Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

II. Интонационный словарь

Читайте также:
  1. III. Словарь основных терминов
  2. Алфавит и словарь
  3. Вставьте пропущенные буквы. При затруднении загляните в орфографический словарь.
  4. Глоссарий (словарь)
  5. Дайте определения следующим терминам и запишите их в терминологический словарь.
  6. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
  7. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
  8. Краткий словарь терминов
  9. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Сегодня трудно поверить, но на государственном уровне в течение XX века у нас велись бесконечные кампании против... даже музыкальных ритмов. Судьба распорядилась так, что в мир 60-х годов ворвался рок-н-ролл, и именно он стал для властей вра­гом номер один, заслонив собою джаз. «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину предашь», - под этим лозунгом велась борьба с джазом. Джаз – коллективное действие. Творчество одного, рождает творчество другого. Язык творчества, ты не придумал его – ты с ним рождён, и другим языком говорить не можешь. Творчество – это созидание новизны. Границы творческих возможностей человека – это границы его воображения.

Уж, казалось бы, серьезная музыка, она-то никак недоступна партийно-государственному контролю. Ан, не тут-то было. Два генсека - Сталин и Хрущев - лично вмешались в это сложное дело и запретили «чуждые» народу созвучия. Хорошо известна статья в газете «Правда» от 28 января 1936 года «Сумбур вместо музыки». Что-то подобное было в Европе ХVIII-ХIХ столетий. Что шокировало современников? Музыка? Нет. Нестандартное звучание. Мы ненавидим всё, что на нас не похоже - такова психология всех закрытых обществ. ВЫСШЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ – ОПЕРЕЖАТЬ ВРЕМЯ. Музыка позволяет макетировать будущее, поэтому надо дружить с новой только-только появившейся в жизни интонацией, надо чувствовать «изогнутый лекалом мысли звук»,

Музыкальная мелодия нас преследует и привязывается именно потому, что не вполне ясно, что она говорит. В этом состоит её притягательность и повторяемость. Если бы мы вполне знали, наверное, она никогда не звучала бы повторно в нашей душе. Наш «интонационный словарь» определяет содержание слуховой настройки. Он приобретает характер «эталона» для последующих оценок музыкального материала.

Музыкальные фанаты - сознательно ограничивают свой интонационный словарь. При этом роль «цензуры» музыкального сознания значительно снижается. Вся система музыкальной коммерции рассчитана именно на неразвитый музыкальный слух, на человека, отбрасы­вающего всё незнакомое в музыке и испытывающего большое облегчение, встречая знакомые соответствующие его слуховому типу, интонационные обороты.

Делом государственным считал музыку Лев Толстой. А Циолковский писал в своих дневниках: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка». От древнего Китая до сказаний древних греков сохраняет свою важность мысль о реальной, небесной жизни людей под владычеством музыки.

«Меняясь вечно, смертным шлёт привет му­зыки сфер, таинственная сила». И общеизвестны рассказы, сказки и преда­ния ранних периодов всех культур, приписывающие музыке власть над душа­ми и народами. У старых китайских авторов мы везде натыкаемся на похвалы музыке как одной из первооснов всяческого порядка, всяческой нравственности, красоты и здоровья.

В Китае «древних императоров» музыке отводилась ведущая роль: и капельмейстеры должны были строго следить за сохранностью и чистотой «древних тональностей». Если музыка деградировала, то это бывало верным признаком гибели правления и государства. В Китае считали, что музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его правительство в опасности. Гибнущие государства и созревшие для гибели люди тоже не лишены музыки, но их музыка не радостна.

Подобно любому искусству, музыка была в доисторические времена волшебством, одним из древних и законных средств магии. Колокольный звон разрушает тифозную палочку за секунды. Индусы трубили в морские раковины и били в барабаны, выйдя на встречу войску Александра Македонского. Кони греков падали на колени, у воинов волосы от ужаса вставали дыбом, гласят летописи. Двести буддистских монахов с помощью звучащих труб и барабанов поднимают тяжелые камни. Камень подлетает вверх на четыреста метров.

Коренясь в ритме, музыка была мощным и испытанным средством одинаково «настроить» множество людей, дать одинаковый такт их дыханию, биению сердца и состоянию духа, вдохновить их на молитву, на танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие. И эта изначальная сущность искусства сохранилась гораздо дольше в музыке, чем в других искусствах. Сегодня ни маршевый шаг, ни танец не потеряли своего значения. Музыка это самое лучшее, что есть на этом свете, если бы не было тишины, считают японцы. Звуков много, тишина одна.

О музыке не следует говорить - ее надо слушать. Исключение - когда о музыке говорят поэты. Но это не о музыке вовсе, а сама музыка. Марина Цветаева писала, что в стихах есть нечто, что важнее смысла. Это их звучание. У Бориса Пастернака:

Опять Шопен не ищет выгод. /Но, окрыляясь на лету, /Один прокладывает выход / Из вероятья в правоту...

У Анны Ахматовой:

В ней что-то чудотворное горит, /И на глазах её края гранятся./

Она одна со мною говорит, /Когда другие подойти боятся...

Профессия музыканта в Др.Греции считалась самой главной профессией на Земле. Есть предположение, что слово музыка произошло от греческого слова муза –мыслящая. У богини Памяти Мнемозины и Зевса было девять дочерей, девять Муз. Под предводительством бога солнца, покровителя музыки и поэзии Аполлона, музы водили хороводы на горе Парнас. Аполлон сам был искусный музыкант. Греки считали, что музыка – дар богов людям, чтобы люди радовались, восхищались, совершенствовались. Музыка была языком понятным каждому. В то же время музыка была для них таинственна.

В древние времена Боги и великие пророки были и великими музыкантами. Когда Моисей внимал Богу на горе Синай, он услышал «Музе Ке» («Моисей, внимай».) и откровение пришедшее к нему, было откровением тона и ритма. Так он и назвал его – Музек. Возможно от этого слова произошло слово музыка. Псалмы Давида были песнями.

У искусства музыки – пять аспектов.* Первый популярный, он вызывает движения тела; второй – технический – он удовлетворяет интеллект; третий – артистический – от него душа трепещет от красоты и грации; четвёртый взывает к чувствам и пронизывает сердце. Пятый, самый важный – возвышает, и душа начинает слышать музыку сфер.

Музыка высших сфер звучит всегда – поэтому мы её не слышим, считали в Др.Греции. Душа находится в теле только для того, чтобы услышать и испытать музыку жизни. Восторг от музыки делает нас легкими, и мы видим красоту мира. Чем более человек развит, тем тоньше музыка, которую он любит.

Музыка Генделя, Баха и Вивальди, в наши дни, помогла выжить вандалов с центрального автобусного вокзала британского города Беверли. Не надо думать, что классика облагородила вандалов. Всё гораздо проще. Хулиганы попросту не могут переносить классическую музыку, Она раздражает их настолько, что им пришлось найти другое место для сборищ. Кто-то классическую музыку любит. Кто-то под неё храпит. А у кого-то она вызывает ужасную аллергию.

Некоторые считают, что музыка им не нужна. Но дело в том, что они её ещё не слышали. Если им безразлична музыка, это всего-навсего значит, что они ещё не знают её, не научились успокаивать сердце и открывать его музыке.

Как приобщить людей к классической музыке? Сами приходят. Величайшее счастье – владеть музыкальным инструментом – был раньше в каждом доме. С трех лет ребёнок готов обучаться музыке – учится также легко, как и речи. Музыка развивает интеллект. Музыка существует не для того, чтобы радовать нас, хотя и радовать. Не для здоровья, хотя и для здоровья, не для удовольствия, хотя и для удовольствия, Музыка существует для установления гармонии внутри себя и создания гармоничных отношений с внешним миром. Музыка – универсальный язык человечества. Музыка уносит нас от повседневности.

Часто ведутся споры о том, какая музыка нужнее людям – так называемая серьезная музыка, к которой относят симфонии, оперы, романсы, камерные пьесы для фортепиано, скрипки, струнного квартета, или музыка легкая, развлекательная, то что сегодня принято называть поп-музыкой.

Человек есть то, что он слушает, а слушает он то, что ему нравится. Каков человек – такую музыку он и слушает. Мне не забыть Элвиса Пресли. Бах, Моцарт, Чайковский это про меня. К тому же они знают про меня гораздо больше, чем я. Любая музыка знает про нас больше, чем мы. Слушая музыку, мы получаем новые сведения о себе. «Популярная» музыка – единственный шанс для некоторых прикоснуться к корням и ощутить традицию. Только нужно понимать, что это фольклёр, пущенный на сувениры. Человек, слушая поп-музыку, теряет самого себя, свою индивидуальность, становится таким же, как все, стандартизируется. Твой мозг становится продолжением чьего-то чужого движения. «Они будут смотреть и ничего не услышат./ Они будут слушать и ничего не увидят» это и о любителях поп-музыки, отказывающихся в пользу зрелища, а не мысли.

Хочется, чтобы твое пространство создавалось тобой. Те звуки, которые я выбираю, они должны быть моими. Но мы, в общем-то, почти все глухие, потому что мы живем в таком звуковом аду, в звуковом болоте, звуковом кошмаре. И многие ещё ходят в наушниках, с помощью которых становятся совсем оглушенными. Звук – часть культуры. Наш уровень шума отражает наш уровень культуры. Музыка окружает нас на каждом шагу. Она заполняет наш слух, А музыка – это информация. Музыка отвлекает нас, она заставляет ее слушать, она приковывает к себе внимание, она заставляет ее анализировать. Но, как правило, нападаешь на такой примитив, который обязывает тебя к диалогу с ним.

Примитивная музыка угнетает своей примитивностью. Давайте петь, давайте музицировать, давайте объединяться в хоры, давайте делать музыку сами. Тогда мы будем жить в том счастливом мире звуков, которые мы хотим иметь вокруг себя. Бродский слушал Баха, чтобы стихи писать. Вкус развивается не на посредственных, а на совершенных образцах. Музыка, которую вы любите, настраивает вас и вводит в гармонию с жизнью. Поэтому она необходима каждому.

Не заставить, а вдохновить - так можно определить методику музыкального образования, которую исповедует доктор искусствоведения, психолог, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Дина Кинарская. По её убеждению, ребенка нужно учить музыке не для того, чтобы сделать из него великого музыканта, а для того, чтобы помочь ему стать успешной личностью независимо от будущего рода деятельности. Свои воззрения профессор изложила в своей книге «Музыкальные способности». Дина Кирнарская посоветовала педагогам первым делом объяснять родителям детей, что музыкальное образование - это вовсе не бесконечное нудное разыгрывание гамм и писание музыкальных диктантов.

Детей должны учить музыке не для того, чтобы они стали музыкантами, а чтобы были лучшими в любой профессии. Музыкальность - сердце человеческой одаренности, - говорит Кирнарская. Многочисленные исследования психологов и антропологов доказывают, что детям, которые учатся или учились музыке, значительно лучше дается, например, математика, потому что музыка развивает структурное и пространственное мышление.

Ребенок, который сидит за клавиатурой роля, практикует многоканальное мышление. Действительно, чтобы преобразовать полифонический нотный текст в исполнение двумя руками, человеческий компьютер должен работать очень быстро. Впрочем, родители иногда не хотят вести ребенка в музыкальную школу, так как полагают, что у ребенка нет музыкального слуха. Но педагогический опыт приводит к заключению, что отсутствие четкого, хорошего музыкального слуха отнюдь не является признаком не музыкальности.

Важнее внешнего слуха слух интонационный. Если ребенок умеет классифицировать музыкальные фрагменты по настроению, которое он слышит в произведении, то у этого ребенка есть интонационный слух. Когда юный музыкант понимает, что он играет, и о чем это, ноты учатся легко, и такие дети музыку, как правило, не бросают. При этом, талант педагога заключается не в том, чтобы объяснять, а в том, чтобы верить в ученика. Если педагог не сомневается, то ученик растет. Ученик растет, когда ему не только интересно, но и комфортно. Когда он не испытывает стресса от музыкальных занятий. Западные педагоги не бьют учеников по рукам и не швыряют в них нотами. Родители на Западе уверены, что их ребенок ничего не должен учителю, наоборот - учитель должен вдохновлять ученика.

То есть мы с вами входим в эру, которая из педагогоцентричной становится ученикоцентричной. Раньше родители заставляли: «Пошла в музыкальную школу - ты у меня закончишь!». И эта дочь боится маму, с одной стороны, боится педагога, с другой стороны. И вот на этом страхе как-то все и едет. Сейчас, когда нет страха, когда никаких нет возможностей заставить кого-либо что-либо делать, мы можем только быть популярными, желанными, необходимыми, чтобы хотели с нами заниматься. И это возможно. Дина Кирнарская считает, что естественный для западных музыкальных педагогов подход, ориентированный на ученика, эффективен и оправдан.

Когда Дину Кирнарскую спрашивают как теоретика музыки, почему, по ее мнению, появление в российском музыкальном эфире качественных западных исполнителей не привело к росту качества отечественной, популярной музыки. Она отвечает, что механизм музыкального восприятия во многом связан с самоотождествлением. Психология восприятия следующая. Может, вы этого не замечаете, но вы подпеваете. Голосовое сопереживание. Вы начинаете невольно подпевать Фрэнку Синатре и понимаете, что сами эту музыку сочинить не могли бы.

А когда вы слушаете лагерные прибамбасы, то вы говорите: «Мое». То есть, человек сразу ощущает себя потенциальным автором этой музыки. И то, где он себя таковым ощущает, становится популярным. А где он себя таковым не ощущает - чужое. Красивое, но чужое. И поэтому оно не приживается, не прививается. Оно очень локально востребовано. Только «продвинутые» люди слушают западную музыку. А большая часть ассоциирует себя с такими маргинальными, деклассированными, лишенными каких-либо корней лицами. А пока - какие мы сами, такая наша попса. Это зеркало.

Мне хочется прокомментировать некоторые высказывания Дины Кирнарской. Она утверждает, что занятия музыкой делают человека универсальным и даже облегчают занятия математикой. В своем недавнем интервью ее опровергает один из лучших баритонов мира Дмитрий Хворостовский. Он говорит, что самым страшным кошмаром его жизни были уроки математики и что он до сих пор панически боится цифр. Далее: Дина Кирнарская призывает заменить диктат учителя диктатурой учеников и ссылается на западный опыт.

Если западная система лучшая, чем объяснить тогда засилье выпускников российской школы в европейских оркестрах и кто сказал, что частное обучение не приведет к печальным последствиям: музыку будет заказывать тот, кто платит. Наконец, Дина Кирнарская считает, что хорошую музыку слушает в России только интеллигенция, а блатная лирика и суррогатная эстрада милее сердцу обычного слушателя. Никак не могу согласиться с этим утверждением. Люди с развитым сознанием, большим диапазоном чувств и нравственных норм, разного социального происхождения, слушают классическую музыку, а не Татьяну Буланову или Шуфутинского. Популярным становится то, что навязывается слушателю с неразвитым сознанием и маленьким диапазоном чувств крупнейшими радио и телевизионными компаниями. Если же с утра до вечера по телевизору будут показывать Елену Камбурову, то популярной станет среди таких слушателей Елена Камбурова.

В мире многие понимают музыку как источник развлечения, а музыканта как затейника. Хотя нет никого, кто бы живя в этом мире, думая и чувствуя, не считал бы музыку самым священным из искусств, потому что фактически то, о чем искусство живописи не может говорить ясно, поэзия объясняет словами; но то, что даже поэт находит трудным для выражения в поэзии, выражается в музыке. Поэтому музыка не только выше живописи и поэзии, но фактически, музыка выше религии; поскольку музыка поднимает душу человека даже выше, чем так называемые внешние формы религии. Это не следует понимать так, что музыка может занять место религии; поскольку каждая душа настроена не обязательно на ту высоту тона, где она действительно может получить пользу от музыки, а так же любая музыка не обязательно столь высока, чтобы возвысить человека, который слушает её, сильнее чем это сделает религия.

Без сомнения, изобразительное искусство действует возвышающе, но оно в то же время содержит форму; поэзия содержит слова, имена, предполагающие форму; но только музыка, при всей своей красоте, силе, очаровании, может вознести душу над пределами формы. Если есть какое-нибудь искусство, которое может наполнить человека жизнью и энтузиазмом, чувствами и страстью, так это музыка. И в то же время она есть что-то, что даёт человеку ту силу, мощь действия, которая заставляет его при звуках музыки маршировать, танцевать или молиться.

Человечество утратило древнее искусство магии, но если и остаётся в мире какая-то магия, то это-музыка.

 

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 66 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав