Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 5-6 Мифология тюрков ч.1

Читайте также:
  1. Билет. Становление теоретического знания в Древней Греции. Мифология и философия.
  2. Вопрос 3. Проблемы происхождения философии. Философия и мифология.
  3. Древнегреческая мифология
  4. Исторические типы мировоззрения (Мифология,
  5. Мифология
  6. Мифология и религия.
  7. Мифология и философия
  8. Мифология и философия. Обыденное и теоретическое познание.
  9. Мифология Шумера
  10. МИФОЛОГИЯ.

1 Роль и категории мифа в культуре прототюрков

1 Трудно было бы найти лучшее начало для этой лекции, чем цитату из Бронислава Малиновского, где определяется природа и функции мифов в обществе:

«Если рассматривать миф как нечто, наполненное жизнью, то он не дает объяснения, способного удовлетворить научную любознательность; он является повествованием, которое воскрешает первозданную реальность, отвечает глубоким религиозным потребностям, духовным устремлениям, безусловным требованиям социального порядка, и даже требованиям практической жизни. В цивилизациях примитивных народов миф исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная содержания выдумка, а напротив — живая реальность, к которой человек постоянно обращается; это ни в коей мере не абстрактная теория и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их практической мудрости. (...) Все эти сказания служат для аборигенов выражением первозданной реальности, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная, и определяющей ежедневное существование и судьбу человечества. Знание, которое человек имеет об этой реальности, раскрывает ему смысл ритуалов и задач духовного порядка, так же как и форму, в которую он должен их облечь»

К сущностным характеристикам мифа, общим для различных этнокультурным вариантам относятся:

· архаичность - наиболее древние мифы в различных мифологиях – это

представления о происхождении животных, о родстве с ними человека;

· архетипичность - повторяемость в разных мифологиях одних и тех же тем, сюжетов, символов;

· нерасчленённость в мифологическом мышлении логической и аффективной сфер;

· эмоциональность, образность: в мифе человек постигает мир и самого себя не рассудочно, а, в большей степени, через глубокие эмоциональные переживания);

· одушевление (оживление, одухотворение, обожествление) природного пространства в качестве живых действующих сил, духов, божеств или Бога, заинтересованных в судьбе человека, союзных или враждебных ему;

· антропоморфизм многих мифов: следствие неотделённости древнего человека от мира природы – кажущийся наивным перенос человеческих свойств на животных, богов и природные стихии (в т.ч. очеловечивание вещей, игрушек, героев мультфильмов в нашем детстве – детское мышление действует во многом благодаря мифологическому мышлению);

· символизм и метафоричность: вещи и события не имеют в мифе чётких определённых значений, а часто могут иметь целый пучок смыслов, образуя друг с другом посредством этих значений сложные, подчас странные и неверные с точки зрения науки, связи. Символизм в мифе также определяет возможность любой вещи (природного объекта) являть человеку сакральную, священную реальность мира богов, духов или способ (путь) взаимодействия с ней;

· мистицизм, «потусторонность», соединение естественного и сверхъестественного: с точки зрения мифологического сознания даже самая обычная, используемая в быту, вещь может стать посредником (медиатором) при общении с Богом (теофания), божествами или духами. Любая вещь или природный объект содержит в себе тайну, неизвестность, поскольку через них в человеческом мире может проявиться Иной мир (иерофания)

· познавательная роль, этиологизм: мифы во всём многообразии дают ответ человеку на основные вопросы его жизни (от устройства мира до смысла жизни). Миф рассказывает о прошлом – «первоначальные времена» (диахронический аспект), поясняет через это настоящее (синхронический аспект) и предсказывает будущее.
Категории прототюркских мифов:

· этиологические мифы: сказания, объясняющие возникновение, внешний вид, некий порядок каких-либо объектов или явлений – например, откуда, как возникают и почему имеют такой вид животные, предметы быта, явления природы; откуда происходит смерть и пр.;

· астральные мифы - повествование о возникновении частей Вселенной, звёзд

· космогонические мифы, в т.ч. очень древние мифы о происхождении и жизни солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы);

· теогонические мифы - повествования о происхождении богов;

· антропогонические мифы - повествования о происхождении человека;

· сказания о действиях богов, божеств-животных, мифологических близнецов, первопредков, культурных героев, мифологических плутов (трикстеров), героев-воителей;

эсхатологические мифы - сказания о гибели Вселенной, «конце света».ных современных тю




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав