Читайте также:
|
|
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Если гносеология изучает процесс познания, то феномен знания, преимущественно научного знания находится в центре внимания другой философской области – эпистемологии. Эпистемология это наука о знании, она смогла появиться на достаточно высоком уровне развития научных, т.е. систематизированных, теоретически изложенных знаний. Начало эпистемологии положил Бэкон, с его попыткой классифицировать знание. Но особое значение эпистемология приобрела в ХХ веке.
1. Центральная проблема эпистемологии это определение того, что такое знание, каковы его признаки, каковы критерии научного знания. В классическом варианте определения, знание это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание идеально, поэтому для своего бытия нуждается в объективации, первейшей из которых является язык, поэтому обычно принято добавлять, что знание это убеждения и высказывания, отражающее объекты и процессы объективной действительности.
По своему содержанию, т.е. соответствию объекту высказывания, знание может быть истинным и ложным. Истинное знание – это убеждения и высказывания, соответствующие реальной действительности и должным образом обоснованные.
1. Следующей нерешенной до сих пор проблемой, связанной со знанием является выделение отличительных характеристик знания, т.е. тех признаков, которые должны присутствовать для того, чтобы нечто считалось знанием. Чаще других к таковым относят:
Рефлексивность – т.е. знание должно являться результатом процесса размышления, оцениваться субъектом как характеристика окружающего мира или его самого.
Обоснованность этот такая аргументация, которая подтверждает знание и не является логически противоречивой. Например, адекватное высказывание, обоснованное не должным образом, знанием являться не будет. Земля вращается вокруг своей оси, потому что происходит смена дня и ночи. Затмение луны происходит из-за изменения положения Земли, Солнца и Луны – Солнце освещает Луну с обратной стороны.
Приемлемость – т.е. знание должно быть выражено в такой форме, которая позволяет ему быть воспринятым. Например, одно и то же высказывание в зависимости от его субъекта может являться или не являться знанием – вблизи массивных тел состояние пространства меняет свои характеристики, или, рецессивная аллель влияет на фенотип, только если генотип гомозиготен.
Адекватность – т.е соответствие знания своему предмету. Например, адекватным является утверждение: Сила, действующая на тела прямо пропорциональна их массе и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. И неадекватным: Солнце вращается вокруг Земли.
Однако неклассическая философия и наука обращается к исследованию таких разновидностей знания, к которым не преложимы данные критерии – это т.н. предпосылочное интуитивное знание, неявное знание и др.
Среди других важных проблем эпистемологии следует назвать:
3. Изучение процесса развития знания, движения мысли от незнания к знанию и роль различных факторов в этом процессе.
4. Проблема классификации знаний.
Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
5. Определение первичности тех или иных видов знания. На название первичных, в разных значениях этого слова претендуют – перцептивное, повседневное и научное знание.
6. Истина и ее критерии.
7. Проблема различения ложного знания, ошибки и заблуждения.
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое познание есть единство двух сторон – чувственной и рациональной.
Чувственное познание осуществляется через органы чувств – зрение, слух, осязание и др. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), чувственное познание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Ощущения это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые. Ощущения это как бы атомы нашего познания – тепло и холод, цвет и форма, твердость и мягкость – во всей своей конкретности и многообразии представляют наши ощущения. Например, ощущениями, связанными со столом являются: твердость, гладкость, прохладность, зеленый цвет, набор прямоугольных форм.
Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия. Восприятие – это целостный образ предмета, синтез отдельных ощущений. Так, воспринимая стол, мы соединяем ощущения твердости, гладкости, прохладности, зеленого цвета и прямоугольной формы в восприятие поверхности стола, его ножек, места, где он расположен.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных. Например, желая купить стол, мы не обязательно конкретизируем в своем представлении его цвет, материал, размер.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление обеспечивает, на основе чувственных данных раскрытие закономерных связейявлений мира, их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе. Мышление человека – не только его природное свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики.
Выделяют два основных уровня мышления - рассудок и разум.
Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление.
Мышление в целом невозможно без рассудка. Однако не стоит его абсолютизировать. Рассудок – это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.
Разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 121 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |