Читайте также: |
|
Изменение генеральной линии философских исследований Древнегреческой философии было связано с попыткой софистов изменить предмет философского анализа с осмысления космоса на исследование человека.
Софисты – первые мыслители, которые поставили вопрос о том, как наши мысли о мире соответствуют самому этому миру, вопрос о принципиальной возможности познания мира человеком. Сами они в этом плане – агностики.
Протагор – один из старших софистов – одним из первых сформулировал проблему критериев истинности человеческого знания о мире. Он утверждал, что объективной истины как всеобщего знания о мире не существует, что всё в мире относительно: как каждому кажется, так и есть на самом деле. Существует только субъективное знание о мире.
Протагор – автор Западно-Европейского релятивизма – учения об относительности всего в мире.
Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих- в том, что они существуют, а не существующих – в том, что они не существуют».
Отсюда критерий истинности знания о мире – мнение каждого отдельного человека.
Продолжателем традиции изучения человека в античной философии считается Сократ. Исследуя сущность человека и его познавательные возможности, он сформулировал сущность философского метода познания мира – диалектического метода.
Диалектический метод Сократа и эллинистический подход в философии см. в доп. файлах.
Философия средних веков
План:
1. Теоцентризм – основная черта Средневековой философии
2. Патристика, особенности, философские учения
3. Схоластика как этап развития средневековой философии
Средневековье: ок. 5 – 14 вв. н.э.
В этот период основной идеологией становится христианство.
Происходит переход к феодальным отношениям. Возникают новые мировоззренческие установки, идеологические ценности, представления о существующей картине мира.
Средневековая философия тесно связана с христианской религией. Постепенно она оказывается в зависимом положении.
Принципиально меняется философская картина мира: в центре – Бог и его творения. В результате сформировалась такая черта как креационизм – признания факта, что все создано Богом.
Это сформировало основу теоцентристского философского мировоззрения.
Теоцентрическое мышление:
- определяющий фактор бытия – Бог
- Бог – абсолютное начало, высшая субстанция, остальное- его творение, поэтому самостоятельным бытием не обладает.
- природа не обладает бытием, а значит, её познание бессмысленно
- объект познания – Бог и его мудрость.
Лекция
Философия эпохи Возрождения (Самостоятельное изучение)
План:
1. Общественно-политическая ситуация в странах Западной Европы в 14-15 веках и её влияние на состояние философского знания.
2. Особенности философии Возрождения, социально-политическая философия эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Томас Мор, Томазо Компанелла, Эразм Ротердамский)
3. Научные открытия эпохи Возрождения и их значение для формирования новой картины мира и для развития философии (Коперник, Бруно, Галилей)
Постепенный переход к буржуазным отношениям
Секуляризация
Пантеизм – бог растворен в природе
Философия Нового Времени (16-17 века)
План:
1. Общественно-политическая ситуация в Западной Европе в 16-17 веке и особенности состояния философии.
2. Френсис Бэкон как основатель эмпиризма
3. Ренэ Декарт и развитие рационалистического направления в философии Нового времени
4. Социально-политическая философия Нового времени (Томас Гоббс, Джон Локк).
Состояние философии в 16-17 веках было обусловлено особенностями общественно-политических отношений в это время - буржуазными революциями и выходом на политическую арену молодой буржуазии, формированием буржуазных общественных отношений. В этой ситуации религия пока оставалась в качестве идеологии, т.к. новая буржуазная идеология пока не сложилась.
1. Философия начала Нового времени пока сохраняла свою связь с религией.
2. Развитие нового капиталистического способа производства неизбежно породило потребность в науке, в таких исследованиях, которые имели бы практическую значимость. Осознание этого факта также неизбежно привело к формированию новой черты философии – крепнущую связь с наукой.
3. Развитие естественных наук имело не только мировоззренческое значение, но также позволяло философии обосновать метод познания мира.
4. В этот период времени философия все больше тяготеет к материализму.
5. Философия Нового времени, которая всё таки сохраняла свою связь с религией, оказалась в ситуации, когда ей пришлось занимать положение между религиозно-теологической и научной мыслью.
Пытаясь найти возможности для сосуществования с религией было создано новое философское направление – деизм – религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, больше не вмешивается в его закономерное развитие. Деизм защищал идею естественной религии, идею религии разума. Поэтому философы деисты постоянно подчеркивали разумность природы бога. Вместе с тем науку они тоже пытались использовать для доказательства этого положения.
Таким образом, философия была связана с механистическим (метафизическим) материализмом, а, с другой стороны, с теологией.
Новые научные открытия этого периода привели философов и ученых к убеждению что для научного познания мира необходимы новые методы познания метода.
Эмпиризм – направление в гносеологии нового времени, которое выводит познание из чувственного опыта.
Рационализм – направление в гносеологии, представители которого особое значение придавали способностям человека анализировать, сопоставлять, обобщать данные чувств, т.е. мыслить рационально. Основатель Ренэ Декарт, Бенедикт Спиноза и др.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 62 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |