Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основной образовательной программы

Читайте также:
  1. I)Однофакторный дисперсионный анализ (выполняется с применением программы «Однофакторный дисперсионный анализ» надстройки «Анализ данных» пакета Microsoft Excel).
  2. I. Смешанные техники (основной материал - тушь)
  3. II. Структура программы
  4. III. Ожидаемый результат реализации программы
  5. III. Основной этап
  6. IV. Этапы внедрения программы
  7. А) ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
  8. А5. Укажите основной систематический признак, по которому определяют семейство покрытосеменных растений
  9. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. ИНТЕРВЬЮ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
  10. Аграрные программы основных политических партий России

 

«Философия» входит в систему общегуманитарных дисциплин. Она ориентирована на развитие у студентов интереса к фундаментальным и целостным знаниям, стимулиро­вание потребности в философском осмыслении действительности, постижении сущности и смысла бытия, предназначения человека, понимании всеобщей природы мышления, усвоении идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм, вне которой не­воз­мож­но ста­нов­ле­ние про­фес­сио­наль­но­го мас­тер­ст­ва в сфе­ре пра­во­ох­ра­ни­тель­ной и пра­во­при­ме­ни­тель­ной дея­тель­но­сти. Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная часть)».

 

4. Содержание учебной дисциплины

Те­ма 1. Пред­мет фи­ло­со­фии и ее роль в куль­ту­ре

Спе­ци­фи­ка гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния. Ис­то­ри­че­ская эво­лю­ция пред­ме­та фи­ло­со­фии. Философия как преднаука. Со­вре­мен­ное по­ня­тие фи­ло­со­фии и струк­ту­ра фи­ло­соф­ско­го зна­ния. Роль фи­ло­со­фии в куль­ту­ре. Зна­че­ние фи­ло­со­фии в дея­тель­но­сти со­труд­ни­ков про­ку­ра­ту­ры.

Те­ма 2. Фи­ло­со­фия Древ­не­го ми­ра

Со­цио­куль­тур­ные пред­по­сыл­ки возникновения ан­тич­ной фи­ло­со­фии. Пер­вые фи­ло­соф­ские шко­лы: ми­лет­ская, пи­фа­го­рей­ская, элей­ская. Кос­мо­цен­три­че­ский ха­рак­тер досократической фи­ло­со­фии. Со­фис­ты и Со­крат. Объ­ек­тив­ный идеа­лизм Пла­то­на. Ан­тич­ный ато­мизм. Фи­ло­соф­ское уче­ние Ари­сто­те­ля.

Те­ма 3. Фи­ло­со­фия Сред­них ве­ков и эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния.

 

Эта­пы и ос­нов­ные чер­ты сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии. Пат­ри­сти­ка и схо­ла­сти­ка. Про­бле­ма­ти­ка сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии (обос­но­ва­ние бы­тия бо­га, ве­ра и зна­ние, про­бле­ма «уни­вер­са­лий»). Ос­нов­ные чер­ты фи­ло­со­фии Воз­ро­ж­де­ния. Гу­ма­низм и ан­тро­по­цен­тризм как завершение индивидуализма. Пан­те­изм и диа­лек­ти­ка в уче­нии Н. Ку­зан­ско­го и Д. Бру­но. Скептицизм М.Монтеня. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская мысль эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Н. Ма­киа­вел­ли, Т. Мор, Т. Кам­па­нел­ла).

Воз­ро­ж­де­ние и Ре­фор­ма­ция как пред­по­сыл­ки но­во­ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии.

 

Те­ма 4. Фи­ло­со­фия Но­во­го вре­ме­ни.

На­уч­ная ре­во­лю­ция XVI—XVII вв. и ее зна­че­ние в ста­нов­ле­нии фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни. Ос­нов­ные чер­ты фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни. Про­бле­ма ме­то­да в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни. По­ле­ми­ка ра­цио­на­лиз­ма и эм­пи­риз­ма. Тео­рия экс­пе­ри­мен­ти­рую­ще­го зна­ния Ф. Бэ­ко­на. Уче­ние об «идо­лах». Ра­цио­на­лизм Р. Де­кар­та. Про­бле­ма суб­стан­ции в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни (Б. Спи­но­за, Г. Лейб­ниц, Р. Де­карт).

 

Те­ма 5. Не­мец­кая клас­си­че­ская фи­ло­со­фия

Об­щая ха­рак­те­ри­сти­ка не­мец­кой клас­си­че­ской фи­ло­со­фии: ос­нов­ные пред­ста­ви­те­ли и ха­рак­тер­ные чер­ты. Об­щий за­мы­сел «кри­ти­че­ско­го идеа­лиз­ма» И. Кан­та. Уче­ние о чув­ст­вен­но­сти, рас­суд­ке и ра­зу­ме. Ап­рио­ризм. «Ка­те­го­ри­че­ский им­пе­ра­тив» И. Кан­та. Уче­ние о мо­ра­ли. Сис­те­ма аб­со­лют­но­го идеа­лиз­ма Ге­ге­ля. Ан­тро­по­ло­ги­че­ский ма­те­риа­лизм Л. Фей­ер­ба­ха. Уче­ние Л. Фей­ер­ба­ха о ре­ли­гии.

Те­ма 6. За­пад­ная и русская фи­ло­со­фия XIX—XX вв.

Тео­ре­ти­че­ские пред­по­сыл­ки и ос­нов­ные по­ло­же­ния фи­ло­со­фии мар­ксиз­ма. К. Маркс об от­чу­ж­ден­ном тру­де. Ста­нов­ле­ние ев­ро­пей­ско­го ир­ра­цио­на­лиз­ма: во­люн­та­ризм (А. Шо­пен­гау­эр, Ф. Ниц­ше) и эк­зи­стен­циа­лизм (С. Кьер­ке­гор, А. Ка­мю, Ж.-П. Сартр и др.). Пси­хо­ана­лиз: фрей­дизм и не­оф­рей­дизм. Ос­нов­ные чер­ты и на­прав­ле­ния рус­ской фи­ло­соф­ской мыс­ли XIX—XX вв.

Те­ма 7. Онтология, уче­ние о бы­тии

Спе­ци­фи­ка фи­ло­соф­ско­го по­ни­ма­ния бы­тия. По­ня­тие суб­стан­ции. Про­бле­ма ма­те­рии в ис­то­рии фи­ло­со­фии (субъ­ек­тив­ный и объ­ек­тив­ный идеа­лизм). Раз­ви­тие ма­те­риа­ли­сти­че­ских пред­став­ле­ний о ма­те­рии. На­уч­ные кар­ти­ны ми­ра и на­уч­ные ре­во­лю­ции. Тео­ре­ти­че­ский фун­да­мент со­вре­мен­ных на­уч­ных пред­став­ле­ний о ми­ре. Со­вре­мен­ные на­уч­ные пред­став­ле­ния о про­ис­хо­ж­де­нии и строе­нии Все­лен­ной.

 

Те­ма 8. Гносеология, уче­ние о по­зна­нии

Со­дер­жа­ние гно­сео­ло­ги­че­ской про­бле­ма­ти­ки. Про­бле­ма ис­точ­ни­ка по­зна­ния. Про­бле­ма по­зна­вае­мо­сти ми­ра. Ис­то­ри­че­ские фор­мы аг­но­сти­циз­ма. Кри­те­рии на­уч­но­сти зна­ния. Про­бле­ма ис­ти­ны в ис­то­рии фи­ло­со­фии. По­ня­тие объ­ек­тив­ной ис­ти­ны. Про­бле­ма аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны. Про­бле­ма кри­те­ри­ев ис­ти­ны. По­ня­тие прак­ти­ки. Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние. Чув­ст­вен­ная и ло­ги­че­ская сту­пе­ни по­зна­ния. Ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер форм по­зна­ния. Фор­мы по­зна­ния и язык. Ос­нов­ные тео­ре­ти­че­ские под­хо­ды к про­бле­ме соз­на­ния. Ма­те­риа­лизм и на­ту­ра­лизм о при­ро­де соз­на­ния. Со­вре­мен­ный ма­те­риа­лизм о при­род­ных и со­цио­куль­тур­ных пред­по­сыл­ках фор­ми­ро­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния. Соз­на­ние и са­мо­соз­на­ние

Те­ма 9. Аксиология и деонтология. Философия права

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Деонтология как философское учение о норме. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей и норм. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Ценностные и нормативные ориентации и смысл человеческого бытия.

Право и государство как объекты философского исследования. Специфика философского учения о праве (в его различении с законом) и правовых свойствах государства и закона (позитивного права). Многообразие концепций философии права: история и современность. Процесс формирования и развития основных школ, идей и концепций философии права в истории философии и юриспруденции. Философские проблемы сущности и явления в праве и государстве. Многообразие определений права и единство понятия права. Содержание и смысл правового принципа формального равенства. Абстрактно-всеобщий и формальный характер правового равенства. Право как всеобщая и необходимая форма и равная мера свободы. Справедливость как правовая категория и абстрактное выражение права. Момент единства равенства, свободы и справедливости в праве. Правовое равенство как выражение свободы и справедливости. Различение и соотношение (совпадение или несовпадение) права и закона как исходная и основополагающая проблема философии права. Основные типы правопонимания: легистский, естественноправовой, либертарно-юридический. Философско-правовое значение понятия «естественное право» в его соотношении с понятием «позитивное право». Право как форма бытия и осуществления свободы человека. Общее благо, равенство и справедливость. Государство и законы как формы выражения и утверждения общего блага. Формы социальной регуляции в обществе и виды социальных норм. Природа и смысл этих различных норм. История философско-правовых идей и концепций правовой государственности. Понятие правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Либертарная концепция правопонимания. Общеправовой смысл и общерегулятивная значимость конституционных положений о правах и свободах человека. Идеология и практика современных преобразований в России.

 

Те­ма 10. Футурология, философский аспект

Про­бле­ма­ти­ка фи­ло­со­фии ис­то­рии. Ос­нов­ные под­хо­ды к ана­ли­зу ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Кон­цеп­ции ста­ди­аль­но­го ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия. Ци­ви­ли­за­ци­он­ный под­ход к ана­ли­зу ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия. Ци­ви­ли­за­ци­он­ные ти­пы Вос­то­ка и За­па­да. Спе­ци­фи­ка рос­сий­ской ци­ви­ли­за­ции. По­ня­тие гео­по­ли­ти­ки и ее ос­нов­ные шко­лы. Ос­нов­ные гео­по­лит­ичес­кие за­ви­си­мо­сти. Гео­по­ли­ти­ка и со­вре­мен­ная нау­ка. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Гло­ба­лизм и ан­ти­гло­ба­лизм. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

 

 

5. Структура учебной дисциплины

Дисциплина «Философия» изучается в 1 семестре 1 курса, итоговой формой контроля является экзамен. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Аудиторная работа – 50 часов, самостоятельная работа – 58 час.

Лекционные и практические занятия организуются в соответствии с тематическим планом.

Тематический план

  Раздел (тема) учебной дисциплин Семестр Виды учебной деятельности, трудоемкость, ч.   Всего часов   Примечания  
Лекции Практ. занятия СРС
1. Предмет философии и ее роль в культуре            
2. Философия Древнего мира            
3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения            
4. Философия Нового времени            
5. Немецкая классическая философия           «Круглый стол»
6. Западная и русская философия XIX—ХХ вв.            
Текущий контроль по т.1–6           Ауд.контрольная работа
7. Онтология, учение о бытии            
8. Гносеология, учение о познании            
9. Аксиология и деонтология. Философия права           Учебная конференция Домашняя контрольная работа
10. Футурология, философский аспект           Учебная конференция
Промежуточный контроль             Экзамен
Всего            
В том числе в активных и интерактивных формах            

 

 

6. Методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов. Оценочные средства для текущего

контроля успеваемости и промежуточной аттестации по

итогам освоения учебной дисциплины

 

При изучении дисциплины «Философия» используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

- освоение в процессе подготовки к практическим занятиям, включая учебную конференцию и аудиторную контрольную работу, учебного материала по конспектам лекций и рекомендуемым учебникам и учебным пособиям;

- решение тестовых заданий (см. приложение №2);

- поиск (подбор) литературы, в том числе электронных источников информации, по заданной теме, ее изучение, сравнительный анализ подходов, излагаемых в различных научных публикациях;

- подготовка докладов и сообщений в форме мультимедийных презентаций для выступлений на практических занятиях, а также на студенческих конференциях;

- написание домашней контрольной работы;

- подготовка к экзамену.

Контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных практических учебных занятий, заслушивания докладов и сообщений, в том числе представленных в форме мультимедийных презентаций, аудиторной и домашней письменных контрольных работ.

Предусматриваются следующие формы проведения занятий:

анализ содержания отрывков из оригинальных философских сочинений (первоисточников) — по всем темам;

логическая реконструкция аргументации философа — по текстам философов;

доклад и выступление оппонента — по всем темам;

дискуссия — обсуждение спорных философских проблем путем сопоставления мнений студентов и выявления доводов «за» и «против» — по всем темам;

представление творческой работы (презентации или портфолио), в которой студент формулирует свое аргументированное мнение по одной из обсуждаемых в курсе проблем и представляет его в мультимедийной форме.

Круглый стол отличается от практического занятия возможностью привлечения специалистов по смежным специальностям, а также противопоставлением концептуальных подходов при рассмотрении проблемных ситуаций. При этом, аудитория делится на группы поддержки альтернативных точек зрения, а так же третейских судей. Главным критерием при оценке выступления является его аргументированность, нравственность и мировоззренческая зрелость.

Студенческая конференция проводится в аудиториях, оборудованных специальной техникой для показа мультимедийных презентаций (в том числе интерактивные доски). От каждой группы на конференции выступают с докладами и сообщениями по 4-7 чел., состав докладчиков персонально определяется самими студентами во главе старосты группы. Доклады и сообщения студентов, подготовленные преимущественно в виде презентаций, обсуждаются аудиторией при участии преподавателя. По ходу выступлений допускается возможность для участников конференции задавать вопросы докладчикам. По итогам выступлений и обсуждения проблемных вопросов преподаватель выставляет оценки в четырехбальной системе: от оценки «отлично» до оценки «неудовлетворительно».

В качестве оценочных средств контроля знаний при изучении дисциплины «Философия» выступают: контрольные вопросы, вопросы для самоподготовки, тесты, задания для учебных конференций и аудиторной контрольной работы. Контроль самостоятельных работ осуществляется в процессе индивидуальных консультаций, практических занятий, проверки контрольных работ, межсессионной аттестации и завершающего курс экзамена.

Формы контроля:

а) текущий контроль при проведении практических занятий;

б) аудиторная контрольная работа;

в) домашняя контрольная работа

г) экзамен.

Аудиторная контрольная работа проводится по тестам. За основу берутся тесты изданные в Институте, а также варианты тестов для проверки остаточных знаний Министерства Образования и Науки РФ.

Пропуски занятий отрабатываются по вопросам для самоконтроля.

Домашняя контрольная работа пишется студентами по предложенным темам, по выбору. В работе студент должен продемонстрировать знание терминологии, понятийного аппарата (см. приложение №1), способность анализировать философские проблемы, аргументировано формулировать собственную точку зрения. Объём: 3 -4 страницы по каждому вопросу.

Самостоятельная работа студента заключается в конспектировании рекомендованной литературы, подготовке (в том числе в эл. варианте) выступлений на студенческих конференциях, практических занятиях и семинарах (см. приложение №3), изучении тестового материала по учебной дисциплине, освоении тезауруса науки.

Экзамен проводится по билетам, в каждом билете два вопроса: один по истории философии, второй по философской проблематике. Сдаётся устно. Студенту предоставляется не менее 40 минут для подготовки к ответу, разрешается пользоваться рабочей программой учебной дисциплины, а также книгой тестов.

ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Пред­мет фи­ло­со­фии и ее роль в куль­ту­ре (2 часа)

Вопросы

1. Пред­мет фи­ло­со­фии и ее роль в куль­ту­ре.

2. Струк­ту­ра и про­бле­ма­ти­ка фи­ло­соф­ско­го зна­ния.

3. Со­цио­куль­тур­ные пред­по­сыл­ки ан­тич­ной фи­ло­со­фии. Цен­тры фи­ло­соф­ской мыс­ли.

4. Философский космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм.

Тема 2. Философия Древнего мира (2 часа)

Вопросы

1. Пер­вые фи­ло­соф­ские шко­лы: ми­лет­ская, пи­фа­го­рей­ская, элей­ская.

2. Со­фис­ты и Со­крат.

3.Объ­ек­тив­ный идеа­лизм Пла­то­на.

4. Ан­тич­ный ато­мизм.

5. Фи­ло­соф­ское уче­ние Ари­сто­те­ля.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изу­ча­ет фи­ло­со­фия?

2. Оха­рак­те­ри­зуй­те су­ще­ст­вую­щие точ­ки зре­ния на со­от­но­ше­ние фи­ло­со­фии и нау­ки.

3. Ка­ко­вы функ­ции фи­ло­соф­ско­го зна­ния?

4. В чем за­клю­ча­ют­ся со­цио­куль­тур­ные пред­по­сыл­ки воз­ник­но­ве­ния ан­тич­ной фи­ло­соф­ской тра­ди­ции?

5. На­зо­ви­те глав­ные цен­тры гре­че­ской фи­ло­со­фии и объ­яс­ни­те раз­ли­чие ме­ж­ду ио­ний­ской и ита­лий­ской фи­ло­со­фи­ей.

6. Как ре­ша­лась про­бле­ма пер­во­на­ча­ла пред­ста­ви­те­ля­ми ми­лет­ской шко­лы?

7. Как ре­ша­лась про­бле­ма пер­во­на­ча­ла в пи­фа­го­рей­ской шко­ле?

8. Сфор­му­ли­руй­те до­ка­за­тель­ст­во еди­но­го бы­тия Пар­ме­ни­да.

9. В чем за­клю­ча­лись апо­рии Зе­но­на?

10. Объ­яс­ни­те зна­че­ние идей пер­вых гре­че­ских фи­ло­со­фов для раз­ви­тия нау­ки и фи­ло­со­фии.

11. В чем за­клю­ча­ет­ся кос­мо­цен­тризм древ­не­гре­че­ской фи­ло­со­фии?

12. Оха­рак­те­ри­зуй­те ос­нов­ные прин­ци­пы ато­миз­ма.

13. Что оз­на­ча­ют те­зи­сы Со­кра­та: «Я знаю, что ни­че­го не знаю» и «По­знай са­мо­го се­бя»?

14. По­че­му Со­крат ото­жде­ст­в­ля­ет зна­ние и доб­ро­де­тель?

15. По­че­му Пла­тон счи­та­ет, что идеи су­ще­ст­ву­ют бо­лее ре­аль­но, чем ве­щи?

16. Ка­кое го­су­дар­ст­во, со­глас­но Пла­то­ну, мож­но счи­тать спра­вед­ли­вым?

17. В чем смысл вы­ска­зы­ва­ния Ари­сто­те­ля «Пла­тон мне друг, но ис­ти­на до­ро­же»?

15. Каково зна­че­ние идей Пла­то­на и Ари­сто­те­ля для ду­хов­ной куль­ту­ры по­сле­дую­ще­го пе­рио­да?

Те­мы док­ла­дов

1. Что та­кое фи­ло­со­фия?

2. Фи­ло­со­фия в ду­хов­ной куль­ту­ре об­ще­ст­ва.

3. Фи­ло­со­фия и нау­ка.

4. Фи­ло­со­фия и ре­ли­гия.

5. От­ли­чи­тель­ные чер­ты ан­тич­ной фи­ло­со­фии и ее роль в ми­ро­вой куль­ту­ре.

6. Пи­фа­го­рей­ская шко­ла гре­че­ской фи­ло­со­фии.

7. Элей­ская шко­ла гре­че­ской фи­ло­со­фии.

8. Ан­тич­ный ато­мизм.

9. Зна­ние как ос­но­ва доб­ро­де­те­ли в эти­че­ском ра­цио­на­лиз­ме Со­кра­та.

10. Эл­лин­ско-рим­ская фи­ло­со­фия.

11. Уче­ние Пла­то­на о го­су­дар­ст­ве.

12. Иде­ал муд­ре­ца в ан­тич­ной фи­ло­со­фии.

Тема 3. Фи­ло­со­фия Сред­них ве­ков и эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (2 часа)

Вопросы

1. Эта­пы и ос­нов­ные чер­ты сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии. Пат­ри­сти­ка и схо­ла­сти­ка.

2. Про­бле­ма­ти­ка сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии (обос­но­ва­ние бы­тия бо­га, ве­ра и зна­ние, про­бле­ма «уни­вер­са­лий»).

3. Уче­ния А. Ав­гу­сти­на и Ф. Ак­вин­ско­го.

4. Ос­нов­ные чер­ты фи­ло­со­фии Воз­ро­ж­де­ния. Гу­ма­низм и ан­тро­по­цен­тризм.

5. Пан­те­изм и диа­лек­ти­ка в уче­нии Н. Ку­зан­ско­го.

6. Уче­ние о бес­ко­неч­но­сти, Все­лен­ной и ми­рах Д. Бру­но.

7. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская мысль эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Н. Ма­киа­вел­ли, Т. Мор, Т. Кам­па­нел­ла).

Вопросы для самоконтроля

1. На ос­но­ве ка­ких тра­ди­ций скла­ды­ва­лось хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние?

2. В чем за­клю­ча­ет­ся хри­сти­ан­ский сим­вол ве­ры?

3. Ка­кие до­ка­за­тель­ст­ва бы­тия бо­га при­во­дят А. Ав­гу­стин и Ф. Ак­вин­ский?

4. Ос­нов­ные эта­пы и чер­ты сред­не­ве­ко­вой за­пад­ной фи­ло­со­фии.

5. Фи­ло­соф­ские про­бле­мы сред­не­ве­ко­вой схо­ла­сти­ки (про­бле­ма уни­вер­са­лий, бы­тия бо­га, со­от­но­ше­ния ве­ры и ра­зу­ма).

6. Ос­нов­ные осо­бен­но­сти фи­ло­со­фии Воз­ро­ж­де­ния.

7. Пан­те­изм и уче­ние о про­ти­во­по­лож­но­стях Н. Ку­зан­ско­го.

8. В чем за­клю­ча­ет­ся смысл «уче­но­го не­зна­ния»?

9. Уче­ние Д. Бру­но о бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной.

10. В чем суть по­ли­ти­че­ских уто­пий Т. Мо­ра и Т. Кам­па­нел­лы?

11. Ка­кой прин­цип со­глас­но Н. Ма­киа­вел­ли ле­жит в ос­но­ве го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния?

Те­мы док­ла­дов

1. Ос­нов­ные осо­бен­но­сти сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии.

2. Но­ми­на­лизм и реа­лизм о при­ро­де об­щих по­ня­тий.

3. Про­бле­ма обос­но­ва­ния бы­тия бо­га в сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии и тео­ло­гии.

4. Ф. Ак­вин­ский о гар­мо­нии ве­ры и ра­зу­ма.

5. Гу­ма­низм и ан­тро­по­цен­тризм эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния.

6. Пан­те­изм как фор­ма ми­ро­воз­зре­ния.

7. Диа­лек­ти­ка Н. Ку­зан­ско­го.

 

Тема 4. Философия Нового времени (2 часа)

Вопросы

1. Воз­ро­ж­де­ние как пред­по­сыл­ка но­во­ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии.

2. На­уч­ная ре­во­лю­ция XVI—XVII вв. и ее зна­че­ние в ста­нов­ле­нии фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни.

3. Ос­нов­ные чер­ты фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни. Ре­фор­ма­ция как ре­ли­ги­оз­ное и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ское дви­же­ние, ее влия­ние на фи­ло­со­фию.

4. Про­бле­ма ме­то­да по­зна­ния в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни (Ф. Бэ­кон, Р. Де­карт). По­ле­ми­ка ра­цио­на­лиз­ма и эм­пи­риз­ма.

5. Про­бле­ма суб­стан­ции в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни.

6. Тео­рия экс­пе­ри­мен­ти­рую­ще­го зна­ния Ф. Бэ­ко­на. Уче­ние об «идо­лах».

7. Ра­цио­на­лизм Р. Де­кар­та.

8. Про­бле­ма суб­стан­ции в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни (Б. Спи­но­за, Г. Лейб­ниц, Р. Де­карт).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем за­клю­ча­ет­ся раз­ли­чие фи­ло­соф­ской про­бле­ма­ти­ки в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни?

2. Что та­кое Ре­фор­ма­ция как ре­ли­ги­оз­ное и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ское дви­же­ние?

3. В чем вы­ра­жал­ся про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния и Но­во­го вре­ме­ни?

4. Рас­крой­те смысл на­уч­ной ре­во­лю­ции XVI—XVII вв. и на­зо­ви­те ос­нов­ных ее пред­ста­ви­те­лей.

5. Ка­ким об­ра­зом по­влия­ла на­уч­ная ре­во­лю­ция на ха­рак­тер фи­ло­соф­ско­го зна­ния?

6. На­зо­ви­те ос­нов­ных пред­ста­ви­те­лей фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни.

7. По­че­му в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни на пер­вый план вы­шла про­бле­ма уни­вер­саль­но­го ме­то­да по­зна­ния?

8. Что оз­на­ча­ет те­зис Ф. Бэ­ко­на «зна­ние—си­ла»?

9. В чем за­клю­ча­ет­ся ме­тод ис­клю­чаю­щей ин­дук­ции Ф. Бэ­ко­на?

10. В чем со­сто­ят ис­точ­ни­ки за­блу­ж­де­ния со­глас­но Ф. Бэ­ко­ну?

11. Оха­рак­те­ри­зуй­те де­дук­тив­ный ме­тод Р. Де­кар­та.

12. Что оз­на­ча­ет те­зис Р. Де­кар­та «мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую»?

Те­мы док­ла­дов

1. Г. Га­ли­лей как ос­но­ва­тель экс­пе­ри­мен­таль­но­го ес­те­ст­во­зна­ния.

2. Но­вая на­уч­ная кар­ти­на ми­ра в уче­ни­ях Н. Ко­пер­ни­ка, И. Ке­п­ле­ра и Д. Бру­но.

3. Фи­ло­соф­ское уче­ние Б. Спи­но­зы.

4. Мо­на­до­ло­гия Г. Лейб­ни­ца.

5. Ма­те­риа­лизм и ан­ти­тео­ло­гизм фран­цуз­ско­го Про­све­ще­ния.

6. Про­бле­мы го­су­дар­ст­ва и пра­ва в фи­ло­соф­ских уче­ни­ях Т. Гоб­бса и Д. Лок­ка.

7. Фи­ло­со­фия по­ли­ти­че­ско­го ра­ди­ка­лиз­ма Ж.-Ж. Рус­со.

8. Ос­нов­ные идеи и от­ли­чи­тель­ные чер­ты фи­ло­со­фии Про­све­ще­ния.

Тема 5. Не­мец­кая клас­си­че­ская фи­ло­со­фия (4 часа)




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.027 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав