Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Мировоззренческие функции философии.

Читайте также:
  1. Cудeбныe функции князя и вeчe
  2. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.
  3. I. Сущность, формы, функции исторического знания.
  4. II. Правовая культура: понятие, функции и виды.
  5. II. Функции Аппарата Правительства
  6. II. Функции школьной одежды
  7. II.2.2. Функции
  8. Int nod (int, int); - прототип нашей функции.
  9. Internet, его функции. Web-броузеры. Поиск информации в Internet.
  10. IV. Правотворчество: понятие, функции, виды. Стадии законотворческого процесса.

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

2. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос, 2003

3. Нижников С.А. Философия: учеб. - М.: Велби, Издательство Проспект, 2008.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2008

Мировоззренческие функции философии.

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет, наверное, на свете ни одного человека, который бы не размышлял над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Бердяев, известный русский философ писал: “Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски”. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. “Всю жизнь меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда достигала большей остроты и напряжённости, иногда ослаблялась”,- свидетельствует Бердяев. “Философия же “освобождена от тоски и “скуки” жизни. Я стал философом, чтобы отрешится от невыразимой тоски обыденности “жизни”. Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски “жизни”, от её уродства”,- пишет он. И далее уже заключал: “Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла”.

Философия, конечно, не даёт нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти её смысл и укрепит свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся русский философ В.С. Соловьёв, размышляя над ростом самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают и случаи, когда безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В.С. Соловьёв, когда за ними таится безусловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для человека, а интересы материальной жизни обнаружили между тем всё своё ничтожество, то понятно, что ничего более не остаётся, кроме самоубийства. Причина этого явления, по В.С. Соловьёву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. В.С. Соловьёв приходит к выводу о том, что “безусловно, необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни… Такие общие воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии”. - “Исторически жизнь народов, подчёркивал В.С. Соловьёв,- определяется, прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением”.

На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощённым и физически, и духовно. В. С. Соловьёв проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. Изменился весь образ жизни человека. В течении двух или трёх поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведёт к умиранию в нём духовного начала. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьёзных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему даётся. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, что бы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Он не имеет больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него может потребоваться это своё. Постоянная спешка, интенсификация совместного труда приводят к тому, что мы, беспрестанно и при самых разнообразных условиях встречаясь, друг с другом, держимся отчуждённо по отношению к себе подобным. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относится друг к другу, как человек к человеку. Мы, в конечном счете, деградируем. В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно - научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека… Результатом всего этого явилась мировая война, потрясающая основы человеческого бытия. А. Швейцер утверждает, что философия в эти десятилетия занималась всем, только не культурой. Она, невзирая ни на что, продолжала тратить усилия на выработку рационалистического всеобъемлющего мировоззрения в уверенности, что оно поможет решить все проблемы.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально - аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно- ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

С конструктивно- ценностными задачами по интерпретации социальной действительности и по критике её структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, её сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворённость субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремится их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, филсофские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер. Формирование диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скептицизма. Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твёрдости убеждений в правильности чьей-то позиции. Наоборот. Философия даёт прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия даёт людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению “барьеров коммуникации”, порождаемых узостью специализации.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 53 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав