числу дней в году. Некоторые письма не подлинны: одни составлены из произведений св. Василия, а другие вообще написаны не им, а его друзьями или
его братом, Григорием Нисским.
5. «Монашеские правила», пространные и краткие. В них Василий определял монашество не как обособленное движение, а как особую категорию христиан, ведущих определенный образ жизни. Основной идеей «Правил» было избавиться от индивидуалистического понимания монашества. Если человек решил уйти в монашество, он уже не может делать все. что хочет, так же как и мы, живя в миру, подчиняемся правилам человеческого общежития. Для св. Василия монашество представляло не исключительную, но идеальную форму христианской жизни. Его «Правила» чужды всякого формализма и отличаются здравомыслием и человеческой чуткостью.
Св. Василий Великий писал также о литургической жизни Церк ви. Замечания на богослужебные темы рассеяны в его письмах и встречаются в книге «О Св. Духе». Известная нам литургия Василия Великого была составлена в более поздний период, однако ученые считают, что евхаристическая молитва этой литургии действительно написана самим Василием (в отличие ог литургии, носящей имя Иоанна Златоуста, которая восходит к гораздо более позднему времени).
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |