Читайте также:
|
|
1. Сюжет об умирающем и воскресающем боге как мифологическая основа «Слова».
2. Мотивно-образная структура «Слова» и ее мифологическая основа. Особенности контаминации (объединения) различных мотивов в тексте.
§ комплекс мотивов, связанных с земледельческим циклом;
§ комплекс мотивов, связанных со свадебным пиром;
§ комплекс мотивов, связанных с солнечной символикой.
3. Отражение языческих и христианских представлений в мотивах оборотничества и воскресения. Притча о Блудном сыне и эсхатологические мотивы в СПИ.
4. Пространственно-временная организация «Слова»:
§ образ мирового древа и положение на нем русской и половецкой земель, граница потустороннего мира;
§ соотношение исторических эпох в «Слове»: эпохи конца Х и конца XI вв.; «внуки», «деды» и «прадеды» в «Слове»; века Трояна.
5. Цикличный характер гибели / воскресения в кольцевой композиции «Слова».
Задания:
1) На основании статьи П.А. Гринцера соотнесите этапы мистического путешествия умирающего и воскресающего бога с сюжетом «Слова»: (1) уход героя из обыденного мира, (2) борьба с потусторонними силами, (3) поражение и гибель героя, (4) сопровождаемые гибелью его мира, (5) отправление родича на поиски героя, (6) возвращение героя, (7) гармонизация мира. Какими факторами можно объяснить сходство мифологического и литературного сюжетов?
2) Выпишите из текста метафорические определения битвы и образов, тематически связанных с ней. Как эти образы-мотивы связаны с этапами земледельческого цикла (севом – жатвой, севом – косьбой, севом – молотьбой; дождем; грозой). С какими событиями (трагическими или счастливыми) связано появление в тексте этих мотивов? Каким образом отражается цикличность времени в этой группе мотивов?
3) Как образы битвы соотносятся с элементами свадебного обряда (в частности, с образами сватовства, свадебного пира, укладывания на брачное ложе и т.д.)? Сделайте соответствующие выписки. Как эти образы преображаются во сне Святослава?
4) Обратившись к сцене солнечного затмения в СПИ, определите, каким образом достигается отождествление образа князя Игоря с образом затмевающегося солнца. Как реализуется эта соотнесенность (князя–солнца) на протяжении всего текста? Сделайте соответствующие выписки.
5) Проследите по тексту, как в образах Бояна, Игоря и Всеслава Полоцкого реализуется мифологический мотив оборотничества. Какие ипостаси принимают эти герои? Как магическая перемена облика персонажей способствует пересечению ими пространственно-временных границ? Каким образом этот мотив соотносится с христианским мотивом воскресения?
6) Сопоставьте между собой попарно вступление и заключение, сцену военного похода-поражения Игоря и сцену побега из плена, поучение автора СПИ и плач Русской земли. Как соотносятся между собой эти композиционные элементы? Какое место в композиционной структуре произведения занимает сон и «золотое слово» Святослава? Каким образом в композиции «Слова» отражается идея цикличности гибели и воскресения?
Литература:
Слово о полку Игореве: 800 лет. Древнерусский текст. Переводы и переложения. Поэтические вариации. - М., 1986.
Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М.: Аграф, 2000.
Гринцер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. Т.2. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – С. 547-548.
Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. Т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. - С. 398-406.
Практическое занятие № 6
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |