Читайте также:
|
|
Система абсолютного идеализма Гегеля – попытка показать, что источником всякого развития является саморазвитие понятия. Только в понятии можно обнаружить истину существования.
Идеализм системы Гегеля – в отождествлении Понятия с самой сущностью вещей.
Абсолютизм гегелевского идеализма – превращение субъективной способности – способности познания – в глобальный и независимый от индивидуума принцип существования.
Что стало предпосылкой гегелевского абсолютизма.
1) пытался показать, что существование мира и сознания происходят из одного источника; поэтому сознание представляет картину всеобщего мироздания; поэтому основной принцип сознания является мировым принципом; т.к. основной принцип сознания – это рациональное познание, инструментом которого является логическое мышление, следовательно, результат логического мышления – есть итог мирового существования в целом; поэтому понятие – как основная форма логического мышления отождествляется с мировой формой существования. Каждая частица бытия находятся внутри некоего Понятия, например Космос, Бог, Разум, Природа и т.д. Таким образом, Гегель осуществил проблему, которую обозначил Кант, и которую пытались разрешить Фихте и Шеллинг – установить связь между объектом и субъектом.
2) Гегелю это удалось с помощью открытия в структуре логики. Он открыл закон диалектической логики. После Аристотеля Гегель единственный, кто внес существенный вклад в развитие этой древнейшей системы знания. В отличие от аристотелевской логики, которая основывается на законе избегания противоречий, Гегель обосновывает закон диалектического противоречия.
Диалектика – учение Гегеля о единстве и борьбе противоположностей, каждое из которых тождественно друг другу.
Всякое развитие протекает по определенной схеме: тезис (утверждение) – антитезис (отрицание) – синтез (отрицание отрицания) – т.е. снятие противоположностей.
Каждое понятие (явление) проходит такой тройственный цикл развития, итогом которого является переход на более качественный уровень.
Весь вселенский диалектический процесс подчинен одной цели достижению абсолютного духа, в котором сняты и разрешены все противоречия и противоположности примиряются, не утратив своего своеобразия. И так до тех пор, пока не будет достигнута абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея.
Гегель стремился приблизить философию к науке. Это означало построение философии на основе взаимосвязанных идей. Но что такое идеи – это не плод субъективной деятельности человека. Идеи – это суть вещей. Это суть и объекта и субъекта. Таким образом, противопоставление субъекта и объекта преодолено.
Внутренняя характеристика идей – самодвижение. Отсюда происходит изменчивость вещей. Каждая отдельная идея переходит в свое иное, в другую идею. Это диалектическое отрицание. Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство. Синтезирующая идея содержит тезис и антитезис как свои моменты.
Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.
Три уровня существования идей:
1) идеи сами по себе
2) идеи в природе
3) идеи в духе
Соответственно книги: «Наука логики», «Философия природы», «Философия Духа» - Эти книги образуют «Энциклопедию философских наук».
Наука логики: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
Учение о бытии – рассматриваются понятия ничто и становления, качество – количество – мера, которые являются характеристиками нечто. Если изменится качество, то перестанет существовать нечто. Количество может изменяться в пределах старого качества. Единство качества и количества образует меру. Переход от одной меры к другой есть скачок.
Учение о сущности: сущность внутренне противоречива, поэтому она изменчива; в силу своей противоречивости она сама себя отталкивает и переходит в явление, в существование.
Учение о понятии: субъективное понятие, развиваясь, достигает объективного понятия, и, наконец, достигает понятия субъекта – объекта.
В «Философии природы» рассматривает: механику, физику, органику.
В «Философии духа»: субъективный дух (личность), объективный дух (семью, гражданское общество, государство), абсолютный дух (Три ступени – искусство, религия, философия).
Система закончена.
Вывод: Гегель составил энциклопедию всех наук на основе генерального принципа абсолютного идеализма и с помощью диалектического метода. Главное в идеализме Гегеля – уразумение основных понятий, с помощью которых философия могла бы создать систему единого знания.
Наибольшее значение идея диалектического развития Гегеля приобрела в интерпретации законов исторического развития общества. Внутренние конфликты внутри общества обусловлены наличием в нем двух противоположностей – общества и личности. Государство является синтезом интересов обеих противоположностей. Следовательно – государство- это воплощение абсолютного духа в сфере человеческого развития. В лице государства человек возвышается до богочеловечества, но как единичное существование почти полностью исчезает.
Как сделать "вечным" картридж струйного принтера?
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |