Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

E) алхимия

Читайте также:
  1. Александрийская алхимия
  2. Алхимия и алхимики.
  3. АЛХИМИЯ И МЕДИЦИНА
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
Касаясь этой проблемы применительно к естествознанию, Гейзенберг отмечал, что противоречие между эмпириком (с его "тщательной и добросовестной обработкой мелочей") и теоретиком ("конструирующим математические образы") обнаружилось уже в античной философии и прошло через всю историю естествознания. Как показала эта история, "правильное описание явлений природы сложилось в напряженной противоположности обоих подходов. Чистая математическая спекуляция бесплодна, если в своей игре со всевозможными формами она не находит пути назад, к тем весьма немногим формам, из которых реально построена природа. Но и чистая эмпирия бесплодна, поскольку бесконечные, лишенные внутренней связи таблицы в конечном счете душат ее. Решающее продвижение вперед может быть результатом только напряженного взаимодействия между обилием фактических данных и математическими формами.
В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Говоря о механизме этого взаимодействия, К. Поппер справедливо указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или (как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Он подчеркивает, что практика - не враг теоретического знания, а "наиболее значимый стимул к нему". Хотя определенная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможна и приличествует ученому, существует множество примеров, которые показывают, что для него подобное равнодушие не всегда плодотворно. Для ученого существенно сохранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это.
Однако недопустимо понимать практику односторонне-прямолинейно, поверхностно. Она представляет собой всю совокупность чувственно-предметной деятельности человека в ее историческом развитии (а не только в наличных формах), во всем объеме ее содержания (а не в отдельных проявлениях). Не будет преувеличением вывод о том, что чем теснее и органичнее практика связана с теорией, чем последовательнее она направляется теоретическими принципами, тем более глубокое воздействие она оказывает на действительность, тем более основательно и содержательно последняя преобразуется на ее основе. Но этот вывод нельзя абсолютизировать, ибо и многие другие факторы влияют на данный процесс .
Необходимо иметь в виду, что в ходе истории соотношение между теорией и практикой не остается раз навсегда данным, а развивается. Причем изменяется не только характер теории (и знания в целом), но и качественно меняются основные черты общественной практики. Появляются новые ее формы, насыщающиеся достижениями познания, становящиеся все более наукоемкими, направляемыми научными принципами. При исследовании взаимодействия теории и практики один из самых кардинальных вопросов состоит в том, чтобы выяснить, как и при каких конкретных условиях мысль переходит (превращается) в действие, воплощается в практическую деятельность.
Связи теории и практики двусторонни: прямые (от практики к всеобщим принципам и формам мышления) и обратные - реализация всеобщих схем не только в познании, но и в реальной жизни, в практике, во всех ее формах и видах. Важнейшая задача состоит в том, чтобы всемерно укреплять и углублять взаимодействие между теорией и практикой.
Что касается прямых связей, т.е. направленных от практики к теории, от действия к мысли, то их сущность состоит в том, что все логические категории, теоретические схемы и другие абстракции формируются в конечном счете в процессе предметно-практического преобразования реальной действительности человеком как общественным существом. Практика есть то важнейшее посредствующее звено между человеком и реальной действительностью, через которое объективно-всеобщее попадает в мышление в виде "фигур логики", теоретических принципов.
Последние в свою очередь возвращаются обратно, помогают познавать и преобразовывать объективную реальность. Исторический опыт показал, что, вырастая из чувственно-предметной деятельности людей, из активного изменения ими природной и социальной действительности, теория возвращается в практику, опредмечивается в формах культуры.
Всякая теория, даже самая абстрактная и всеобщая (в том числе и философское знание), в конечном счете ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она - сложным, порой весьма запутанным и опосредованным путем - в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний (разного уровня всеобщности) направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов. Для того чтобы теория материализовалась, объективировалась необходимы определенные условия. К числу важнейших из них можно отнести :

1) Теоретическое знание только тогда является таковым, когда оно в качестве совокупности, системы знаний достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, какую-либо область действительности. Причем такое отражение является не пассивным, зеркальным, а активным, творческим, выражающим их объективные закономерности. Это важное условие действенности теории. Самое существенное требование к любой научной теории, которое всегда было, есть и будет, - ее соответствие реальным фактам в их взаимосвязи, без всякого исключения. Хотя наука всегда стремится привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления, "чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов; все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности". Теория, даже самая общая и абстрактная, не должна быть расплывчатой, здесь нельзя ограничиваться "прощупыванием наугад". Это особенно характерно для первых шагов науки, для исследования новых областей. "Чем менее конкретна теория, тем труднее ее опровергнуть... При помощи расплывчатых теорий такого рода легко забраться в глухой тупик. Опровергнуть подобную теорию нелегко", а ведь именно такими являются социальные и философские концепции. Знание становится теоретическим только тогда, когда оно построено не как механическая, эклектическая сумма своих моментов, а как их органическая целостность, отражающая целостность соответствующего объективного фрагмента реальности, предметной деятельности людей. Теория не есть внешняя рядоположенность, а внутреннее единство, глубинная взаимосвязь понятий, законов, гипотез, суждений и других форм мышления, системное взаимодействие которых и характеризуют теорию как идеальную форму целостной действительности, совокупной предметной деятельности. Вот почему важнейшей чертой теории являются всестороннее воспроизведение предмета и сведение многообразного к единому, выявление всеобщих условий конкретной целостности. Будучи наиболее развитой, сложной формой мышления, теория существует как диалектический синтез, органическое единство, внутренняя взаимосвязь понятий, идей, законов и других своих элементов .

2) Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее закономерного развития, показать действительность в единстве таких ее необходимых моментов, как прошлое, настоящее и будущее. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, застывшим, а должна постоянно изменяться, расширяться, углубляться, уточняться и т.д. Раскрывая глубинный механизм развития теоретического знания, академик П. Л. Капица писал: "Наиболее мощные толчки в развитии теории мы наблюдаем тогда, когда удается найти эти неожиданные экспериментальные факты, которые противоречат установившимся взглядам. Если такие противоречия удается довести до большей степени остроты, то теория должна измениться и, следовательно, развиться. Таким образом, основным двигателем развита физики, как всякой другой науки, является отыскание этих противоречий". Отыскав указанные противоречия (в их специфическо для каждого случая форме), теоретическое исследование должно дать идеальную форму будущего предмета (процесса), тот образ будущего, которое и будет достигаться в ходе практической реализации теории, набросать общие контуры этого будущего, наметить и обосновать основные направления и формы движения к нему, пути и средства его объективации.

3)Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом и развитом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном уровне, постоянно, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики. Только наиболее полная и высоко научная основательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности. Не на любой, а на достаточно зрелой ступени своего развития наука становится теоретической основой практической деятельности. Последняя в свою очередь должна достичь определенного, достаточно высокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и экономически оправданное) практическое применение науки. Существенный признак развитой теории - целенаправленный систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с точки зрения их формы (структуры), содержания, его углубление, развитие и т.п. "Понятийное творчество" - атрибутивная характеристика зрелого теоретического исследования, так же как и все углубляющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое и сознательное оперирование понятиями, методами, приемами познания, его нормами и регулятивами.

4) Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего не изменяет и изменить не может. Она становится материальной силой лишь тогда, когда "внедряется" в сознание людей, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность, опредмечивает те или иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах. Будучи синтезом, концентрацией знаний о конкретном фрагменте действительности, теория не должна замыкаться на себе, а выходить вовне, содержать в себе стремление к практической реализации и своему материальному воплощению. Практическая деятельность людей, овладевших теорией как планом, программой последней и есть опредмечивание теоретического знания. При этом как сама эта деятельность, так и ее субъекты должны быть поняты в их социокультурной, исторической обусловленности. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, изменяются сами.


5) Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения - как объективных, так и субъективных. Это, в частности, формы организации общественных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и х д. Сюда же относятся формы и методы познания и практического действия, способы и средства решения назревших теоретических и практических проблем и т.п.

6) Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессов, в ходе которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи.

7) Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди, которые берутся за практические действия, убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей, тем более таких, которые несут в себе необходимость прогрессивных социальных преобразований.

8) Материализация знания, переход от абстрактной научной теории к практике не является прямым и непосредственным. Он представляет собой сложный, тонкий, противоречивый процесс, состоящий из определенных посредствующих (промежуточных) звеньев, тесно связанный с существованием и функционированием особого социально-культурного мира предметов-посредников. Это орудия труда, разного рода технические средства (приборы, оборудование, измерительные устройства и т.п.), язык (естественный и искусственный), другие знаково-символические системы, различные понятийные образования, методологические средства, способы описания результатов исследования и др. Наличие таких звеньев - важное условие перехода теории в практику, и наоборот. Цепь соответствующих звеньев есть целостная функционирующая система, которая не только соединяет теорию с практикой в ходе их взаимодействия, но и создает необходимые предпосылки для развития их единства. Функционирование такой системы представляет собой механизм взаимодействия теории и практики в действии, а обе составляющие ее ветви тесно связаны и взаимодействуют между собой. Логика этого процесса и есть движение от действительности через действие к мысли и обратно через посредствующие звенья, каждое из которых приближает теорию к практике, и наоборот, служит моментом разрешения противоречия между ними.

9) Чтобы теория стала не только способом объяснения, но и методом изменения мира, необходимо нахождение эффективных путей трансформации научного знания в программу практических действий. А это требует соответствующей технологизации знания. Последнее должно приобрести вид рецепта действия, четкого регуляти-ва, предписывающего определенные операции, которые должны быть расположены в строго последовательный ряд, не допускающий никаких нарушений и непредусмотренных действий. Наиболее известной формой трансформации теоретических знаний в программу практических действий является технологическая карта (для естественно-технических наук), которая как бы воплощает перенос мысли в действие, превращение определенных знаний в регулятивы практической деятельности и конечный продукт.

10) Как компонент практического применения знания процедура его трансформации, превращения в регулятивные средства практики не должна быть сведена к простому возврату теоретического знания к его эмпирическому уровню. Такой возврат по существу ликвидирует теоретическую форму знания, которая кардинально преобразует исходный фактический материал и обладает способностью более расширенного воспроизводства объекта, чем его эмпирически фиксируемые параметры. Для понимания диалектики, взаимоперехода теории (разного уровня и содержания) и практики, а также уяснения того, как теория может быть руководством к действию, очень важно сознание того, что проектирующая, программирующая роль науки по отношению к практической деятельности заключается в том, что наука вырабатывает планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее. Идеальные планы воплощаются, опредмечиваются в практике через процедуру социальной технологизации. Именно через этого специфического посредника реализуется перевод объективных законов развития действительности на конкретный язык решений, требований, предписаний, регулятивов, ориентирующих людей на наилучшие достижения поставленных целей в любой сфере деятельности. В этом смысле социальная технология выступает как конкретизация и реализация теории в форме, удобной для практического использования. Чем органичнее технология связана с теорией, тем более широкий спектр открывается для того, чтобы превратить ее в эффективное средство изменения действительности, в средство внедрения теоретических знаний в практику и управления ею на их основе.
Общие научные положения попадают в практику самыми различными путями. Своеобразие последних определяется тем, что между фундаментальными науками и средствами материальной человеческой деятельности, в которых материализуется научное знание, имеется целый ряд посредствующих звеньев в виде прикладных исследований и разработок, с помощью которых научная идея переводится в техническую конструкцию или технологический процесс. Это наиболее характерно для естественных наук, но недостаточно четко выражено в обществознании.
В социальной сфере путь теоретического знания к практике намного сложнее и многообразнее, ибо тут нет (как в ряде естественных, особенно технических наук) прямого выхода в практику, непосредственного применения знания в той или иной области социально-преобразующей деятельности. Чем выше уровень обобщения данной теории, чем она абстрактнее, тем более сложным и опосредованным является путь от заключенного в ней знания к практике, тем больше это знание должно пройти промежуточных звеньев, прежде чем сможет стать непосредственной материальной силой, регулировать общественную жизнь.
Фундаментальные знания, как правило, не поддаются технологизации, но они оказывают преимущественно косвенное (через конкретно-прикладные разработки) воздействие на преобразование действительности, на процесс решения социально-практических проблем. Но и прикладная теория воздействует на ход практических процессов не непосредственно, а через опосредование технологическими разработками, которые и придают ей "рабочую форму". Именно на этапе технологизации совершается переход от научного описания к нормативной системе, имеющей целевое, практическое назначение. Отсутствие (или их недостаточная разработанность) конкретно-прикладных теорий и технологий - одна из главных причин отрыва теории от практики. [4]

 

 

 

А

“Абсолюттік рух” ұғымын кіргізген ойшыл.

A) Кант;

B) Энгельс;

*C) Гегель;*

D) Шеллинг;

E) Фейербах.

Аристотель берген адамның анықтамасы

A) Адам - табиғат құдайы;

B) Адам - құдай;

*C) Адам қоғамдық жануар;*

D) Адам адамға қасқыр;

E) Адам - эволюция жемісі.

Адамның пайда болуындағы жетекші фактор.

*A) Еңбек;*

B) Жан;

C) Инстинкт;

D) Білім;

E) Өнер.

Антика дәуіріндегі атомдық теорияны негіздеушілердің бірі.

A) Т.Гоббс;

B) М.Монтень;

C) Медоуз;

*D) Демокрит;*

E) Хайдеггер.

Адам психикасына талдау жасайтын ХХ ғасырдағы ағым.

A) герменевтика;

B) неопозитивизм;

*C) психоанализ*

D) антисциентизм

E) неотомизм.

Антика дәуіріндегі диалектик-философ

A) Раманришна;

B) Сюнь Цзы;

*C) Гераклит;*

D) Аматэрасу;

E) М.Дулатов.

Антика дәуіріндегі математик-философ кім.

A) Тойнби;

B) Хабермас;

*C) Пифагор;*

D) Дильтей.

E) Парменид

А.Камю, М.Хайдеггер қай ағымның өкілі.

A) Персонализм;

B) Неотомизм;

C) Сцентизм;

*D) Экзистенциализм.*

E) Прагматизм

Антропология ілімі нені зерттейді.

A) болмысты;

*B) адамды ;*

C) құдайды ;

D) ғарыш туралы ілім.

E) әлемді

“Ақиқат” мәселесі қандай саланы қамтиды ?

A) антропология;

*B) гносеология;*

C) аксиология;

D) бұнда жоқ.

E) праексология

Атом құрылысы:

*A) Ядро мен электроннан;*

B) психологиялық энергиялардан;

C) базис пен қондырмадан тұрауы;

D) бөлінбейтін бөлшек.

E) молекула мен ядродан

Аксиология нені зерттейді ?

*A) Құндылықтар;*

B) діни сенімдер;

C) қоғам;

D) адам.

E) болмыс

Алғашқы саналы адам қалай аталады ?

A) Австралопитектер;

B) Синантроптар;

*C) Гомо сапиенс;*

D) Неандертальецтер.

E) синергетикалық адам

Адамның қалыптасуы мен дамуын зерттейтін ілім.

A) Культурогенез;

*B) Антропогенез;*

C) Космогенез;

D) Флуктация.

E) космизм

Аскетизм бағытының негізгі принциптері.

*A) Рухани даму жолына түсіп, тәндік құмарлықтардан азат болу;*

B) адамның бақытта өмірін қуаныш пен экзальтацияға бағындыру;

C) адам мен әлем қайшылығы негіздеуге ұмтылу;

D) Жеке адамды құндылық ретінде мойындамау.

E) материалдыққа шексіз ұсыныс

Анимизм қандай түсінікті береді ?

A) әлем мәңгілгін;

B) субстанция жоқ екенін;

*C) жанның мәңгі өмір сүретіндігін;*

D) дүниеде бір ғана алғашқы негіз жөнінде.

E) байланыс туралы ілім

А.Яссауи философиясындағы негізгі бағыт.

A) экзистенциализм;

B) структурализм;

C) постмодернизм;

*D) аскетизм(суфизм) .*

E) сенсуализм.

Адам өмірінің мәні неде ?

A) мағынасыз;

B) құмарлықтарға ұмтылу;

C) аскеттік өмір кешу;

*D) философияда түрлі ағымдарда әр түрлі түсіндіріледі.*

E) мағынасыздықты аңсау.

Ә

«Әр адам, еркіндікке ие болып, дүниедегі барлық оқиғалар үшін жауапкершілікті мойнына артып алу керек» деген ХХ ғ. Француз философы кім?

A) Гегель

*B) Сартр*

C) Аристотель

D) Баласағұн

E) абай

Б

Білімге негізделмесе де белгілі бір құбылыстың ақиқаттығына илану

А) сенім

В) ұстаным

С) ұйғарым

* D) талап *

Е) қанағат

Болмыстың бастамасы екі субстанциядан тұрады деп санайтын ілім

A) Реализм;

B) Монизм;

C) Идеализм;

*D) Дуализм;*

E) Плюрализм.

 

“Бар нәрсе жоғалмайды, өзгереді”, “Екі өмірдің азығы - осы ұждан” деген терең мағыналы тезистің авторы:

А) Шәкәрім

В) Абай

С) С.Торайғыров

* Д) М.Әуезов*

Е) А.Байтұрсынов

Бейсаналылық ұғымының мазмұны қандай ?

A) Сана сферасындағы әрекеттер;

B) интуициямен және ойлаумен шешілетін көмекші сфера;

*C) санаға қатыссыз, саналы емес жүретін операциялар;*

D) ойлау түсінігімен сәйкес келеді;

E) Ақылға жүгіну.

Буддизм принципін көрсет.

*A) сансарадан нирванаға өту;*

B) тән құмарлықтарына ұмтылу;

C) ақыл-ойға жүгіну;

D) Пантеистік принципті қолдау.

E) Өмірге ұмтылыс

“Білім” жөнінде қандай философия саласы айналысады ?

A) праксеология;

B) атеизм;

*C) гносеология;*

D) онтология.

E) космология

Болашақты болжау ілімі.

A) Телеология;

B) Евгеника;

C) Архимия;

*D) Футурология.*

E) алхимия

Болмыстың түрлерін көрсет:

A) өркениеттік және мәдени;

B) адамзаттық және жалпы адамзаттық;

*C) рухани және материалдық;*

D) бұл жерде жоқ.

E) эститекалық және этикалық

Г

Гелиоцентризм дегеніміз не ?

A) Әлемнің орталығы адам деп түсіну;

B) Дүниені бір ғана негіз бар деп түсіну;

*C) Әлемнің орталығы күн екендігін тұжырымдау;*

D) Бұндай ағым жоқ;

E) Дүниеде екі негізгі субстанция бар.

Гелиоцентрлік жүйені ұсынушы.

*A) Н.Коперник;*

B) Әл-Фараби;

C) Деррида;

D) Пиррон.

E) Наторп.

Ғ

Ғылыми танымның негізгі әдістері (формалары)

A) эмпирикалық, теориялық;

*B) бақылау, эксперимент;*

C) моральдық эстетикалық;

D) рациональдық, сезім;

E) магиялық - рациональдық.

Д

Демокриттің атомдарының бір-бірінен айырмашылығы

*А) формасында *

В) салмағында

С) түсінде

D) қатарластығында

Е) Жылылығында

Декарт бойынша адамның негізгі қасиеті :

A) Қиялдау;

*B) Ойлау;*

C) Түс көру;

D) Денесі (тәні)

E) Пайғамбарлығы.

Диалектикада неше заң бар ?

A) 1;

B) 2;

*C) 3;*

D) 4;

E) 5.

Даосистік философия қай елде пайда болды ?

A) Индия;

*B) Қытай;*

C) Вьетнам;

D) Өзбекстан;

E) Түркістанда.

Диалектиканың баламасы :

A) Сенсуализм;

B) Идеализм;

*C) Догматизм;*

D) Принциптер;

E) Рационализм.

Даосизмдегі негізгі субстанция атауы

A) Инь;

*B) Дао;*

C) Синь;

D) Қайырымдылық;

E) Сенім.

Дүниенің негізі “ауа” деп түсінген көне грек ойшылы.

A) Аристотель;

*B) Анаксимен;*

C) Маркс;

D) К.Ясперс;

E) Сократ.

Дамудағы жүріп өткен жолды жаңа санада қайталауды сипаттайтын дамудың түрі.

A) Түзу сызық бойынша даму;

B) секірістер арқылы даму;

C) шеңбер бойынша даму;

*D) спираль бойынша даму;*

E) дамымау.

Дүниеге қөзқарас ұғымының негізгі элементтері.

*A) адам және дүние;*

B) адам және қоғам;

C) қоғам мен әлем;

D) сенім мен ізгілік;

E) адам мен адам.

10Дүниенің негізі от деп ұққан көне грек ойшылы

A) Фалес;

B) Аристотель;

C) Ницше;

*D) Гераклит.*

E) Парменид

Дүниені танып білуге күмән келтіретін ағым.

A) пантеизм;

B) гносеология;

C) гедонизм;

*D) скептицизм.*

E) субстанционализм

Диалектика заңын көрсет.

A) адам мен әлем арасындағы байланыстың сиымсыздығы;

B) адам өмірінің мәңгілік мәнсіздігі;

*C) қарама-қарсылықтардың бірлігі мен күресі;*

D) әлемнің мәңгілігі

E) адам мен табиғаттың күресі заңы

Дүниеде екі алғашқы субстанция бар екенідігі жөніндегі түсінік.

A) Монизм;

B) панентеизм;

C) синтоизм;

*D) дуализм.*

E) сенсуализм

Диалектика принципін көрсет.

*A) Даму;*

B) өмірдің мәні;

C) өлімнің мәнсіздігі;

D) ізгілік пен зұлымдық.

E) адамгершілік

Е

Ежелгі үнді философиясының негізгі қайнар көзі (бастауы)

А) Өзгерістер кітабы

В) Лунь-юй

С) Махабхарата

*D) Веда*

Е) Авеста

Ж

Жаңа заман кезеңінің ойшылы

A) Сократ;

B) Будда;

*C) Ф.Бэкон;*

D) Энгельс;

E) М.Хайдеггер.

“Жерұйықты” іздеген қазақ ойшылы

A) Қорқыт;

*B) Асан қайғы;*

C) Шортанбай;

D) Дулат.

E) Тоныкөк.

И

Индиядағы діни философиялық жүйе.

A) Буддизм;

B) Индуизм;

C) Джайнизм;

*D) Бәрі де.*

E) Брахманизм

Интуицияның ақиқатқа жету жолы

*A) уақытсыз, тез жету;*

B) дедуктивтік анализ бойынша;

C) рационалдық түрде;

D) діни жүйе арқылы.

E) индуктивті жинақтау арқылы.

И.Кант бойынша дүниені бірегей тұтастығында ойлауға, өзіндік заттар дүниесін тануға бет алған ақыл-ой кезігетін шешілмейтін қайшылық қалай аталады?

*А) антиномия*

В) апория

С) дилемма

D) антитезис

Е) триада

К

Конфуцийлік құндылықтарға тиеселі емесін көрсет:

А) Гуманизм

В) Рәсімділік

С) Еңбекқорлық

Д) Үлкенді сыйлау

*E) Новаторлық*

Конфуцийшілдік философиясы қай мемлекеттегі жүйе.

*A) Көне Қытай;*

B) Көне Индия;

C) Ежелгі Египет;

D) Рим;

E) Ежелгі Греция.

Киниктер мектебінің өкілі.

A) Кассирер;

B) Хейзинга;

C) Райх;

*D) Диоген;*

E) Ясперс.

Көне Қытай философын көрсет.

A) Будда;

B) Аристотель;

C) Аристотель;

*D) Мэн Цзы.*

E) Шәкәрім

Кеңістіктің өлшемі нешеу ?

A) 1;

B) 6;

*C) 3;*

D) 8.

E) 16

Күнделікті сана - бұл:

A) Еңбек пен тіршілік

B) Көңіл-куйлердің жиынтығы

C) Нанымдар мен сенімдер, болмысты әсерлеп түсіну

D) Сезімдердің жыиынтығы

*E) Адамдардың әртүрлі қоғамдық құбылыстарды күнделікті өмірдегі түсінуі*

Қ

Қауымдық құрылыстың дүниеге көзқарас жүйесі.

A) Дін;

B) Философия;

*C) Мифология;*

D) Ғылым;

E) Метафизика.

Қайта өрлеу философиясының ерекшелігі.

A) Реализм - номинализм күресі;

*B) Антикалық құндылықтарға бағдар;*

C) Марксизмнің пайда болуы;

D) Құдайға табыну;

E) Жаһандану ілімін дамытуы.

Қоғамдық сананың ежелгі формасы

*A) Этика;*

B) Ғылым;

C) Философия;

D) Құқ;

E) Физика.

Қоғамдық сананың формасын көрсет.

A) дін;

B) мораль;

C) хұқ;

*D) бәрі де;*

E) философия.

Қоғамның құрылысы:

A) субстанция, анциденция, мән;

*B) базис пен қондырма;*

C) ноэзис пен поэма;

D) агапе, эрос;

E) танатос пен эрос.

Қозғалыстың түрін көрсет:

A) механикалық;

B) физикалық;

C) химиялық;

*D) бәрі де*

E) әлеуметтік

Қазақстандық философтарды көрсет:

A) Фейерабенд, Тульмин;

B) Айер, Витгенштейн;

*C) Ә.Нысанбаев, Ж. Әбділдин;*

D) Ж.Маритен, Э.Жильсон.

E) Абай мен Шәкәрім

Л

Л.Фейербах қандай кезең философы

A) Орта ғасыр;

B) Қазіргі заман;

*C) Классикалық неміс философиясы;*

D) Ежелгі Шығыс;

E) ХХ ғасыр

М

Майевтика әдісі кімге қатысты

А) Платон

В) Аль-Фараби

*С) Сократ*

Д) Диоген

Е) Декарт

Материализмнің көрнекті өкілі.

A) Гегель;

B) Платон;

C) Д. Юм;

*D) Маркс;*

E) Дж. Беркли.

Мәдениет қалай жіктеледі ?

A) Ғылыми және ғылыми емес;

B) акциденциялық және мән;

*C) материалдық және рухани;*

D) жіктелмейді.

E) әлемдік және онтологиялық

Н

Неотомизм ағымының басты принциптерінің бірі.

A) адам мен әлем бірлігі;

B) адам мен табиғат бірлігі;

*C) ақыл мен сенім бірлігі;*

D) абсолютті ақиқат әлемі.

E) дүниенің бірлігі жөніндегі

Немістің классикалық философиясының өкілі.

A) Ф.Ницше;

B) Гадамер;

*C) Гегель;*

D) Маркс.

E) Сартр.

Нирвана дегеніміз қай елдің философиясына қатысты ұғым?

*A) Үнді*

B) Қытай

C) Неміс

D) Вавилон

E) Орыс

О

Орта ғасырлық философияның ерекшелігі.

A) Ғылымилығы;

B) Діншілдігі;

C) Гуманизмі;

D) Космос идеясы;

E) Экзистенциялық ізденістер.

Орта ғасырлық философияның жалпы атауы :

A) материализм;

B) космостық;

C) персонализм;

*D) схоластика;*

E) позитивизм.

Орта ғасыр философиясының ағымдары

*A) Номинализм - реализм;*

B) Агностицизм - сенсуализм;

C) Рационализм - солипсизм;

D) Теория - практика;

E) Позитивизм – постпозитивизм

Ортағасырлық араб философиясының өкілі.

*A) Әль-Кинди;*

B) Омар Хайям;

C) Ибн Сина;

D) Иассауи;

E) Баласағұн.

Орта ғасыр ойшылын көрсет

*A) Ф.Аквинский;*

B) Сократ;

C) Гераклит;

D) Мур;

E) А.Байтұрсынов.

Онтология ілімі нені зерттейді.

A) Ғарыш жөнінде;

B) адам жөнінде;

*C) болмыс жөнінде;*

D) таным теориясы.

E) құндылықтар жөнінде

Ө

“Өмірдің мәні” мәселесімен айналысатын ағым

A) персонализм;

*B) экзистенциализм;*

C) снептицизм;

D) агностицизм.

E) схоластика

П

«Пақырнама» еңбегінің авторы

A) Аристотель

B) Платон

C) Кант

D) Сократ

*E) Яссауи*

Позитивизм ағымының негізін салушы.

A) Карнап;

B) Шлейермахер;

*C) Конт;*

D) Вебер;

E) Абай.

Пантеизм дегеніміз не ?

*A) әлем мен құдайды сәйкестендіру бағыты;*

B) Табиғат пен адамды сәйкестендіру ағымы;

C) Адам мен әлем бірлігін негіздейтін концепция;

D) Адам өмірінің мәнін ұсынатын бағыт.

E) Құндылықтардың өзектілігін ұсынады

Психоанализ ағымының негізін салушы

A) Наторп;

B) Коген;

C) Виндельбанд;

*D) Фрейд.*

E) Хоркхайлер.

Платон қай ағымның өкілі ?

A) субьективті идеализм;

B) материализм;

*C) обьективті идеализм;*

D) эвдемонизм.

E) персонализм

Р

Рациональдық танымның элементі

A) Интуиция;

*B) Пікір;*

C) Қиялдау;

D) Түйсік;

E) Сенім.

Рационализм ағымының өкілі.

*A) Р.Декарт;*

B) Ф.Бэкон;

C) Тейяр де Шарден;

D) Э.Фромм.

E) Фрейд

С

Софисті атаңыз?

А) Эпикур

В) Сократ

С) Платон

*D) Протогор*

Е) Пифогор

Сократ туралы диалогтардың авторы

*A) Платон;*

B) Аристотель;

C) Гераклит;

D) Демокрит;

E) Антисфен.

Субстанция дегеніміз не ?

A) формаға басымдылық беру;

*B) алғашқы негіз;*

C) өмірдің мәні;

D) ақиқатпен барабар түсінік.

E) әлемнің әр түрлілігі жөніндегі түсінік

Схоластикалық философия қай кезеңге тән ?

A) Жаңа дәуір;

B) Антиналық кезең;

*C) Орта ғасыр;*

D) ХХ ғасыр.

E) ХХ1 ғасыр

Схоластиканы сипаттайтын қандай тарихи көзқарас?

А) Атеизм

В) Материализм

С) Космоцентризм

D) Гелиоцентризм

*Е) Теоцентризм*

Салыстырмалық теориясының авторы.

A) Ленин;

B) Экиктет;

C) Гераклит;

*D) Эйнштейн.*

E) Витгенштейн

Себеп пен салдар диалектикалық категория бола ала ма ?

*A) болады;*

B) болмайды;

C) әрі болады, әрі болмайды;

D) ондай мәселе философияда қойылмайды.

E) болуы мүмкін

“Сапа” категориясы қандай диалектикалық заңға тікелей қатысты

*A) қарама-қарсылықтардың бірлігі мен күресі;*

B) терістеуді терістеу заңы;

C) сан өзгерістерінің сапа өзгерістеріне ауысу заңы;

D) ешқайсысына қатысты емес.

E) бұндай категория сай ұғымы ішінде.

Структурализмнен кейінгі ағым

A) Модернизм;

B) Неотомизм;

*C) Постструктурализм;*

D) Сциентизм.

E) неопоструктурализм.

Санамен тығыз байланысты құбылыс.

A) ойлау;

B) тіл;

C) ми;

*D) бәрі де.*

E) сөйлеу

Т

Төменде келтірідген категориялардың қайсысы бар болмыстың жалпы негізін және ішкі бірлігін білдірді?

*А) субстанция;*

В) объект;

С) субъект;

Д) құбылыс;

Е) құрылым.

Танымның деңгейлері :

A) Теория, эксперимент;

*B) Қарапайым, теориялық;*

C) Философиялық, ғылыми;

D) Әдеби, поэтикалық;

E) Сезімдік, зерделік.

Танымның априорлық формалары жайлы айтқан

A) Фихте;

*B) Кант;*

C) Гегель;

D) Фейербах;

E) Шеллинг.

Табиғи энергия көздерін пайдалануды ұсынатын философия саласы.

A) миф философиясы;

B) тарих философиясы;

*C) экология философиясы;*

D) право философиясы;

E) өнер философиясы

Табиғат дегеніміз -

A) әлемнің бірлігі;

B) Құдай;

*C) адамның әлемммен тікелей қарым-қатынас жасайтын бөлігі;*

D) өзі-үшін-болмыс;

E) өзге-үшін болмыс

Танымның жүру бағыты

A) белгіліден белгісізге қарай;

*B) белгісізден белгіліге қарай;*

C) жүру бағыты жоқ;

Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь



Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 37 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.16 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав