Читайте также:
|
|
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную, что соответствует также двум основным видам производства – материальному и духовному. В широком смысле, материальная культура - это то, что человек использует непосредственно для своей жизнедеятельности, для ее сохранения и развития. Материальная культура включает:
ü культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, технический уровень производства в целом, научную организацию труда);
ü культуру быта;
ü культуру места жительства (жилища, дома, деревни, города) и т.д.
Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Духовная культура в общем смысле - это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, ее результаты - новые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения между людьми, возникшие в процессе духовного производства. К духовной культуре общества относятся
ü художественное творчество и искусство,
ü достижения науки,
ü общественные идеи и теории,
ü язык,
ü религия,
ü навыки участия людей в политической жизни,
ü нравственные качества и навыки общественного поведения,
ü правовые отношения,
ü просвещение и образование и.т.д.
История духовной культуры часто не совпадает, а порой даже вступает в противоречие с общественно-экономической историей народов не только потому, что материальный прогресс совсем не обязательно сопровождается творческим взлётом человеческого гения, но и потому, что развитие общества и развитие культуры протекают по разным законам. То, что при определённых условиях может быть желательным для экономики, может быть губительным для культурных ценностей.
4.Основные теории культурогенеза и современные подходы к пониманию явления культуры:
Вопрос о происхождении культуры является одним из самых дискуссионных. Единодушие проявляется только в бесспорности единственного субъекта культуры – человека. Выдвигается много гипотез о причинах перехода человека от животного к культурному образу жизни. Самые первые попытки осознать причины возникновения культуры присутствуют в древних мифах и в религии. С точки зрения креационистской концепции, человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше. В мифологии многих народов встречается образ бога-просветителя. Трансцендентальные теории созданы религиозными философами (В.С.Соловьёв). Возникновение культуры для них определено свыше, оно связано не с естественным развитием человека, а с высшим началом, которое привносит идею культуры. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу. Гуманистически-демиургическая концепция (Н.А.Бердяев) трактовала создание человеком культуры на восьмой день, после Бога-Творца, создавшего за семь дней мир и человека. То есть человек продолжил дело творения на земле, создавая свой мир. Космологическая теория культурогенеза представленная именами (В.И.Вернадского, П.А.Флоренского, Л.Н.Гумилёва). Они находили причину развития культуры в действии космических сил. Особые виды космических излучений влияют на действия человека его энергии, и вследствие этого развития культуры. Натуралистическая концепция считает происхождение культуры естественным результатам развития человеческого общества. Учёные (Ч.Дарвин, Г.Спенсер) обнаруживают сходство культурогенеза с процессом развития в животном мире. Игровая концепция (Йохан.Хейзинга) считал, что игра лежит в основе появления культуры. Из игры вышли и спорт, и философия, и религия и другие формы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии. Правда, не очень ясно, почему играли все животные, а культура появилась только у потомков некоторых видов обезьян. З.Фрейд стал создателем психоаналитической теории возникновения культуры. Культура создаётся путём подавления природных инстинктов. Человек обладает способностью, которая не присуща животным – это совесть. Человек подавляет первичные инстинкты с помощью норм и запретов. Культура возникает, как способ обуздания животных инстинктов и рождает современные культурные формы – искусство, религию, философию, науку. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Однако, как известно, культура, запрещая агрессивные влечения, часто сама создает условия для их появления. Существует орудийно-трудовая концепция происхождения культуры, она изложена Фридрихом Энгельсом. В процессе трудовой деятельности возникла необходимость в средствах общения. Таким образом, труд сделал из обезьяны человека и породил культуру. Социальная концепция близка предыдущей, но в данном случае подчёркивается не труд, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилищ и т.п. Магическая теория на первое место выводит ритуалы и заклинания, символические действия первых людей, для воздействия на предметы. Таким образом, появляются первые религиозные представления, а вместе с ними зарождается культура.
Культура предполагает много подходов к её пониманию и сегодня понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. В науке о культуре существует ряд концептуальных трактовок, каждая из них представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон столь сложного феномена.
Сегодня можно выделить следующие школы и современные подходы к пониманию явления культуры:
генетический – оценивает культуру как возникающие в ходе общественного развития отличия человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни: «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков» (З. Фрейд);
деятельностный – рассматривает культуру как процесс деятельности человека и общества: «Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян), гуманистический аспект данного подхода обращает внимание на процесс производства самого человека (В. Межуев), социологический аспект – на процесс создания общества (К. Клакхон).Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (П. Сорокин).
гносеологический – понимает под культурой совокупность знаний о мире: «Культура – это интеллектуальный аспект искусственной жизни, которую человек создает в ходе своей социальной жизни» (А. Моль);
аксиологический – представляет культуру совокупностью ценностей: «Культура – воплощенные ценности» (Н. Чавчавадзе); Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта
нормативный – изучает культуру в качестве системы, регулирующей поведение человека в обществе: «Культура – система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом» (В. Давидович и Ю. Жданов);
знаковый (семиотический) – воспринимает культуру как механизм и сферу образования и функционирования совокупности знаков и значений, обеспечивающих коммуникацию членов сообщества: «Культура – совокупность текстов, точнее, механизм, создающий совокупность текстов» (Ю. Лотман);
информационный – описывает культуру как способ хранения и передачи социально значимой информации: «Культура – система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека» (В. Конев);
технологический – исследует культуру как совокупность форм и методов человеческой жизнедеятельности: «Культура – технология деятельности» (З.Файнбург);
символический – представляет культуру процессом возникновения и движения символических форм отражения мира в сознании человека: «Культура – процесс самоосвобождения человека» (Э. Кассирер).Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов.
системный – исходит из того, что культура является системообразующим фактором человеческого способа существования: «Культура – единство всех форм традиционного поведения» (М. Мид).
Следует обратить внимание, что между подходами не существует жестких границ, кроме того, могут быть выделены и другие подходы к определению культуры.
Основная литература
1. Грушевицкая Т.Г.,Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов-3-е изд.,перераб.и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.
2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.:Питер,2008.
Дополнительная литература
1. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.
2. Культурология: учебник / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.
3. Розин В. М. Культурология: учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 462 с.
Лекция №23
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 77 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |