Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Диалектика как философская концепция развития. Принципы и законы развития материалитсческий диалектики.

Читайте также:
  1. A. Материализм мен диалектиканы
  2. B.Подзаконы
  3. E) законы, указы, имеющие силу закона, указы, распоряжения.
  4. E) экономические законы и развитие экономических систем
  5. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  6. I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
  7. I этап развития логопедии (античность – 18 век).
  8. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  9. I. Из истории развития методики развития речи
  10. I. Этапы развития западной социологической мысли.

Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерениях ивыступающая в историко-философском контексте теории и метода творческого познания. В античной мысли диалектика трактовалась, главным

образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинногознания.

Средневековая философия наследует от античности понимание диалектики: в ней последняя понимается или как логика вообще, или как искусство

различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию. В новоевропейской философской мысли диалектика наполняется новыми смыслами. Так, Гегель по существу впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики – последняя занималась поиском вечных, неизменных принципов и первоначал всей реальности и в этом смысле «игнорировала»,по словам Гегеля, древнюю диалектику. Подобное противопоставление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые стали рассматривать диалектику как антипод метафизики: если для метафизического мышления «вещи и понятия суть отдельные, неизменные, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один независимо от другого», то диалектика «берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их движении, в их возникновениии исчезновении».

Сегодня диалектика - это философское учение о развивающемся бытиии метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основными принципами диалектики являются принципы развития и взаимосвязи, которые составляют фундамент философской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений(т. е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики – основных и неосновных.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:

− закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние;

− закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементамисистемы, а не противоречия между ними;

− закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитиеесть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств(обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.)

К неосновным законам диалектики (они формулируются обычно с помощью парных диалектических категорий) чаще всего относят следующие:

− закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления;

− закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими. Вместе с тем синергетика сегодня установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон);

− закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс;

− закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин;

− закон возможности и действительности: развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность (с новыми

возможностями);

− закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность;

закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодейст-

вие своих частей.

Такова природная сущность вещи и эта сущность схватывается мыслью ученного и диктует направление его мыслительных операций с целью операционального раскрытию этой сущности. Соответственно диалектика имеет две стороны:

1 Диалектика природа (объективная диалектика, поскольку связи и отношения в природе складываются объективно, независимо от человека).

2 Диалектика мышления (субъективная диалектика, отражающая в мысленных образах связи и отношения природного мира).

Диалектический метод мышления опирается на следующие исходные принципы:

Ø принцип всеобщей связи, то есть каждое явление связано с другими явлениями; на основе анализа этих связей философы выходят на понимание сущностей исследуемых явлений;

Ø принцип развития, источником которого является внутренне присущие исследуемому явлению противоречия между явлениями и сущностью, формой и содержанием и др.

Ø принцип причинности, определяющий условия возникновения и развития исследуемого явления;

Ø принцип системности, позволяющей выявить те необходимые достаточные условия, при которых возникает явление и которые определяют его сущность.

 

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав