Читайте также:
|
|
1. Проблемы сознания и познания в истории философии.
2. Естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании.
3. Современные философские представления о происхождении и сущности сознания.
4. Познание и его значение в жизни человека.
5. Человек как субъект творчества.
1. Сознание является объектом внимания естественных и гуманитарных наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки. Так, представителей медико-биологических наук интересует мозг как орган сознания: его строение, специфика функционирования. Однако особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты на основе общих представлений о сознании. Такое общее универсальное знание дает философия.
Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона. С точки зрения Сократа сознание может дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум. Душа бессмертна и имеет способность по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела «там». На протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными положениями христианства. С точки зрения Августина Блаженного все знания о мире заложены в душе. Однако главное в жизни человека - его единение с Богом, чистая вера, которая выше любого знания. Эпоха Ренессанса возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия Нового времени поставила ряд основных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания.
Р. Декарт - яркий представитель рационализма (от лат. - разумный) обращает внимание на потенциальные возможности человека. По его мнению, душа человека только мыслит и это составляет основу всей жизни. "Мыслю, следовательно, существую", - так определяет Декарт главный смысл своей философии.
Большое значение в анализе проблем сознания играет и точка зрения сенсуализма (от латин. "сенсус" - чувство), подчеркивающая первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей. Эти позиции обосновывались в трудах Дж. Локка, одного из наиболее ярких представителей сенсуализма. Дж. Локк считал, что в "интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах".
Третьей традицией исследования сознания можно считать иррационалистическую (от лат.- неразумный) концепцию сознания и познания, оформившуюся к концу Х1Х в.. Её сторонники предполагают, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.
Важным для понимания проблем сознания и особенно познания были работы И.Канта, его чистого разума, практического разума. С точки зрения Канта взаимодействие человека с миром вещей, окружающих его, позволяет понять только явление (феномен), а не сами вещи. "Вещи в себе", как называл их Кант, существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. В процессе познания человек выявляет их особенности с помощью доопытных (априорных) категорий рассудка, основанных на разуме человека. Получаемая познающим объектом картина соответствует законам человеческого опыта и его логики, в то время как сущность "вещей в себе" находится за пределами человеческого существования, она "по ту сторону" рассудка и разума.Этот важный вывод философии Канта дает представление о философских традициях агностицизма, того философского учения, согласно которому невозможно истинное познания мира человеком.
На протяжении многих веков развивалась и материалистическая традиция анализа сознания и познания. Чаще всего она была связана с естественными науками и содержала в своем объяснении все достижения и заблуждения науки своего времени. Сознание, с точки зрения материалистической философии, - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать окружающую действительность в идеальных образах.
2. Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания.
Основные элементы нервной системы человека - это нервные клетки (нейроны), которые сильно отличаются от других клеток тела по своему строению и по особенностям работы. Главная задача мозга и всей нервной системы человека - приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями.
Головной мозг человека состоит из 50-60 млрд. нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти соединения (синапсы) осуществляют передачу и переработку информации. Поверхностная часть головного мозга - серое вещество или кора головного мозга - состоит из тел нервных клеток и имеет глубину 3-6мм, под которой расположено белое вещество, состоящее из отростков нейронов - аксонов и дендритов.
Мозг человека имеет три функциональных блока. Первый из них осуществляет тонус коры, ее нормальную жизнедеятельность, второй блок обеспечивает прием, переработку и хранение информации. В задачу третьего блока входит программирование поведения человека, его регуляция и контроль над всеми поступками и действиями. Все эти блоки работают в неразрывном единстве друг с другом.
В задачу мозга входит гомеостазис, т. е. процессы поддержания необходимого для жизнедеятельности человека внутреннего состояния организма (дыхание, кровообращение, терморегуляция, пищеварение, сон или бодрствование). Важную роль в жизни любого человека играют эмоции: тревога, боль, стресс, болезнь, удовольствие, радость. Все положительные и отрицательные реакции человека - это тоже задача мозга. Сознание предполагает память, внимание, волю человека, оказывает действие на интересы и потребности человека. Все названные составляющие сознания формируют интеллект личности, который зависит как от генетических особенностей, так и от избранной человеком жизнедеятельности. Интеллект развивается в процессе самоэксплуатации, самоупотребления. Чем больше мы потребляем разум, мышление, тем больше мы его развиваем.
У человека ежесуточно отмирает примерно 100 тыс. нейронов, в первую очередь те, которые не используются в психических процессах. Человек имеет доступ примерно лишь к 4% своих нейронов. Остальные нервные клетки, неиспользованные для мышления или хранения информации, обеспечивают надежность работы мозга. Наш мозг хранит намного больше информации, чем мы этого хотим или в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и ее извлечение из памяти затруднены.
Мыслит не мозг сам по себе, а человек при помощи мозга. И содержание его мышления определяет предметная деятельность самого человека, живущего в определенных социально-экономических и культурных условиях общества. Мозг не источник, а орган сознания. Поэтому первопричина функционирования сознания находится вне мозга - в объективном мире. Факт рождения человека - это только факт рождения природного существа, которое становится социальным только в процессе овладения речью и на ее основе абстрактным мышлением. Только находясь в обществе и осваивая его культуру, человек осваивает законы человеческой мыслительной деятельности, а на этой основе развивает и свою истинную человеческую природу, свои способности и задатки. Под влиянием особенностей социального бытия людей развиваются и изменяются зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Мыслят не только люди, но и животные, но сознательная мыслительная деятельность (абстрактное мышление) возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с помощью которого люди строят свою умственную деятельность, свой опыт. Поэтому сознание зависит от языка.
У большинства людей левое полушарие мозга контролирует язык и речь, правое полушарие - образное мышление. У каждого человека доминирующим является одно полушарие мозга, в связи с чем люди и отличаются друг от друга либо склонностью к абстрактному мышлению (и к точный наукам), либо склонностью к образному мышлению (к гуманитарным наукам и искусству). Большинство "левшей" (людей с развитым правым полушарием мозга) проявляют художественные наклонности, обладают особыми талантами в спорте.
3. С ознание - высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, в мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с обществом и природой.
Человекообразные обезьяны, появившиеся примерно около 5 млн. лет тому назад, начинают обрабатывать камни, создавая первые орудия труда, поэтому совместная трудовая деятельность, а вместе с ней и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен тысяч лет постоянно превращается в человеческий мозг.
У высших животных есть определенный практический интеллект, который проявляется в деятельности. Животным свойственно не только инстинктивное, но и разумное поведение, связанное с существованием у них сложной психики и наличием форм мыслительной деятельности, основанных на конкретном, образном мышлении.
Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает членораздельной речью, сформировавшей у него абстрактное мышление. Языковое мышление предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а через значение слов, знаков и символов. Практический мир вещей, предметов и поступков, существует объективно, вне и независимо от сознания человека. Но в его сознании он существует в виде мира понятий, слов, отражающих свойства и характеристики объективного мира. На этой основе у человека формируется способность сосредоточиться на себе самом (рефлексия), Именно абстрактная, мыслительная деятельность сформировала новый мир человека - логику, математику, искусство и т. п.
Весь духовный мир вырастает из внутренней жизни, рефлексии и саморефлексии человека. Язык справедливо называют орудием мышления, каждое слово (понятие) является совокупностью знаний о данном предмете или явлении, поэтому две основополагающих функции языка познавательная и коммуникативная неразрывно связаны между собой: познание мира человеком всегда было связано с общением человека с членами рода.
Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей. Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет четкий конкретно-исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение.
С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т. е. реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных. Язык и мышление связаны между собой. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики и зависит от познавательных способностей каждого человека.
Сознание является достоянием человечества. Но носителем сознания является конкретный индивид, личность, субъект, который при рождении обладает лишь психикой и врожденными задатками к мышлению.
Высшая нервная (психическая) деятельность человека включает в себя три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию).
4. Уже в философии античной Греции были представлены все проблемы познания и подходы к их решению.
Одно из направлений было заложено философией Сократа, который считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеческому разуму и поэтому проблема познания сводится к проблеме самопознания. Задача философствования - познать самого себя.
В истории античной философии известна теория познания Платона, который считал, что источник познания - это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в котором она существовала до ее "переселения" в тело человека.
Третья концепция представлена философией Демокрита, который считал, что душа человека является органом ощущения и мышления. В процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает "темным" знанием, играющим большую роль в познании. Когда человек не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, он вынужден обращаться к разумному познанию.
В Новое время европейская философия развивает практически все направления философского познания:
· сенсуалистическую, связанную с разработкой эмпирического (опытного) знания;
· рационалистическую концепцию, которая обосновывает роль и значение разума в познании мира;
· субъективно-идеалистическую концепцию познания, обратившую особое внимание на активную роль субъекта познания и заявившую, что "без субъекта нет объекта";
· объективно-идеалистическую концепцию, в основе которой познание рассматривается как божественное откровение.
Однако наибольшую известность в философии Нового времени получает агностицизм, как особое философское направление, отрицающее возможность познания истинной сущности мира. Классическими представителями этой точки зрения были Дэвид Юм и Иммануил Кант.
Английский философ Д. Юм считал, что каждый человек, познающий мир, имеет дело со своим опытом, за пределы которого он не в состоянии войти. Поэтому человек, как субъект познания, не имеет возможности правильно оценить объективную реальность и не может знать об истинности или неистинности своего опыта, о его соответствии или несоответствии реальному миру.
И. Кант говорил, что природа познания зависит от познавательных возможностей субъекта, что знание является опытом, полученного с помощью ощущений, и идеальных форм, названных Кантом априорными (доопытными) категориями рассудка. Поэтому мир для всех людей понимается таким, который соответствует формам восприятия и мышления, а значит и процесс познания видится Канту, как творчески активный процесс, в котором центральное место занимает человек, а не существующий независимо от человека мир. Человеком познается только мир явлений, мир сущностей закрыт для человечества, он находится за пределами человеческого разума, оставаясь "вещью в себе".
Современное научное представление о познании включает в себя три главные сферы или три главные области познания:
· мир природы - от космоса до элементарных частиц;
· мир социума (общества) как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми;
· мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, интуиции и переживаний, эмоций и представлений.
Если объяснение в познании и рефлексия (мышление человека, ориентированное на самого себя) всегда были предметом анализа философии, то проблемам понимания философия стала уделять внимание недавно.
Современные философы рассматривают понимание как осмысление. В процессе познания человек осуществляет переход от незнания к знанию и затем к пониманию имеющихся сведений о мире, и что понимание меняется в зависимости от исторических обстоятельств, в которых живут и действуют люди.
На основе анализа понимания возникает новое философское направление, задачей которого является толкование, разъяснение знания. Оно получило название герменевтики (по имени античного бога Гермеса, который приносил людям вести от богов и толковал смысл этих вестей, разъяснял их).
Задача герменевтики заключается в том, чтобы обеспечить правильное истолкование (интерпретацию) знания.
5. Познание начинается с затруднения в деятельности. Результаты мыслительной деятельности человека становятся всеобщим достоянием через его деятельность. В многовековом процессе осознания мира человеком были созданы разнообразные методы познания и различные специфические формы познания. Это - наука аксиология (учение о нормах и ценностях человеческого мира, как мира культуры), искусство и, наконец, практическая жизнь.
Для античности наиболее значимым отношением, связывающим человека с обществом, было, по мнению многих исследователей, искусство. В Средние века на первое место выходил аксиологические ценности религиозного мистического сознания. Эпоха Нового времени выдвинула в качестве значимого познавательного отношения человека к миру - науку, а рыночные отношения поставили на первый план вопросы утилитарного (практического) освоения мира.
Однако познание включает в себя все виды познавательных отношений - художественное, нормативно-ценностное, праксиологическое и научное.
Кроме рассудка и разума в познавательной деятельности большую роль играют интуиция (сверхсознание), а также вера и убеждение.
Человек, вступающий в мир, обладает большим количеством задатков, у него множество разнообразных биопсихических свойств, определяющих его половые, возрастные характеристики, его темперамент. Под влиянием социокультурной среды, особенно семьи, в первые годы жизни, человек формирует свои волевые и эмоциональные качества, память и мышление, ощущения и восприятия. В этот же период жизни он получает первый опыт, формирует привычки, типичные реакции, то есть то, из чего затем и вырастают ценностные установки, убеждения, мировоззрение личности.
Формирование сознания личности связано с изменением самого человека под влиянием жизненных обстоятельств, саморегуляции, самоконтроля или рефлексии человека.
В процессе трансляции (передачи) культуры подрастающим поколениям можно выделить несколько этапов.
На первом из них ребенок путем подражания овладевает умениями и навыками, речью и формами умственной деятельности. С самого рождения ребенок формируется как социокультурное существо и низшая граница этого этапа - его прямохождение, членораздельная речь, умения и навыки.
Первый этап трансляции культуры осуществляет семья. Ребенок включается в мир культуры сначала через подражание. Члены семьи становятся главным примером для ребенка.
На следующем этапе приобщения к культуре человек не только продолжает овладевать знаниями, нормами и ценностями общества, но и может воспроизводить и транслировать другим усвоенные им образы. Ученые называют эту стадию стадией репродуктивного овладения культурой. Человек уже составляет часть данного общества, он в состоянии поддерживать ее материальную и духовную культуру, он знает все традиции и обычаи общества, он - конкретный носитель данной культуры, хранящий и понимающий ее.
Третьим этапом взаимодействия культуры и подрастающих поколений можно считать переход от репродуктивного знания к продуктивному творчеству, что предполагает наличие у человека способности к сотворению чего-то нового. Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство.
С точки зрения психологии творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. У него - разнообразная мотивация и разносторонние потребности, высшая критичность и большая сила воли, позволяющая ему переносить все препятствия на пути реализации своего творчества.
В традиционных обществах господствует способ приобщения к культуре через обучение старшими поколениями младших. Этот тип культуры является достаточно консервативным, люди неохотно включаются в процессы нововведений, они не любят самостоятельности и инициативы. Здесь творчество связано в основном с традиционными типами и направлениями духовного производства, а не с созданием чего-то нового.
Во втором типе культуры взрослые и дети учатся у своих сверстников, в этом случае новации и нововведения, как и самостоятельное творчество характерны для людей любого поколения. Этот тип культуры сформирует высокий творческий потенциал общества, именно такая передача культурных достижений характеризует все великие цивилизации земли.
В настоящее время человечество вырабатывает и третий тип трансляции культуры, когда старшие поколения учатся у своих детей. Молодежь легче схватывает новшества, она не отягощена грузом прошлого опыта, у нее достаточно высоко развит творческий потенциал, инициатива и ее характеризует склонность к переменам. К такому типу культур переходит все большее количество народов.
Лекция 13.1. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ И ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ.
1. Предмет и структура познания.
2. Чувственное и рациональное познание.
3. Истина в познании.
4. Виды знания. Вера, мнение, понимание.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |