Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этика. Её предмет и значение

Читайте также:
  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  2. I. Сущность и социальное назначение государства.
  3. I. Сущность и социальное назначение государства.
  4. I.Понятие и значение конституционного контроля
  5. II подразделение — производство предметов потребления.
  6. II. Предмет, задачи физиологии растений
  7. II. Предметы ведомства и пределы власти волостного суда
  8. III. Установление групповой принадлежности и диагностика, их значение.
  9. IV. Концептуальные подходы образовательных стандартов по предмету
  10. IV. Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения

Моральные конфликты в сфере медицинской практики всегда затрагивают интересы личности, но возникновение конфликтов, их развитие и исход иногда не зависят от воли этой личности, так как в них участвует и вторая сторона, обладающая определенными взглядами, юридическими пра, интересами, волей. Поэтому моральные конфликты в психиатрической практике, имея объективный характер, затрагивают интересы не только отдельных личностей (врача и пациента), но касаются интересов и окружающих их людей, приобретая для каждого из них определенное обще значение и личностный смысл. Не случайно поэтом моральные конфликты в сфере медицинской практики всегда вызывают интерес в общественности, заставляя уча конфликта тяжело и нередко мучительно пережи этот факт.

Выход из назревающих или уже происходящих мораль конфликтов может быть найден только путем принятия сознательного решения врачом или пациентом с учетом высших моральных ценностей. Моральные конфликты могут возникать в работе каждого врача. По их причинам и исходу можно ретроспективно судить о моральном облике медицин работника, его жизненной позиции, убеждениям, прин. Существуют различные подходы к объяснению мораль конфликтов, возникающих в медицинской практике, в том числе и в психиатрии. Одни авторы считают, что

причина их лежит в сфере объективных социальных явле, другие видят их в сфере психологических взаимоотно людей друг с другом. Есть и такие точки зрения, которые отрицают существование моральных конфликтов.

Для подлинно научного понимания объективных и субъ причин моральных конфликтов в медицине необхо выявить объективные истоки нравственных противоре. Оперативный сбор, обработка и оценка объективной информации о

конфликтной ситуации позволяет найти наибо эффективный “инструмент” для ликвидации конфликта. Все нравственные конфликты, возникающие в практической деятельности врача-психиатра, могут быть разрешены дву путем: изменением объективных условий, создающих конфликтную ситуацию; совершенствованием нрав отношений, дальнейшим улучшением нравственно воспитания и самовоспитания личности. В этом и проявля­етс диалектическое единство объективных и субъективных факторов в возникновении, развитии и исходе нравственных конфликтов в медицине. Уже давно замечено, что в психиатрических больницах отмечаются “хорошие” смены санитарок и медицинских сестер, когда поведение больных становится более упорядо и резко сокращается количество конфликтных ситу­аци между ними. Этот факт из повседневной больничной жизни свидетельствует о том,

что нравственное воспитание персонала является неотъемлемой частью его профессиональной подготовки.

Этика. Её предмет и значение

1. Понятие морали. Мораль как закон человечности.

2. Предмет этики, структура этического знания.

3. Проблема классификации этических учений.

 

1. Этика – древнегреч. ethos – «совместное жилище». Затем: «нравы, общественный порядок, образ мысли». Сейчас: «мораль, нравственность».

Аристотель: этические качества – качества души. «Никомахова этика».

Мораль – латинское mos «обычаи, нравы, характер; мода; покрой одежды». Моральная философия.

Мораль:

1) духовно-практический, императивно-оценочный способ освоения мира на основе различения добра и зла и стремления к высшему благу; самоопределение человека в мире;

2) специфический регулятив человеческого общежития, действующий на основе убеждения личности и общественного мнения.

Основное моральное правило – «золотое правило нравственности». Зафиксировано во всех цивилизация. Золотое правило – признак универсальности морали.

Смысл:

- творческое развитие каждой личности, самоценность личности; ценность человеческого сообщества.

2. Предмет:

- моральные феномены: свобода, нравственность, ответственность и так далее;

- осмысление нравственных ценностей;

- предельная проблема – проблема смысла жизни;

- специфические и прикладные проблемы современности (клонирование, эвтаназия, аборт).

Структура знания, уровни:

- эмпирический (дескриптивная);

- теоретический (метаэтика) – уровень обоснования морали;

- нормативный (прескрептивная) – этика учит морали; этика критикует и обосновывает системы ценностей и норм;

- прикладная этика – этическое знание, которое может быть использовано непосредственно в практике для разрешения конкретной ситуации и публичных проблем социума.

Этика всегда морально пристрастна.

Аристотель: этика – практическая философия.

Предмет этики: философская рефлексия (= жизнь) по поводу основания морального бытия.

По критерию обосновании морали 2 парадигмы
деонтологическая утилитаристская
Название 19 в., Бентам: учение о нравственности, то есть, о нравственно должном; этика долга; свод, совокупность норм о поведении профессионалов. Нравственное существование как следование моральному закону, принципам и правилам. Постулаты Канта: свободная, добрая воля. Мораль тождественна долгу. Внешнее определение морального закона – категорический императив. Его формулировки: 1) поступай в соответствии с такой максимой, которая имела бы всеобщее значение; 3) самозаконодательствующая добрая воля; 2) никогда не относись к человечеству в своём лице и лице любого другого как к средству, но всегда как к цели. Сократ, Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский; Гегель; софисты. Этика Бентома. Последователь Милль. Наивысшая значимость природы человека. Все сферы должны способствовать развитию и удовлетворение потребностей человека. Ценностный ориентир – польза (= благо). Правило: наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Наиболее значимы результаты, а не мотив. Критика абстрактности. Релятивизм и субъективизм.
По критерию высших нравственных идеалов
эвдемонизм благо, тождественное счастью утилитаризм гуманистическая этика целостное человеческое существование в единстве с миром религиозная этика трансцендентные духовные ценности
По критерию источника морали
натуралистическая мораль – реализация закономерности объективного мира супранатуралистическая мораль – трансцендентный источник. Этика Платона. Средневековая религиозная этика, Гегелевская этика.
           

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав