Читайте также:
|
|
1. оксидоредуктазы
2. трансферазы
3. гидролазы
4. лиазы
5. изомеразы
6. лигазы (синтетазы)
Характеристика отдельных классов ферментов
1. Оксидоредуктазы – ферменты, катализирующие реакции окисления – восстановления.
Систематическое название:
донор: акцептор оксидоредуктаза
Рабочие названия (на примерах):
- дегидрогеназа
- оксидаза
- пероксидаза
- монооксигеназа (гидроксилаза), диоксигеназа
- редуктаза
2. Трансферазы – ферменты, катализирующие реакции переноса различных групп от одного субстрата к другому.
Систематическое название:
донор: акцептор (транспортируемая группа) трансфераза.
Рабочее название:
акцептор + переносимая группа + трансфераза.
Пример реакции
Рабочее название: донор + переносимая группа + трансфераза
Пример реакции
Киназа.
3. Гидролазы - ферменты, катализирующие разрыв связей в субстратах с присоединением воды по месту разрыва.
Систематическое название:
субстрат + гидролаза.
Рабочее название: название субстрата + - аза.
Пример реакции
4. Лиазы – ферменты, катализирующие реакции разрыва связей в субстрате без присоединения воды и окисления.
Систематическое название:
субстрат – группа – лиаза.
Рабочие названия (на примерах):
- декарбоксилаза,
- альдолаза
- гидратаза
- синтаза
- лиаза.
5. Изомеразы – ферменты, катализирующие превращения, происходящие в пределах одной молекулы.
Названия ферментов: субстрат + термин в зависимости от типа реакции изомеризации:
а) рацемазы - пример реакции
б) эпимеразы
в) таутомеразы
г) мутазы - пример реакции
д) изомеразы
6. Лигазы (синтетазы) – ферменты, катализирующие образование новых веществ с использованием энергии фосфатной связи.
Систематическое название: субстраты + лигаза.
Рабочее название: продукт реакции + синтетаза.
пример реакции
Рабочее название карбоксилаза (пример реакции).
Классификация ересей в сочинениях церковных писателей
Классификация сект предполагает их распределение по категориям на основании сходства в главных чертах характеризующих ту или иную группу.
Из всех известных в святоотеческой литературе по сектам классификаций ересей можно выделить две наиболее типичные. В одной секты систематизированы по времени появления ереси, в другой - по догматическим расхождениям с учением Церкви.
Примером классификации, где в качестве критерия избран только хронологический принцип, то есть ереси представлены следующие одна за другою, может служить систематизация св. Епифания Кипрского (315–403) в его труде под названием «Панарион» (сам он так объяснял наименование своего сочинения: «Панарион» (аптека) или «кивотон» (ковчег) с «цельбоносным от угрызения ядовитых животных запасом»[i]).
При составлении своей классификации св. Епифаний исходил из того, что истинная вера была известна Адаму, который обнаруживал в себе черты христианства[ii]: имел познание Святой Троицы и вера тогда была такой же как и во время жизни св. Епифания. Но, по мнению Г.В. Флоровского, св. Епифаний «совершенно лишен исторического чутья».[iii]
Критерием ереси он считал любое отклонение от веры Адама. Оно началось с извращения нравов непосредственных потомков Адама, а затем перешло в язычество, философские системы и ереси вплоть до IV века.[iv]
Его рассуждения о типах ересей выводятся из 1 Кол. 3,11, где апостол говорит, что «во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни Варвара, ни Скифа», но нова тварь (2 Кор. 5, 17)[v]. На этом основании св. Епифаний делает заключение, что до Рождества Христова существовало четыре типа ересей: варварство: от сотворения мира до потопа, скифство: от потопа до Вавилона, еллинство: от Вавилона и иудейство. Общее количество дохристианских ересей равнялось 20.
Принцип деления христианских ересей он основывал на своеобразном толковании Песнь Песней 8, 8-9[vi]. Отношения жениха и невесты, описанные в этой книге, символически истолковывались церковными писателями как образ духовного союза Христа с Церковью. Но св. Епифаний считал, что под 80 наложницами следует разуметь еретические учения. Поскольку 20 ересей отнесены к дохристианскому периоду, то христианских лжеучений должно быть не более 60. Распределение христианских ересей построено без какой либо продуманной системы.
Такое представление о «православии и ереси имело влияние и на позднейших ересиологов – подражателей его. Установился обычай при установлении еретических сект говорить сначала о так называемых нехристианских ересях, а потом о собственно христианских».[vii]
Одним из наиболее известных ересиологических трудов, где буквально заимствована классификация св. Епифания, является сочинение преп. Иоанн Дамаскина «О ересях».[viii] Преп. Иоанн Дамаскин лишь пополнил свой труд изложением ересей бывших после св. Епифания. В числе ересей сто первой значится мусульманство.[ix] В ересиологических сочинениях св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского также рассматриваются философские системы и языческие верования, но не в значении ересей, а как оказавшие влияние на образование христианских лжеучений.
Другой не менее известной систематизацией ересей является классификация блаж. Феодорита Кирского. Она построена на двух принципах: богословском и хронологическом, что позволяет проследить развитие ереси во времени. Эта классификация разработана в сочинении «Еритические басни»[x], написанном в 453 году. Согласно первому критерию все ереси блаж. Феодорит разделил на четыре группы.
Первую составляют дуалисты и полиахисты в онтологии и докеты в христологии. Они противопоставляли Творцу мир, «производя его или от низших и подчиненных ему (от одного из ангелов, архонтов, эонов), или прямо враждебных, как манихеи. Вместе с тем расторгалась и связь истории миробытия и истории искупления, поелику тут обнаруживалось действие взаимно исключающих сил, - злой и благой»[xi]. К этой группе причислены 26 сект, преимущественно гностических, основателями которых были: Симон Маг, Василид, Карпократ, Тациан, Вардесан, Маркион, Манес и др.
Вторую группу составляют ереси, признававшие одно начало в онтологии, т.е. антитринитарии, высказывавшие в христологии иудаистические воззрения (назореи, евиониты) или патрипассианские с динамическим и модалистичесим оттенками. По их представлениям Христос родился от Девы естественным образом подобно всем людям, но воспринял в себя особую благодать. Сюда относятся назореи, евиониты, элкасаиты, Павел Самосатский, Савелий, Маркел.
К третьей группе принадлежат ереси, занимающие среднее положение между первыми двумя: николаиты, монтанисты, четыренадесятники, Ноэт Смирнский, Новат и др.
Заключается обзор ересей лжеучениями Ария, Евномия, Аэция, македониан, донатистов, аполлинаристов, мессалиан, несториан, Евтихия и др.
В соответствии с хронологическим критерием блаж Феодорит все ереси делит на доникейские и после никейские (Доникейские ереси разделены на три группы в зависимости от их учения о Боге, о Личности Иисуса Христа и о сущем. Посленикейсие объединены в одну группу, поскольку все были христологическими). Использование двух критериев позволило показать все этапы развития лжеучения: его возникновение, развитие и последующее влияние на другие ереси. По мнению проф. Н. Глубоковского «система Киррского епископа есть самая лучшая, какая была возможна в его время, и едва ли не образцовая» для конца XIX века.[xii]
Если использовать современный богословский язык, то все ереси перечисленные у Бл. Феодорита можно распределить по следующим категориям: гностические, антитринитарные, христологические и экклисиологические.
Систематизация ересей не была теоретически отвлеченным занятием, но имела своей задачей – «исторически объективное изложение еретических лжеучений»[xiii] и указывала на степень их отступления от апостольской веры.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |