Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос II.

Читайте также:
  1. I Перечень вопросов к изучению
  2. II. Список теоретических вопросов к экзамену
  3. III. Список практических вопросов к экзамену
  4. T6. А теперь я бы хотел(а), чтобы Вы оценили Ваше последнее посещение магазина … (МАГАЗИН ИЗ ВОПРОСА Q7) по каждой из перечисленных характеристик, используя шкалу на карточке.
  5. VI. Примерные вопросу к зачету /экзамену/ по логике.
  6. VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
  7. А) перечень вопросов
  8. Аграрный вопрос в программах партий и столыпинская аграрная реформа.
  9. Англо-арабская договоренность по вопросу о независимости арабов
  10. Базельское соглашение по вопросу регулирования банковской деятельности.

Материалистическое понимание истории и исторический материализм - одно и то же - основная, официальная философия советского государства.

Суть материализма:

1. Системообразующий фактор обществ - материальное производство. Материальное производство определяет производство духовное. «Общественное бытие определяет общественное сознание». Экономика играет решающую роль в формировании общества, что и позволяет называть материализм экономическим детерминиз-мом.

Маркс и Энгельс считали, что идеи не имеют своей собственной истории развития, но это не так: идеи развиваются в силу определяющих внутренних тенденций.

Приоритет экономической жизни по отношению к другим сферам жизни сегодня критикуется. Данное положение можно проследить на примере истории политарных государств, например: СССР. В СССР идеи экономического развития приносились в жертву политике, которая диктовала условия экономике.

В СССР определяющим была политика, а не экономика.

Экономические приоритеты действуют не во всех государствах, не во всех сферах жизни: на

общественное сознание влияет большое количество факторов и экономика не единственный.

Возникает вопрос о том, является ли приоритет экономического развития общесоциологическим

законом? На этот вопрос существуют множество ответов. Однако он не имеет исторического характера + в некоторых странах, таких как Таити, поддается сомнению его действие.

Существуют периоды, когда главенствует экономика, но существуют и другие периоды с определяющей ролью идеологии.

2. На экономическом детерминизме строиться формационное деление общества и идеи классогенеза. Классы возникли в силу развития экономики, т.к. появлялись излишки. Появление формаций связано с экономическим базисом.

В идеях Маркса есть налет фатализма: сейчас расширяются операционные возможности сознания, возможен сознательный выбор типа экономики, а Маркс этого не признавал.

3. Утверждение о том, что экономика - решающий фактор, следовательно, политическая власть производна от собственности на средства производства, т.е. утвердилась однозначная зависимость между экономическим и политическим статусом субъекта.

Фаты истории свидетельствуют о существовании различных общественных системах, где в одних богатство и собственность предшествовали власти, а в других - власть предшествовала богатству. Экономическая дифференциация порождение финансового, классового различия. Сегодня классовая дифференциация лишена зависимости между экономическим и социальным статусами. Например, наемный работник имеет доходы, равные средним доходам буржуазии. Отсюда следует, что отношения классов в 20 веке перестали быть антагонистическими. Маркс считал, что в обществе можно выделить 4 экономические формации:

- рабовладельческую,

- феодальную,

- буржуазную,

- коммунистическую.

Позже к формациям Маркса была присоединена еще одна формация - первобытная, которую Маркс не выделял. Этот подход он распространял на всю всемирную историю. Сейчас этот подход критикуется. Приоритет у цивилизационного подхода. Формации не работают на Востоке.

4. По Марксу, в обществе действуют законы, которые специфичны и отличны от природных, но необходимы и объективны. Это не бесспорно: есть философы, которые отрицают законы общества, а Маркса считают фаталистом.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав