Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Средневековая философия

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  5. Абай философиясы
  6. Абай философиясына сипаттама
  7. Андай философиялық теория қоғамдағы әлеуметтік айырмашылықтарды зерттеуге көмектеседі?A) әлеуметтік стратификация теориясыALMAT
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. Античная философия

1. Христианство как основа средневековой философии

2. Периодизация средневековой философии

3. Основные особенности средневековой философии

4. Религиозно-философские идеи А.Августина

5. Философские идеи Фомы Аквинского

1. Христианство зарождается в I-II вв. н.э. в восточных провинциях Римской империи. Причины возникновения христианства:

· кризис рабовладельческого общества,

· ужесточение эксплуатации рабов и свободной бедноты,

· восстания терпели поражения; возникла вера в приход «миссии», возникновение фигуры Иисуса Христа.

Социальный состав христианских общин: рабы, беднота. С IV века – знатные патриции.

Исторические события, способствовавшие утверждению христианства:

313г. - император Константин Великий объявляет христианство официальной государственной религией Восточной Римской империи (Византии),

325г. – Никейский Собор (был определен состав христианских догм),

391-392гг. – Халкидонский Собор наложил запрет на все языческие верования,

451г. – Вселенский собор объявляет христианство государственной религией всей Римской империи,

476г. – разрушение Западной Римской империи под натиском варваров.

Идейные истоки христианства:

Кроме того, в христианство были включены и другие идеи: неопифагорейства (идея Троицы) и неоплатонизма (идея выделения из бога разума, души, природы).

 

2. Не существует единой периодизации средневековой философии. Одни периодизации ведут отсчет с I в н.э., другие с V в. Но все эти периодизации заканчивают отсчет в XV в. В средневековой философии принято выделять два основных периода: патристика и схоластика. Первый период был назван так потому, что в его границах творили основные разработчики христианской религии, названные позже «отцами церкви» (I-VIII вв). Патристика делится на 2 подпериода:

1) ранняя патристика (XVIII в) - этот период определяет основы христианских догм и символов,

2) поздняя патристика – это период разработки содержания христианских догм и символов.

Часто раннюю патристику называют апологетическим, а позднюю – систематизирующей. Период схоластики называется так потому, что в его рамках шло освоение христианского вероучения. В ней выделяется 3 подпериода:

· ранняя схоластика (VIII – XIIвв)

· рассвет схоластики (XIII в)

· поздняя схоластика(XIIIв – начало XVв)

 

3. Средневековая философия выделяется целым рядом специальных особенностей:

В средневековой философии теории и идеи можно распределить по данным 5 принципам:

 

1) средневековая философия развивалась в рамках большого спора реалистов и номиналистов. Суть спора: реалисты утверждали, что реально существуют лишь общие понятия, а все единичные явления, предметы – иллюзия. Общие понятия (универсалии) существуют в виде идей сознания бога. Номиналисты утверждали обратное: реально существуют лишь единичные предметы или явления, а общие понятия - это лишь названия, ярлыки единичных предметов и явлений. Спор между реалистами и номиналистами получил название «спор об универсалиях».

2) Все видные средневековые философы были прежде всего теологами. Каждый из них имел тот или иной священнический сан (сан священника, кардинала, епископа и т.п.).

 

4. Самым крупным мыслителем патристики был А. Августин (354-430 гг). Основные труды: «Исповеди» -30 томов (рассказ о своей жизни в форме молитв); «О Троице»- 2 тома; «О граде Божием» -30 томов. Главная заслуга Августина является то, что он сделал Бога центром философии. Бог:

· Первичен (первоначало мира)

· Причина всему (все в мире совершается по воле Бога)

· Предмет познания

· Главный предмет познания и его причины

· Наивысшее благо (все благо и добро в мире созданы Богом)

«Бог создал человека по своему образу и подобию». Главное в человеке – душа. Душа не материальна, т.е. она выполняет функцию разума, воли и памяти. Человек черпает свои знания из души, которые Бог заранее наделил разумом. Главное средство познания Бога - вера. Меньшую роль в его познании играет разум. Формула познания человеком мира: «Разумей, чтобы мы верить, и верь, чтобы разуметь». Важной частью философского творчества Августина является его теодицея (греч теос – Бог, дике – справедливость, защита – оправдание Бога). Также теодицея есть у всех средневековых философов. Суть теодицеи:

1) Бог создал мир добрым, но его губит злая воля

2) Зло не абсолютно, оно приходящее. Зло – недостаток добра в мире. Добро же абсолютно. Зло возникает там, где:

· Нет высших целей

· Где что-то делается плохо

· Там, где господствует вожделение, т.е. любовь к приходящим вещам

Августина называли «Менее из двух святых и более из всех человек» (из-за того, что в своих трудах он мог резко от возвышенных тем перейти к низким. Придерживался идеи необходимости социального неравенства в обществе, т.к. Бог создал мир иерархичным.

 

5. Фома Аквинский (1225-1274гг) родился в Италии близ г. Аквино. Основные труды: в его произведениях насчитывали 13 млн. терминов. Главное произведение – «Сумма Теологии». В ней развивал многие идеи Августина (однако, если Августин опирался на неоплатонизм, то Аквинский – на аристотелизм). Его теодицей:

«Учение о человеке»: человек есть существо промежуточное между животными и ангелами (т.к. его тело животного происхождения, а душа и разум – божественного). Аквинский относился к реалистам. Августин представитель неоплатонизма (и номиналист), то Аквинский представитель аристотелизма (и реалист).

 

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 61 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав