Читайте также:
|
|
Он начинал свои занятия наукой с биологии - это повлияло на разработанную им версию функционализма. Человеческое общество подобно биологическому организму и может изучаться также или по аналогии с биологическим организмом. Ключом для понимания является органическая метафора.
1. Понятие системы - он использовал понятие системы для обозначения гармоничной коалиции между социальными институтами. Общественные институты тесно связаны между собой подобно частям биологического организма.
2. Функциональный императив - потребность, постоянное требование, повеление - по аналогии с биологическим организмом в которой каждая часть выполняет функцию ради блага целого. Социальные институты выполняют стабильные функции, которые обеспечивают стабильность и развитие общества, по мнению Парсонса, для жизни общества нужны 4 функции:
- адаптация к окружающей среде – регулируется экономическая подсистемой общества
-целедостижение - постановка задач перед обществом - за данную функцию несет ответственность правительство.
-функция интеграции - связывание институтов воедино, поддержание внутреннего порядка – эти занимаются правовые и культурно-религиозные институты
-поддержание латентного образца - передача ценностей от поколения к поколению. Это необходимо для выработки мотивации на выполнение задач - семья и образования.
AGIL (Adaptation, Goal-achievement, Integration, Latent sample) - функциональный императив.
3. Гомеостатическое равновесие - подержание устойчивого состояния.
Организм всегда в стабильном состоянии, если что-то меняется, то все остальное тоже должно меняться, чтоб сохранить равновесие и снять напряженность. Когда один меняется - это вызывает цепную реакцию перемен в прочих институтах. Общество не будет нарушать свои институты. В этом виден недостаток функционализма - недооценка конфликтов и дисфункций.
4. Типовые переменные. В начале 50 х вместе с Э.Шилзом Парсонс пишет о типовых переменных – дилеммах социального выбора. Они структурируют проблемы выбора, которые встают перед индивидом. 5 наборов типовых переменных:
- аффективность / афективная нейтральность.
В традиционных обществах социальные отношения имеют тенденцию включать аффективный компонент - отношения личностные, эмоциональные. В современном обществе социальные отношения скорее строятся на аффективно-нейтральной основе - не личностные, отчужденные, косвенные.
- партикуляризм / универсализм.
Данная проблема может быть описана как выбор между следованиями безличным, абстрактным, всеобщим нормам права и правилам поведения против конкретных личных отношений из конкретной ситуации. В традиционных обществах все всех знают - и партикуляризм – доверие, выполнение социальных обещаний, в современных - высокая плотность населения и мобильность, контакты с незнакомцами и при взаимодействиях - универсализм.
-
-
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |