|
Экхарт Иоганн (Мейстер Экхарт, то есть мастер Экхарт) (1260—1327) — знаменитый немецкий богослов мистического толка, известный своими проповедями и рассуждениями на моральные темы. Одна из главных идей Экхарта заключается в том, что человек должен отказаться от самого себя ради любви к Богу. Отказываясь от себя, человек обретает себя, а его душа обретает полную и независимую свободу, достигая своей чистой сущности. Это и есть высшая добродетель. А высшая ступень высшей добродетели зовется Нищетой, ибо тот, кто достиг этого совершенства, ничего не знает, ничего не может, ничем не владеет. Возвратившись к Богу, душа растворяется в себе самой, утрачивая чувства зависимости от чего-либо. Отсюда, по Экхарту, следует, что все нравственные предписания вторичны и тщетны Молитва, вера, благодать, таинства остаются только предварительной подготовкой и средствами, чтобы достичь еще более обширного видения.
Есть два рода нищеты: одна внешняя, и она, согласно Экхарту, очень хороша и похвальна в человеке, который принимает ее добровольно из любви к Богу. Но есть еще нищета внутренняя, и лишь к ней относятся слова Христа: блаженны нищие духом. Можно сказать, что тот человек нищ, который не находит удовлетворения ни в чем. «Но мы скажем еще лучше, мы понимаем нищету в смысле еще более высоком: тот нищ, кто ничего не хочет, ничего не знает и ничего не имеет» (Мейстер Экхарт Духовные проповеди и рассуждения М, 1991. С. 128).
Человек должен отрешиться от всякого желания, всякого познания, любых претензий, он должен жить так, как будто вовсе не жил ни для себя самого, ни для правды, ни для Бога. Отрешенность самое лучшее качество человека. Отрешенность от богатства, от вещей, от притязаний на большой ум, от власти, от желаний. Отрешенность очищает душу, проясняет совесть, зажигает сердце и пробуждает дух. Она, по Экхарту, превосходит все добродетели, ибо отделяет нас от всего сотворенного и соединяет с Творцом. Ибо отделенная от Бога любовь — как вода в огне, а единая любовь — как соты, полные меда. «Оставайся отрешенным от всех людей, пусть никакое воспринятое впечатление не волнует тебя, освободись от всего, что может иметь чуждое воздействие на твое существо, что может привязать тебя к земному и принести тебе горе, и обращай непрестанно твою душу на целительное созерцание, в котором ты несешь Бога в сердце своем, как вечную цель, от которой твои глаза не отвращаются никогда! А другие упражнения, которые бывают: пост, бдение и молитва, все направь к той же цели, и пользуйся ими только поскольку они помогают тебе в этом, так достигнешь ты вершины совершенства». (Мейстер Экхарт. Указ. соч. С. 67.).
И еще одним обязательным условием является страдание — быстрейший конь, который доставит человека к совершенству. Страдания горько как желчь, нет ничего горше страдания, но нет ничего слаще, чем пройденное страдание. Страдание учит смирению — главному основанию, на котором покоится совершенство. Только тот, чья природа влачится в унижении и покорности, возносится к высочайшим вершинам Божества.
В 1325 году в инквизицию донесли, что своими проповедями Экхарт может привести слушателей к ереси. Экхарт был вызван на суд, никаких обвинений не признал и даже сказал, что считает ниже своего достоинства отвечать на них. Решения своего дела он так и не дождался. Только через два года после смерти появилась папская булла, объявившая 28 положений учения Экхарта еретическими.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |