Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник

Читайте также:
  1. C. события В при условии, что событие А состоялось.
  2. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.
  3. E-ISSN 2305-6282. Журнал имеет: Global Impact Factor 1.2 и Impact Factor 1.1.
  4. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  5. I. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.
  6. I. Сущность и социальное назначение государства.
  7. I. Сущность и социальное назначение государства.
  8. II. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.
  9. III. Источники конституционного права
  10. III. Рекомендуемые источники

Ткань социального бытия образует самореализация индивидов. Самореализация отдельного человека является формой его связи с другими людьми и с их опытом. Эта связь, в свою очередь, выступает опорой отношения индивида к самому себе и средством преодоления его собственных границ.

 

Социальное пространство и социальное время

как формы социального бытия

См. учебник «Введение в философию», том 2, стр. 90 – 94.

Социальное время и социальное пространство – это категории социальной философии, которые описывают социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей.

Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость в человеческой деятельности.

Социальное пространство – это форма движения человеческого бытия в виде определённой координации людей, их действий, предметных условий, средств и результатов жизненного процесса людей.

Особенности социального пространства:

1. социальное пространство функционально всегда расчленено на ряд пространств, характер которых и их взаимосвязь между собой исторически изменяются и отражаются в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.

2. социальные пространственные структуры формируются только благодаря деятельности людей и представляют собой системы отношений, включающие не только отношения предметов между собой, но и их связи с человеком, а также общественные связи самих людей.

3. Бурдье «Социология политики»:

Социальное пространство особым образом соотносится с физическим пространством. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаём, является социально обозначенным и сконструированным. Социальное пространство всегда стремится реализоваться в физическом пространстве более или менее полно и точно. Само физическое пространство – это проекция социального пространства, это социальная структура общества в объективированном состоянии. Пример: план города – это социальное пространство, выразившее себя в пространстве физическом.

Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также отдельных людей и их групп, локализованных физически (в их повседневной жизни) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг.

4. В категории пространства вообще в различные исторические эпохи отражались характеристики и свойства именно социального пространства, сквозь призму которого человек рассматривал всё остальное пространство мироздания.

Например: древнеегипетская культура в основу своих мировоззренческих представлений и соответствующих изображений полагала горизонталь, доминантой европейского средневекового представления о порядке вещей становится вертикаль (это готическое мировоззрение).

Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как систему разнокачественных мест, каждое из которых наделялось определённым символическим значением (земной мир – греховный, однако, здесь имеются и островки святости – церкви, монастыри, обители праведников).

Эпоха Возрождения вместе с переменой мировоззрения меняет представление о пространстве, ищет средства для изображения глубины пространства (рождается понятие «линейная перспектива» в живописи).

Особенности социального времени:

1. социальное время является мерой изменчивости общественных процессов

2. социально-историческое время течёт неравномерно: оно уплотняется и ускоряется с ходом истории.

На ранних стадиях общественного развития (до XIII века) ритмы всех социальных процессов были замедленными. Цивилизации древнего мира на протяжении многих столетий воспроизводили уже сложившиеся общественные отношения => в жизнедеятельности традиционных обществ важное значение придавалось прошлому. Идея направленности времени вперёд и ориентация на будущее стали определяющими, доминирующими в эпоху формирования индустриального общества (это было связано с резким ускорением развития всей системы общественных отношений, с ускорением темпов деятельности людей).

3. в исторической науке колоссальную смысловую нагрузку несёт категория «историческое время».

Барк М.А. («Категории и методы исторической науки» 1984 года) разделяет:

· время календарное и

· время историческое.

4. в рамках исторического времени можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных значимых для человека событий.

В философии XX века (например: в философии жизни, в экзистенциализме) осуществляется детальная разработка идеи внутреннего, или субъективного времени. Анри Бергсон (представитель философии жизни): субъективное время – это длительность, эта категория характеризует определённое состояние сознания. Истоки этой трактовки времени можно найти в средневековой патристике (Августин Аврелий Блаженный).

Соотношение категорий социального пространства и социального времени в истории европейской культуры было различно. В традиционных обществах пространственные характеристики социального бытия выражали собой время и подчиняли себе измерение времени. Новое время (XVII век): в ходе формирования индустриального общества время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Экономическая теория Маркса гласит о том, что всё можно измерить общественно-необходимыми затратами, например, рабочего времени.

 

Проблема индивидуального бытия в социальной философии

(на примере взглядов Мартина Хайдеггера)

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976)

Основная проблема для Хайдеггера после 30-х годов – это проблема языка, взаимоотношений между бытием и языком (взаимоотношений между социальным бытием и социальным языком).

«Бытие и время» (трактат раннего периода творчества – 1927 г., работа не закончена).

Хайдеггер считает, что предметом философского познания выступает отнюдь не сущее как бесконечное множество существующих предметов, а бытие сущего. Бытие носит не предметный, а смысловой характер. Основной вопрос философии, по Хайдеггеру, - это вопрос о смысле бытия.

Трудность заключается в том, что бытие всегда скрыто за сущим. Однако отдельный человек – это единственное сущее, которое способно улавливать смысл бытия. Другими словами: на вопрос о том, что есть бытие, человек отвечает не путём построения теорий бытия, а собственным, индивидуальным существованием => человеческое существование – это форма обнаружения и определения бытия (единственная адекватная форма).

Характеристики человеческого существования:


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.073 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав