Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 14: Продолжение философии немецкого идеализма: Иоганн Фихте и Фридрих Шеллинг

Читайте также:
  1. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  2. I. Специфика русской философии
  3. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  4. III. Основные направления в философии НВ.
  5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: РЕЛЯТИВИЗМ СОФИСТОВ И ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА
  6. Бессознательным в философии называют
  7. Билет 4 продолжение
  8. Билет №1: Понятие и предмет философии, специфика философских проблем
  9. Билет№ 14:Соотношение философии и науки.
  10. Билет№ 19:Доказательство бытия Бога как основная проблема средневековой философии.

 

Белый - следует избегать в больницах и детских.

Желтый – предпочтителен в салоне самолета, кухне, экзаменационных аудиториях.

Коричневый – создает уют но тянет отдыхать – нельзя использовать в библиотеке, хорошо использовать в суде (как цвет незыблемости).

Синий – предпочтителен для залов заседаний – способствует организованности; негативен для детских комнат – меланхолия.

Красный – положителен в кафе (клиенты быстро уходят).

Бледно – голубой положителен в ванной комнате, в спальне; помогает сдерживать эмоции болельщиков.

Темно – зеленый положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени.

Бледно – розовый (персиковый) желательно использовать в спальне, комнате отдыха (легко вставать по утрам); вызывает уют и комфорт, но не затягивает.

 

 

Тема 14: Продолжение философии немецкого идеализма: Иоганн Фихте и Фридрих Шеллинг

Иоганн Фихте – продолжил дело Канта. Но внес свои особенности в интерпретацию трансцедентального субъекта.

На место трансцедентального субъекта Канта он ставит абсолютное Я.

Исходя из деятельности Я, Фихте хотел объяснить всю полноту реальности, весь объективный мир.

Абсолютное Я – это деятельное Я, реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве.

Я абсолютно самодеятельно, совершенно не зависит от вещей, а наоборот, определяет их.

Активность, деятельность абсолютного субъекта становится источником всего сущего.

Мы только потому принимаем существование природных объектов за нечто самостоятельное, что от нашего сознания скрыта та деятельность, с помощью которой эти объекты порождаются.

Поэтому Фихте называет свою философию «учением о науке», т.к. эта философия должна заниматься познанием скрытого субъективного начала, от деятельности которого зависит все сущее. Это начало есть Я.

Это начало раскрывается по отношению к чему-то пассивному к тому, что по отношению к Я проявляется себя как не-Я.

Природа и есть та форма не-Я, которая существует не сама по себе, а для раскрытия творческих возможностей Я.

Но под творческими позможностями, и самой деятельностью подразумевалась способность познания. Познавая Природу, человек являет миру скрытую силу своего Я.

Чтобы существовать деятельность Я нуждается в некотором препятствии, преодолевая которое она развертывает все свои определения.

Венец деятельности познающего Я – полное тождество Я с не-Я. Когда природа полностью будет раскрыта.

Признавая тождество, Фихте, в отличие от Канта, отрицал кантовский агностицизм.

Таким образом, в своем учении Фихте выразил убеждение, что практическая деятельность человека исходит из теоретических предпосылок. Без предварительного знания нет практики.

 

Кантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии.

Кант исходил противопоставления субъекта внешнему миру, объекту.

Уже Фихте стремился преодолеть эту двойственность.

Но в пользу субъекта, т. к. считал, что субъект – это единственная основа мира.

 

К преодолению двойственности стремился Фридрих Шеллинг.

Фридрих Шеллинг – философия тождества субъекта и объекта.

Шеллинг критикует Фихте за то, что природа рассматривается у него как голый материал для субъекта.

Шеллинг ставит перед философией проблему соединения Природы с Разумом.

Но в отличие от античности, это единение должен совершить все тот же субъект.

Природа – это проявление бессознательной жизни разума, который должен пройти целый ряд этапов, чтобы дойти до человеческой разумности.

В природе присутствуют те же закономерности развития, что и внутри сознания.

Самая главная закономерность, это единство и борьба противоположностей – диалектическая закономерность.

Природное тело понимается им как продукт взаимодействия противоположно направленных сил – положительных и отрицательных зарядов электричества, положительных и отрицательных полюсов магнита.

Непосредственным толчком для построений Шеллинга были новые открытия в физике, химии и биологии, и прежде всего теория электричества.

Благодаря открытию Гальвани «живого электричества» возникла возможность установления связи между неорганической и органической природой.

Поэтому Шеллинг пытался преодолеть механистической толкование природных процессов с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни.

Все неорганические процессы он пытался понять как предпосылки развития организма.

Философская теория природы называется натурфилософией

В натурфилософии Шеллинг возрождает неоплатоническую идею мировой души, которая проникает во все стихии. Задача натурфилософии – показать как из единого первоначала рождается все многообразие универсума.

Но в отличие от неоплатонизма Шеллинг развивает динамическое воззрение на природу.

Сущность природы есть противоборство полярных сил, образцом которых является магнит.

В каждом явлении природы Фихте видит продукт борьбы разнонаправленных сил, эта борьба составляет основу всего живого.

Таким образом, в учении Шеллинга в большей степени, чем у Фихте преодолевается кантовское разделение мира природы как сферы необходимости и мира сознания как сферы свободы. Обе сферы рассматриваются Шеллингом как развивающиеся из единого начала, представляют собой абсолютное тождество субъекта и объекта, точку безразличия. Абсолютный субъект превращается Шеллингом в божественное начало мира.

Характерная особенность идеализма Шеллинга – в основе мирового творчества лежит не познание, а интеллектуальная интуиция, которая есть единство сознательной и бессознательной деятельности.

Поэтому не наука, а искусство есть основа философии.

Шеллинг видит в искусстве ту сферу, где преодолеваются противоречия между внешним и внутренним миром человека.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав