Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные концепции религии в современной науке

Читайте также:
  1. F1:Концепции современного естествознания
  2. I. Лексикография перевода как новая, развивающаяся в науке отрасль знаний
  3. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  4. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ И НАПИСАНИЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  7. I. Основные свойства живого. Биология клетки (цитология).
  8. I. Основные цели
  9. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  10. II. Основные количественные и качественные признаки преступности

1. Теологические (богословские) концепции – познание религии изнутри, на основе собственного религиозного опыта, т.е. теолог обязательно должен быть верующим.

Теологические концепции, как правило, конфессиональные (православная теология, католическая, мусульманская и т.д.).

Крупнейшие теологи – на Западе Фома Аквинский (средние века), в Византии – православные отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и т.д. (отрывки из их трудов собраны в «Добротолюбии»)., в России – Вл. Соловьев (ХIХ век).

2. Социологические – главная идея: общество порождает религию. Крупнейшие представители – К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм.

К. Маркс– религия – форма идеологии, насаждается правящим классом, чтобы держать в порабощении угнетенные классы («религия – опиум для народа»). Концепция Маркса стала официальной доктриной большевиков в СССР. Свирепые гонения на религию.

М. Вебер – религия – самая универсальная форма обретения смысла жизни. Разделил религии на две группы:

-целерациональные – толкают к разумной цели (особенно – кальвинистский протестантизм)

-ценностнорациональные – зовут к разумным ценностям (особенно – православие и буддизм).

Э. Дюркгейм – религия как сакрализация коллектива, обожествляются связи в обществе.

3. Биопсихологические концепции – корни религии внутри психики человека (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

З. Фрейд – религия есть отражение сексуальных комплексов человека («эдипов комплекс»), Все религии вырастают из тотемизма. В любой религии есть образ оскорбленного отца. Религия – коллективный невроз, спасающий от невроза индивидуального. Человека нужно лечить от религии.

К.Г. Юнг – религия как спасение от невроза. Религия обобщает опыт бессознательных архетипов (всплывают во сне, в трансе, в гипнотическом состоянии, клинической смерти и т.д.).

Э. Фромм – невроз – разновидность религии. Выделил две группы религий:

- Авторитарные – ведут к неврозу, в них человек повинуется внешней силе, главный грех – неповиновение Богу (христианство, ислам).

- Гуманистические – спасают от невроза, дают право на собственные свободу и счастье (язычество). С таким делением, естественно, мало кто согласился.

4. Этнологические – близки к биопсихологическим, но материал черпают в основном из изучения примитивных обществ (негры, папуасы) – Б. Малиновский, Леви-Стросс.

В последнее время делаются попытки синтезировать все ценное из всех четырех подходов – это пытается сделать самый крупный религиовед нашего времени М. Элиаде – больше на позициях теологического подхода (он – православный ученый).

 


Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав