Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проза и поэзия.

Читайте также:
  1. Поэзия и проза. Признаки поэтической речи. Верлибр. Системы стихосложения.
  2. Проза и поэзия.
  3. Проза и поэзия.

 

  Проза Поэзия
В основе создаваемого художественного мира Поток жизни Потом сознания
Изображение Объективизированно Субъективизированно
Предмет, содержание Действительность в предельно объективизированной оценке писателя Субъективное отношение личности к миру
Форма отражения действительности На переднем плане события На переднем плане переживания
Сюжет Важнейший элемент Практически отсутствует
Композиция Определяется сюжетными ходами Подчинена движению чувств лирического героя
Характеры В центре – образ-характер В центре – образ-переживание
Описания Занимают существенное место Лаконичны, встречаются редко

 

Стихосложение – способ организации звукового состава стихотворной речи.
Системы стихосложения:
1. Тоническая. Основана на упорядоченном появлении ударных слогов в стихе, количество безударных произвольно. Характерна для былин.
2. Силлабическая. Основана на примерно одинаковом числе слогов. Расположение ударных слогов в строке относительно свободно.
3. Силлабо-тоническая (она-то нас и интересует). Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

 

 

Ритм – повторение определенных сходных элементов текста через соизмеримые промежутки.

 

Рифма – повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.

Виды рифм:
1. Точная — заударные конечные звуки совпадают (полюбишь — голубишь)/Неточная;
2. Открытая — оканчивается на гласную/Закрытая — оканчивается на согласную;
3. Мужская — ударение на последний слог (рыдал — стоял)/Женская — ударение на предпоследний слог (наука — скука);
3. Дактилическая — на третий от конца слог (кается — мается)/ Гипердактилическая — на четвертый и далее (падающий — скрадывающий).

Виды рифмовок:

АБАБ – перекрёстная;
ААББ – парная;
АББА – кольцевая.

 

Строфа – определенным образом организованное сочетание стихов, объединенных общей рифмовкой.

 

Дольник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.
«Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою». (А. Блок)

 

Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным.

 

Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

 

Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. система стиха). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр.
«Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней» (А. Блок)

1.15 Литературная критика.   Литературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов критика; Не стоит воспринимать определение буквально. Целью литературной критики является анализ литературного произведения, а не оскорбление, унижение и втаптывание в грязь автора и его творения. Известные русские критики: Белинский, Писарев, Григорьев.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 35. Основные тенденции развития политической системы РК| ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав