Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» МАНСИ

Читайте также:
  1. Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
  2. Эмансипация

студента заочной формы обучения

группы _ЗСБ_030900 -12

специальности «Юриспруденция»

 

Проверил:
доцент

Игнатов Сергей Дмитриевич

 

 

 


Содержание:

Введение

1. Мораль и нравственность.

2. Этика и мораль.

3. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Заключение

Список использованной литературы

Дополнительные источники информации


Введение

Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля.

Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

Целью моего реферата является установление соотношения понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

Я ставила перед собой следующие задачи:

1. определить точное объяснение данных терминов в отдельности;

2. соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой.


 

1. Мораль и нравственность.

 

В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».

1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.

3) Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Данное определение морали и будет нами рассматриваться как основное.

В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

 

2. Этика и мораль.

 

Этимологический анализ слова «этика» говорит о том, что термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что означало «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) от термина «этос» образовал прилагательное «ethicos» — этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение ею содержания науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н.э.

Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово, аналогичное древнегреческому «этос» и этим словом является «mos», означающее «нрав», «обычай», то есть почти то же, что и древнегреческое слово «этос». Римские философы и среди них Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» — мораль. По этимологическому происхождению древнегреческий термин «этика» и латинский «мораль» совпадают.

Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, где он происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году.

В чем различие между этикой и моралью?

Хорошо известно, что слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании "морально-этический"); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело - специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание - ценность, структура этики, специфика морали и др.).

Безусловно, сохраняющаяся и в обычном употреблении, и в теории широкая синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов - единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного "этический". Тем не менее за формальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое - весьма существенное - различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что "этика" и "мораль" фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно "ethos" и "mos" ("mores") и которая в русском языке ближе всего передается словами "нравы", "обычаи", "характеры" и т.п. Под "этикой" с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы "Этики") понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного "этоса", причем деятельность не просто познавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, - или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа "хорошее - дурное", "добродетельное - порочное", "справедливое - несправедливое" и пр. Собственно, и "мораль" изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для "морали" эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то "этика" сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.

Таким образом, первое (по времени и по существу) размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой - совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и (или) стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (т.е. всего того, что чаще всего и обозначается словом "мораль").

Таким образом, говоря о соотношении этики и морали, мы должны предварительно уточнить понятие этики, ибо одна часть того конгломерата, который принято называть этим словом, входит в состав самой морали, другая же составляющая есть знание (или наука) о феномене морали. То обстоятельство, что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части, находит выражение в современных определениях этики, фиксирующих ее двойственный статус в качестве "практической философии" и "науки о морали" (3). Такие определения, на мой взгляд, носит "аддитивный" характер, т.е. здесь суммируются несовместимые признаки, относящиеся по сути к разным дисциплинам, лишь внешним образом - в силу давней традиции - объединенным общим именем этики, но фактически поделившим ее наследство. "Практическая философия" и "наука о морали" - это не разные разделы, или стороны, или функции одной и той же "этики"; граница между ними определяется теми критериями, по которым производится демаркация двух форм сознания - соответственно ценностного и познавательного.

Имеются и другие теоретические ракурсы, в которых могут быть сопоставлены этика и мораль. Так, в англо-американской однотомной энциклопедии по этике в специальной статье, посвященной рассматриваемому вопросу, различие между этикой и моралью усматривается в том, что первая включает в себя всеобщие, фундаментальные, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы(4). Но если трактовка морали как выражения "высших ценностей" в социальных нормах и человеческих поступках действительно является одним из принятых способов дефинирования этого понятия, то увязывание этики именно и только с этими высшими ценностями выглядит достаточно произвольным. Очевидно, автор статьи "Ethics/morality distinction" имел в виду то обстоятельство, что классическая этика всегда отправлялась от того или иного высшего принципа, на основе которого выстраивалось соответствующее жизнеучение; однако из этого факта вовсе не следует, будто этика тождественна самим этим исходным принципам, а мораль представляет собою лишь их конкретизацию.

Более глубокая трактовка соотношения этики и морали дана в другой англоязычной энциклопедии, где также помещена статья на эту тему (6). В статье утверждается, что "этика является более широким понятием" по сравнению с моралью и "включает многое из того, чего нет в морали". В этом смысле "этика (особенно античная) образует альтернативу по отношению к морали: у нее отсутствуют характерные узкие признаки морали, хотя она все же затрагивает моральную проблематику, а именно - как мы должны жить и что должны делать".

Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под "этикой" (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами "добро", "долг", "счастье", "любовь" и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все "доброе" и "должное" имеет статус морально доброго и должного. Благодаря Канту было осознано отличие специфически морального "категорического" императива от императивов "гипотетических", внеморальных, которыми полна традиционная этика от античности до нашего времени. Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам. Другое дело, что такая возможность никогда не реализовалась в чистом виде, и даже гедонико-эвдемонистические жизненные программы и ницшеанские инвективы в адрес общечеловеческой морали сопровождались явно выраженными или - чаще - неявными обоснованиями и оправданиями с позиций все тех же универсальных моральных ценностей.

Безусловно, уже античные мыслители, как явствует из дошедших до нас текстов, замечали особое положение тех ценностей, которые мы сейчас называем "моральными", среди прочих ценностных установок, однако этот особый статус не был концептуально и терминологически оформлен, границы между собственно моральными (в более позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

Сохранившаяся в современном языке философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий "этика" и "мораль", проявляющаяся, в частности, в том, что "этика" почти всегда определяется через "мораль", приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой - к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики.

 

3. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

 

Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая — полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770—1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, с. 154—178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» — то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль — это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность — это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.


Заключение

 

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

Мораль и нравственность – понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

Считаю, что задачи реферата решены, цель выполнена.

 

 


Список использованной литературы:

1. Матюшин Г. Г."Этика. Курс лекций" 2007.

2. Максимов Л.В. «Этическая мысль». - Вып. 4. - М.: ИФ РАН. 2003.

3. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. № 2.

4. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.. 2001. 4

5. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

7. Мораль и рациональность — ИФРАН, 1995

 

Дополнительные источнки информации:

Internet - www. ru.wikipedia.org - Википедия

№ 1.

Сцепление без кроссинговера.

У наземной улитки Cepea nemoralis цвет раковины определяется 3 аллелями одного гена. У – ген коричневого цвета, у1 – ген розового цвета, у – ген желтого цвета. Ген коричневой окраски доминирует над генами розовой и желтой окраски, ген розовой окраски доминирует над геном желтой окраски. С локусом окраски тесно сцеплены гены распределения окраски (полосатости). Ген В определяет равномерное распределение окраски, ген в1 – появление широкой темной полосы на общем фоне, ген в – появление нескольких узких полос. Ген В доминирует над генами в1 и в, ген в1 – над геном в. В 4 разных опытах скрещивали коричневых улиток с равномерной окраской с розовыми улитками с широкой полосой. Генотипы улиток были УуВв и у1ув1в. В первом варианте скрещивания получилось потомство: 2 коричневых равномерных, 1 розовая с широкой полосой и 1 желтая с узкими полосами. Во втором варианте получилось: 2 коричневых равномерных, 1 розовая с узкими полосами, 1 желтая с широкой полосой. В 2 остальных скрещиваниях получилось по 4 фенотипа в равных количествах: коричневая с широкой полосой, коричневая с узкими полосами, розовая равномерная и желтая равномерная. Определить, в каком порядке были сцеплены гены у родителей во всех 4 вариантах скрещивания.

У – ген коричневого цвета у1 – ген розового цвета у – ген желтого цвета.

В - ген равномерного распределения окраски

в1 – ген широкой темной полосы на общем фоне

в – ген нескольких узких полос.

1. РР: ♀ У В х ♂ у1 в1

---------- ---------

---------- ---------

у в у в

Г: ♀ УВуву1в1ув

F: У В У В у1 в1 у в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

у в у1 в1 у в у в

к рав к рав р шир ж уз

Расщепление по генотипу: 1: 1: 1: 1

Расщепление по фенотипу: 2: 1: 1

2. РР: ♀ У В х ♂ у1 в

---------- ---------

---------- ---------

у в у в1

Г: ♀ УВуву1вув1

F: У В У В у1 в у в1

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

у1 в у в1 у в у в

к рав к рав р уз ж шир

Расщепление по генотипу: 1: 1: 1: 1

Расщепление по фенотипу: 2: 1: 1

3. РР: ♀ У в х ♂ у1 в1

---------- ---------

---------- ---------

у В у в

Г: ♀ УвУву1в1ув

F: У в У в у В у В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

у1 в1 у в у1 в1 у в

к шир к уз р рав ж рав

Расщепление по генотипу: 1: 1: 1: 1

Расщепление по фенотипу: 1: 1: 1: 1

4. РР: ♀ У в х ♂ у1 в

---------- ---------

---------- ---------

у В у в1

Г: ♀ УвУву1вув1

F: У в У в у В у В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

у1 в у в1 у1 в у в1

к уз к шир р рав ж рав

Расщепление по генотипу: 1: 1: 1: 1

Расщепление по фенотипу: 1: 1: 1: 1

 

№ 2.

У кур ген коротконогости доминирует над геном нормальных ног, ген черной окраски оперения – над геном белой окраски оперения. Оба признака наследуются сцепленно. От скрещивания гетерозиготного петуха с короткими ногами и черным оперением и курицы с длинными ногами и белым оперением получено 156 коротконогих черных, 136 длинноногих белых, 19 коротконогих белых и 24 длинноногих черных. Написать схему скрещивания и определить расстояние между генами.

A – ген коротких ног а – ген нормальных ног

В – ген черной окраски оперения в – ген белой окраски оперения.

РР: ♀ а в х ♂ А В

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ авАВав

АваВ

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

156 136 19 24

к ч д б к б д ч

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((19 + 24)/(156 + 136 + 19 + 24)) х 100% = (43 / 335) х 100 % = 12,84 %.

S = Х = 12,84 морганид.

№ 3.

У кроликов гены длины и окраски шерсти наследуются сцепленно. Ген короткой шерсти доминирует над геном длинной шерсти, а ген пятнистой окраски – над геном белой окраски. При скрещивании гетерозиготных английских кроликов с короткой пятнистой шерстью с ангорскими кроликами с длинной белой шерстью получено 380 пятнистых короткошерстных, 380 белых длинношерстных, 59 пятнистых длинношерстных и 66 белых короткошерстных. Написать схему скрещивания. Определить % кроссинговера.

 

A – ген короткой шерсти а – ген длинной шерсти

В – ген пятнистой окраски шерсти в – ген белой окраски шерсти.

РР: ♀ А В х ♂ а в

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВавав

АваВ

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- ------

------ ------- -------- ------

а в а в а в а в

380 380 66 59

к п д б к б д п

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((59 + 66)/(380 + 380 + 59 + 66)) х 100% = (125 / 885) х 100 % = 14,12 %.

 

№ 4.

У дрозофилы гены серой окраски тела и красного цвета глаз доминируют над генами черной окраски тела и коричневого цвета глаз. Оба признака наследуются сцепленно. Каковы результаты скрещиваний, в каждом из которых получено по 400 потомков:

А) гетерозиготной серой самки с красными глазами с гомозиготным черным самцом с красными глазами

Б) гетерозиготной серой самки с красными глазами, в 23 % гамет которой произошел кроссинговер, с черным самцом с коричневыми глазами

В) гетерозиготной серой самки с красными глазами, в 17 % гамет которой произошел кроссинговер, с гомозиготным серым самцом с коричневыми глазами?

A – ген серой окраски тела а – ген черной окраски тела

В – ген красного цвета глаз в – ген коричневого цвета глаз

А) РР: ♀ А В х ♂ а В

---------- ---------

---------- ---------

а в а В

Г: ♀ АВаваВ

F: А В а в

------ -------

------ -------

а В а В

200 200

с кр ч кр

Расщепление по генотипу: 1: 1

Расщепление по фенотипу: 1: 1

Получено по 200 серых красноглазых и черных красноглазых мух.

Б) РР: ♀ А В х ♂ а в

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВавав

77 %

АваВ

23 %

 

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- ------

а в а в а в а в

38,5 % 38,5 % 11,5 % 11,5 %

с кр ч кор с кор ч кр

400 - 100 %

х - 38,5 % х = 154 мухи

400 - 100 %

х - 11,5 % х = 46 мух

Получено по 154 серых красноглазых и черных коричневоглазых мух и по 46 серых коричневоглазых и черных красноглазых.

В) РР: ♀ А В х ♂ А в

---------- ---------

---------- ---------

а в А в

Г: ♀ АВавАв

83 %

АваВ

17 %

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- ------

А в А в А в А в

41,5 % 41,5 % 8,5 % 8,5 %

с кр с кор с кор с кр

400 - 100 %

х - 41,5 % х = 166 мухи

400 - 100 %

х - 8,5 % х = 34 мухи

166 + 34 = 200.

Получено по 200 серых красноглазых и серых коричневоглазых мух.

 

№ 5.

У дрозофилы ген серой окраски тела доминирует над геном желтой окраски тела, а ген красного цвета глаз – над геном малинового цвета глаз. Оба гена расположены в одной хромосоме. Расстояние между ними 33,8 морганид. При скрещивании гетерозиготной серой самки с красными глазами с желтым самцом с малиновыми глазами было получено 49 серых мух с малиновыми глазами, 46 желтых мух с красными глазами, 151 серая муха с красными глазами и 145 желтых мух с малиновыми глазами. Написать схему скрещивания. Определить величину интерференции.

A – ген серой окраски тела а – ген желтой окраски тела

В – ген красного цвета глаз в – ген малинового цвета глаз.

РР: ♀ А В х ♂ а в

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВавав

АваВ

 

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

151 145 49 46

с кр ж м с м ж кр

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((49 + 46)/(151 + 145 + 49 + 46)) х 100% = (95 / 391) х 100 % = 24,3 %.

С = частота экспериментальных обменов / частота теоретических обменов.

С = 24,3 / 33,8 = 0,72.

У = 1 – С.

У = 1 – 0,72 = 0,28.

 

№ 6.

У крыс ген черной окраски шерсти доминирует над геном белой окраски шерсти, а ген темного цвета глаз – над геном светлого цвета глаз. Оба признака наследуются сцепленно. Расстояние между генами 54,7 морганид. При скрещивании гетерозиготной черной самки с темными глазами с белым самцом со светлыми глазами было получено 66 черных крыс со светлыми глазами, 61 белая с темными глазами, 144 черных с темными глазами и 147 белых со светлыми глазами. Написать схему скрещивания. Определить величину интерференции.

A – ген черной окраски тела а – ген белой окраски тела

В – ген темного цвета глаз в – ген светлого цвета глаз.

РР: ♀ А В х ♂ а в

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВавав

АваВ

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

144 147 66 61

ч т б с ч с б т

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((66 + 61)/(144 + 147 + 66 + 61)) х 100% = (127 / 418) х 100 % = 30,3 %.

С = частота экспериментальных обменов / частота теоретических обменов.

С = 30,3 / 54,7 = 0,55.

У = 1 – С.

У = 1 – 0,55 = 0,45.

 

№ 7.

У сирени ген махровости цветков доминирует над геном нормы, а ген окрашенности семян – над геном неокрашенности. Оба гена находятся в одной хромосоме. Расстояние между ними 27,6 морганид. В результате эксперимента была получена частота кроссинговера 26 %. Написать схему скрещивания дигетерозиготного растения с гомозиготным рецессивным растением. Определить величину интерференции. Сколько получилось потомков каждого фенотипа, если общее число потомков 300?

A – ген махровости цветков а – ген простых цветков

В – ген окрашенности семян в – ген неокрашенности семян

 

РР: ♀ А В х ♂ а в

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВавав

74 %

АваВ

26 %

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

37 % 37 % 13 % 13 %

м ок п н м н п ок

С = частота экспериментальных обменов / частота теоретических обменов.

С = 26 / 27,6 = 0,94.

У = 1 – С.

У = 1 – 0,94 = 0,06.

300 - 100 %

х - 37 % х = 111 растений

300 - 100 %

х - 13 % х = 39 растений

Получено по 111 махровых окрашенных и простых неокрашенных растений и по 39 махровых неокрашенных и простых окрашенных растений сирени.

 

№ 8.

У примулы ген фиолетовой окраски цветков доминирует над геном красной окраски, а ген коротких пестиков – над геном длинных пестиков. Оба гена находятся в одной хромосоме. При скрещивании гетерозиготного фиолетового короткопестичного растения, в 9 % гамет которого прошел кроссинговер, с красным длиннопестичным растением получено 600 потомков. Сколько потомков какого фенотипа было получено?

A – ген фиолетовой окраски цветков а – ген красной окраски цветков.

В – ген коротких пестиков в – ген длинных пестиков

РР: ♀ А В х ♂ а в

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВавав

91 %

АваВ

9 %

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- ------

а в а в а в а в

45,5 % 45,5 % 4,5 % 4,5 %

ф кор кр дл ф дл кр кор

600 - 100 %

х - 45,5 % х = 273 растения

600 - 100 %

х - 4,5 % х = 27 растений

Получено 273 фиолетовых короткопестичных растений, 273 красных длиннопестичных, 27 фиолетовых длиннопестичных и 27 красных короткопестичных растений.

 

№ 9.

У псковских коротконогих кур ген коротконогости доминирует над геном нормальных ног, а ген розовидной формы гребня - над геном листовидной формы гребня. Оба гена наследуются сцепленно. От скрещивания гетерозиготного петуха с короткими ногами и розовидным гребнем с длинноногой курицей с листовидным гребнем было получено 244 коротконогих потомка с розовидным гребнем, 262 длинноногих потомка с листовидным гребнем, 35 длинноногих с розовидным гребнем и 41 коротконогий с листовидным гребнем. Написать схему скрещивания. Определить частоту кроссинговера.

A – ген коротких ног а – ген нормальных ног

В – ген розовидной формы гребня в – ген листовидной формы гребня.

РР: ♀ а в х ♂ А В

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ авАВав

АваВ

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

244 262 41 35

к р д л к л д р

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((41 + 35)/(244 + 262 + 41 + 35)) х 100% = (76 / 582) х 100 % = 13,06 %.

 

№ 10.

У мышей ген нормальной длины шерсти доминирует над геном длинной шерсти, а ген извитой шерсти – над геном прямой шерсти. В анализирующем скрещивании было получено 27 мышей с нормальной прямой шерстью, 99 с нормальной извитой, 98 с длинной прямой, 24 с длинной извитой. Написать схему скрещивания. Определить частоту кроссинговера.

A – ген нормальной шерсти а – ген длинной шерсти

В – ген извитой шерсти в – ген прямой шерсти.

РР: ♀ а в х ♂ А В

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ авАВав

АваВ

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

99 98 27 24

н из д пр н пр д из

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((27 + 24)/(99 + 98 + 27 + 24)) х 100% = (51 / 248) х 100 % = 20,56 %.

 

№ 11.

У кур ген золотистого оперения доминирует над геном серебристого оперения, а ген нерябого оперения – над геном рябого оперения. От скрещивания золотистых рябых кур с серебристыми нерябыми петухами получили 34 золотистых рябых, 29 серебристых нерябых, 32 золотистых нерябых и 30 серебристых рябых потомков. Полученных серебристых рябых курочек и золотистых нерябых петухов скрестили между собой. В потомстве от этого скрещивания были получены петухи и куры 4 фенотипов: 206 серебристых рябых, 382 золотистых рябых, 366 серебристых нерябых, 212 золотистых нерябых. Написать схему скрещивания, определить частоту кроссинговера.

A – ген золотистого оперения а – ген серебристого оперения

В – ген нерябого оперения в – ген рябого оперения.

1. РР: ♀ А в х ♂ а В

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АваваВав

F: А в а В А в а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а В а в

34 29 32 30

з р с н з н с р

2. РР: ♀ а в х ♂ А в

---------- ---------

---------- ---------

а в а В

Г: ♀ авАваВ

АВав

Fа: А в а В А В а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

382 366 212 206

з р с н з н с р

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((212 + 206)/(212 + 206 + 382 + 366)) х 100% = (418 / 1166) х 100 % = 35,85 %.

 

№ 12.

У томатов ген высокого роста доминирует над геном карликового роста, а ген шаровидной формы плодов – над геном грушевидной формы плодов. Высокое растение томата с шаровидными плодами, скрещиваясь с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, дало в потомстве 81 высокое шаровидное, 79 карликовых грушевидных, 22 высоких грушевидных, 17 карликовых шаровидных. Другое высокое растение с шаровидными плодами, скрещиваясь с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, дало в потомстве 21 высокое грушевидное, 18 карликовых шаровидных, 5 высоких шаровидных, 4 карликовых грушевидных. Какое потомство дали бы эти высокие шаровидные растения при скрещивании друг с другом и в каком соотношении?

A – ген высокого роста а – ген карликового роста

В – ген шаровидной формы плодов в – ген грушевидной формы плодов.

 

1. РР: ♀ а в х ♂ А В

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ авАВав

АваВ

Fа: А В а в А в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

81 79 22 17

в ш к гр в гр к ш

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((22 + 17)/(22 + 17 + 81 + 79)) х 100% = (39 / 199) х 100 % = 19,6 %.

2. РР: ♀ а в х ♂ А в

---------- ---------

---------- ---------

а в а В

Г: ♀ авАваВ

АВав

Fа: А в а В А В а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

а в а в а в а в

21 18 5 4

в гр к ш в ш к гр

Х = ((а + в) / n) х 100 %.

Х = ((5 + 4)/(5 + 4 + 21 + 18)) х 100% = (9 / 48) х 100 % = 18,75 %.

3. РР: ♀ А В х ♂ А в

---------- ---------

---------- ---------

а в а В

Г: ♀ АВавАваВ

80,4 % (по 40,2 %) 81,25 % (по 40,625 %)

АваВАВав

19,6 % (по 9,8 %) 18,75 % (по 9,375 %)

F2: А В А В А В А В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

в ш в ш в ш в ш

16,33 % 16,33 % 3,77 % 3,77 %

а в а в а в а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

в гр к ш в ш к гр

16,33 % 16,33 % 3,77 % 3,77 %

 

 

А в А в А в А в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

в гр в ш в ш в гр

3,98 % 3,98 % 0,92 % 0,92 %

а В а В а В а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

в ш к ш в ш к ш

3,98 % 3,98 % 0,92 % 0,92 %

Высокие шаровидные – (16,33 % + 16,33 % + 3,77 % + 3,77 % + 3,77 % + 3,98 % + 0,92 % + 3,98 % + 0,92 %) = 53,77 %.

Карликовые грушевидные – 3,77 %.

Высокие грушевидные – (16,33 % + 3,98 % + 0,92 %) = 21,23 %.

Карликовые шаровидные – (16,33 % + 3,98 % + 0,92 %) = 21,23 %.

 

№ 13.

Гаметы одного из родителей Ав, другого – аВ. Какие гаметы образует возникший гибрид и в каком соотношении, если данные гены сцеплены и находятся на расстоянии 10 морганид?

1. РР: ♀ А в х ♂ а В

---------- ---------

---------- ---------

А в а В

Г: ♀ АваВ

F: А в

------

------

а В

Гибрид образует некроссоверные гаметы Ав и аВ, а также кроссоверные гаметы АВ и ав.

X = S = 10 %.

АВ + ав = 10 % Ав + аВ = 90 %.

Таким образом, соотношение гамет следующее: АВ и ав по 5 %, Ав и аВ – по 45 %.

 

№ 14.

Если гены А и В сцеплены, и частота кроссинговера между ними составляет 20 %, то каково будет соотношение генотипов во втором поколении при скрещивании Ав / Ав х аВ / аВ.

1. РР: ♀ А в х ♂ а В

---------- ---------

---------- ---------

А в а В

Г: ♀ АваВ

F1: А в

------

------

а В

 

 

2. РР: ♀ А в х ♂ А в

---------- ---------

---------- ---------

а В а В

Г: ♀ Ав аВАваВ

40% 40% 40% 40%

АВавАВав

10% 10% 10% 10%

F2: А в А в А в А в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

16 % 16 % 4 % 4 %

а В а В а В а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

16 % 16 % 4 % 4 %

А В А В А В А В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

4 % 4 % 1 % 1 %

а в а в а в а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А в а В А В а в

4 % 4 % 1 % 1 %

 

№ 15.

Если гены А и В сцеплены, и частота кроссинговера между ними составляет 20 %, то каково будет соотношение генотипов при скрещивании АВ / ав х АВ / ав.

РР: ♀ А В х ♂ а в

---------- ---------

---------- ---------

а в А В

Г: ♀ АВ авАВав

40% 40% 40% 40%

АваВАваВ

10% 10% 10% 10%

F2: А В А В А В А В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

16 % 16 % 4 % 4 %

а в а в а в а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

16 % 16 % 4 % 4 %

 

 

А в А в А в А в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

4 % 4 % 1 % 1 %

а В а В а в а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

4 % 4 % 1 % 1 %

 

№ 16.

Гены А и В сцеплены, частота кроссинговера между ними составляет 40 %. Определить, сколько появится в потомстве дигетерозиготы АВ / ав при ее самоопылении форм аавв и А-вв. Что получится при частоте кроссинговера 10 %?

1. РР: ♀ А В х ♂ А В

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВ авАВав

30% 30% 30% 30%

АваВАваВ

20% 20% 20% 20%

F2: А В А В А В А В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

9 % 9 % 6 % 6 %

а в а ва в а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а вА в а В

9 % 9 % 6 % 6 %

А в А вА в А в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а вА в а В

6 % 6 % 4 % 4 %

а В а В а В а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

6 % 6 % 4 % 4 %

аавв получится 9 %, А-вв – 16 %.

2. РР: ♀ А В х ♂ А В

---------- ---------

---------- ---------

а в а в

Г: ♀ АВ авАВав

45% 45% 45% 45%

АваВАваВ

5% 5% 5% 5%

F2: А В А В А В А В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

20,25 % 20,25 % 2,25 % 2,25 %

а в а ва в а в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а вА в а В

20,25 % 20,25 % 2,25 % 2,25 %

А в А вА в А в

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а вА в а В

2,25 % 2,25 % 0,25 % 0,25 %

а В а В а В а В

------ ------- -------- -------

------ ------- -------- -------

А В а в А в а В

2,25 % 2,25 % 0,25 % 0,25 %

аавв получится 20,25 %, А-вв – 4,75 %.

 

№ 17.

Имеется организм с генотипом А/а ВС / bс. Гены В и С сцеплены, и частота кроссинговера между ними равна 40 %. Определить соотношение всех типов гамет, образуемых этим организмом.

Организм: А В С

---------- ---------

---------- ---------

а в с

Гаметы:

некроссоверные: АВСАвсаВСавс 60 %

15 % 15 % 15 % 15 %

кроссоверные: АВсАвСаВсавС 40 %

10 % 10 % 10 % 10 %

 

№ 18.

Гены А и В сцеплены, частота кроссинговера между ними составляет 10 %, а ген С находится в другой группе сцепления. Какие гаметы и в каком соотношении будет образовывать гетерозигота:

А) АВ / aв С /с

Б) Ав / аВ С / с

А) Организм: А В С

---------- ---------

---------- ---------

а в с

Гаметы:

некроссоверные: АВСАВсавСавс 90 %

22,5 % 22,5 % 22,5 % 22,5 %

кроссоверные: АвСАвсаВСаВс 10 %

2,5 % 2,5 % 2,5 % 2,5 %

 

Б) Организм: А в С

---------- ---------

---------- ---------

а В с

Гаметы:

некроссоверные: АвСАвсаВСаВс 90 %

22,5 % 22,5 % 22,5 % 22,5 %

кроссоверные: АВСАВсавСавс 10 %

2,5 % 2,5 % 2,5 % 2,5 %

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» МАНСИ

 

Н. Р. Анямов (гр. 3440, ИЯИ и КНЮ)

(Научный руководитель: Т.А. Молданова.)

 

В предлагаемой работе мною поставлена задача определить территорию локализации мансийского пантеона, то есть выявить точки сакрально значимые для мансийского этноса. На одних из них находились или находятся святилища, другие сохранились только в эпитетах божеств и в фольклорных источниках.

Источниковой базой является опубликованный материал (Гондатти Н.Л., 1886; Карьялайнен К.Ф.,1995; Источники….1987; Гемуев И.Н. Сагалаев А.М. 1986; Ромбандеева Е.И. 1993; Мифология манси 2001; Герасимова Д.В. 2004), частично собственный полевой материал. Особо хочется отметить, что информация по божествам, записанная венгерскими исследователями Мункачи и Регули, мне стала доступна благодаря работам Д.В. Герасимовой. Из разных источников мною выписано 193 эпитета (названия) духов, одни из них повторяются у разных авторов, другие нет. Сразу отмечу, что на этом этапе мною выявлены не все места пребывания божеств, данное исследование буду продолжать.

В работе мною сохраняется орфография тех статей, на которые я ссылаюсь, поэтому написания некоторых божеств различается. Кроме того, сохраняется и авторский перевод, где названия одних и тех же божеств переводятся то «бог», то «дух», поэтому эти термины я использую как равнозначные. Для краткости ссылок использую некоторые сокращения.

Далее отмечу, что мансийские божества преимущественно располагаются по рекам. Если в эпитете назван посёлок, то далее указывается, на какой реке он расположен. При этом, одни божества не имеют четкой привязанности к местности, другие имеют. По этому признаку К.Ф. Карьялайнен разделяет их на всеобщих и местных духов (1995, С.7). Я буду использовать данную классификацию.

Всеобщие божества. Материал показывает, что всеобщие духи могут иметь определенное место поклонения, но в то же время им жертвуют на любом подходящем месте. Всеобщими, прежде всего, являются божества связанные с Верхним и Нижним мирами, но некоторые встречаются и на земле.

В Верхнем мире проживает Тjрум (РЕИ). Его также называли Нуми- Торум. Кроме него на небе живут Корс- Торум, Косяр- Торум (ММ) и Jпыль jйка. Последний из них живет выше Нуми Тjрума, как бы на шестом этаже Земли и Неба. (РЕИ). Небожителем является и Сяхыл- Торум «Бог Грома»; младший брат (по другой версии - сын) Нуми – Торума (ММ). По информации Е.И. Ромбандеевой Щахыл т jрум он же Aяс jйка ‘Малой Оби Бог (мужчина)’ имел место поклонения в Березово. Манси называли церковь в Берёзово его именем и приносили туда дары (РЕИ). Следовательно, он проживал в низовьях Северной Сосьвы. Ай-Ас- Торум ‘ Бог Малой Оби’ Ajas-t arem Бог/старик Малой Оби’ упоминается и в других источниках (ГДВ; ММ). Вверху проживали также Et-pos ajka и Etpos ai «Лунный старик и его дочь». (ГДВ), Холи-вот- ойка Восточного ветра старик’ (ММ).

В Нижнем мире обитал Куль- отыр ( или Хуль отыр)- повелитель злых духов, брат Нуми-Торума. Из духов, подчиненных Куль- отыру, известен Самсай-ойка. (ММ). Согласно Е.И. Ромбандеевой Хуль jтыр jйка хотя и являлся хозяин подземного царства, но его по­читали в Ясунте (РЕИ). Следовательно, одно из его мест обитания низовья р. Мань-я.

Всеобщими божествами являются Вит- Хон ‘водяной царь’, Teren-naj и Najij xan ‘Женщина огня и огненный князь’.

На земле, то есть в Среднем мире проживают такие особо почитаемые божества как Kaltes-ekwa (Калтась эква), и «Мир сусне хум» (Mir-susne xum), он же Jтыр, Сjрни jтыр ( Sorni-ater). Их места поклонения на р. Обь, в д. Калтащаны и в Белогорье (РЕИ) или в Троицких юртах (ЧВН) соответственно.

На земле живет Jelpin-nar ajka ‘Старик Святого Урала’ (ГДВ), которому поклонялись все манси. Но он разделяется как бы на два персонажа Тaгт тaлих Нwр jйка - в верховьях реки Северной Сосьвы и Лuссум талих Нwр jйка - в верховьях реки Лозьва (РЕИ). А по моей информации существует еще и третий Нёр ойка.

Общими для манси являются Х он т-Торум ‘Бог войны’, Щохриy jйка ‘Стрекоза старик’. Святилище Хонт-Торума в 80 км от устья р Кемпаж, где в неё впадает р. Пупыг-я (ММ),. Сёхриy jйке поклонялись в Ясунт пaуле (по реке Сакв-я), Тaпысе, Яныг пaуле на Урале (по верхней Сосьве), по реке Сёртаy.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 203 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.146 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав