Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос 4 Самооценка человеческой жизни : смерть и бессмертие

Читайте также:
  1. I Перечень вопросов к изучению
  2. II. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
  3. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ
  4. II. Список теоретических вопросов к экзамену
  5. III. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО.
  6. III. ПОСТ И КУЛЬТОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
  7. III. Список практических вопросов к экзамену
  8. III. Упражнение на воспитание воли в обыденной жизни
  9. IV. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО
  10. IV. История жизни пациента.

 

В чём смысл –в жизни или
в смерти?…
Жизнь и смерть - две вечные темы духовной
культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий,
философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд
ли найдётся взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле
своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Только раннее
детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих
проблем.
Люди пытаются постигнуть
тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: Что такое жизнь? Как продлить жизнь? Что есть смерть? Что будет
после смерти? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? Что
царит в нашем мире - жизнь или смерть?
Смерть и потенциальное
бессмертие – самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши
жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречён на
размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не
знает об этом. Правда, животные чувствуют приближение смерти, их предсмертное
поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения.
Наверное, смерть вообще – расплата за усложнение биологической системы.
Одноклеточные практически бессмертны. Когда организм становится многоклеточным,
в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определённом этапе
развития, связанный с геномом.
Столетиями лучшие умы
человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а
затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия
является не существование одноклеточного организма и не ангельская жизнь в
лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в
постоянном расцвете сил. «Остановись мгновенье» - это девиз такого бессмертия,
импульсом которого является, по словам Ортега-и-Гассета «биологическая
витальность», «жизненная сила», родственная той, «что колышет море,
оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звёзды».
Человек не может смириться с тем, что именно ему придётся уйти из этого
великолепного мира, где кипит жизнь.
Но, размышляя об этом,
начинаешь понимать, что смерть, – пожалуй, единственное, перед чем все равны,
что стирает неравенство, на котором
основана земная жизнь.. В данном случае не так уж важно, кто «управляет»
миром – Бог, Дух, Космический Разум, объективная реальность, законы Природы.
Важно, что человек должен лишь осознать этот порядок и найти в его недрах, в
его устройстве зазор для «относительной самостоятельности», в которой он будет
видеть смысл своего бытия.
Вечность
жизнь, смерть, бессмертие.
Интерес к проблеме смерти
обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального
цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых,
значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с
общей ситуацией на Земле.
По сути дела, речь идёт
о триаде: жизнь – смерть – бессмертие, поскольку все духовные системы
человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов.
Существует два
принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни, смерти и
бессмертия.
Первый подход можно обозначить как
объективистский. Он связан с именами таких философов, как Спиноза, Гольбах,
Гегель, Лафарг, с догматикой иудаизма, христианства и ислама и, отчасти, с
установками естествознания. В его основе лежит представление об изначальном неколебимом миропорядке, в котором
заранее предначертаны все события общественной и личной судьбы, «расписаны» все
этапы мировой истории.
Христианское понимание смысла жизни, смерти
и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня
рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «…я имею ключи от ада и
смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что
бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресенье. Это
сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия
природно-космических сил и стихий и становится как личность лицом к лицу с
Богом, который тоже есть личность. Таким образом, целью жизни человека является
движение к жизни вечной. Без осознания этого земная жизнь превращается в сон,
пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только приготовление к жизни
вечной, которая не за горами для каждого. Смерть разрушает не тело, а тленность
его и поэтому она – не конец, а начало жизни вечной. Христианство категорически
осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть
«в воле Божьей».
Другая мировая религия - ислам
исходит из факта сотворённости человека волей всемогущего Аллаха, который,
прежде всего, милосерден. В отличие от христианства, земная жизнь в исламе
оценивается высоко. Тем не менее, в Последний день всё будет уничтожено, а
умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в
загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет
оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в
смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда
предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет
представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен
соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства
законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый
человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в
реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство. Описания рая и ада в
Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью
удовлетвориться, а грешники получить по заслугам.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно
отличается от христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы:
бессмертен ли познавший истину или смертен он,
может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности,
признаётся только один вид «дивного бессмертия» – нирвана, как воплощение
трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.
Поскольку личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке
перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных
рождений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных
перерождений и достижение просветления, блаженного «острова», находящегося в
глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный
символ нирваны – гашение вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность
буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни
человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека,
не видевшего высшей жизни».
Спокойное и умиротворённое
отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и
освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов. В этой
связи меняется отношение к самоубийству; оно считается не столь греховным,
сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей
(сансара), а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно
преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа
личности есть непрерывная смерть». Избавление при жизни от источников
страдания, «омрачённых действий и скверн» (эгоизма, злобы, гордости, ложных
взглядов и т. д.) и власти своего «я» – лучший путь обретения бессмертия.
Второй
подход во главу
угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество. Сущность
его хорошо выражают афоризмы: «Человек – мерило всем вещам», «Человек – творец
самого себя», «Творю, следовательно, существую».
В истории духовной жизни
человечества было немало концепций жизни,
смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическим подходе к
миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для
них земная жизнь – это всё, а смерть – непреодолимая трагедия, которая, в
сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н.Толстой в своей знаменитой исповеди
мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно
предстоящей каждому человеку смертью.
Разумеется, «в чистом виде»
эти подходы характеризуют полярные позиции, а в реальной жизни приходится
считаться и с объективными условиями бытия, и с миром своих субъективных
творческих потенций.
Для верующего тут всё ясно,
а для не верующего возникает альтернатива возможных путей решения этой
проблемы.
Определяя понятие смысла
жизни, необходимо отметить как минимум три его «измерения». Первое связано
с понятием «святости жизни» как таковой, что является ныне предметом такой
дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том числе и во Вселенной) имеет право на
жизнь в силу самого факта рождения. Эта витальность первична для человека.
Необходимо принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым
рассудком, что в мире не возможно полное уничтожение даже элементарной частицы,
а действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают,
информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я»
после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут
бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой
связывается наше «я». Более того, Этот вид бессмертия обретается человеком в
течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы только
потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки
эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать
жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе не возможно ни в
действительности, ни в мысли. Это две стороны одной медали.
Также можно выделить
биологическое измерение проблемы жизни,
смерти и бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны
одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного
наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в
подходящих условиях. Известное определение Энгельса: «Жизнь есть способ существования
белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в
постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует
космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности,
планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и
ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических
учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл
этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции строятся на
феномене самопорождения
жизни и
самопричинения, когда, по словам Энгельса, «с железной необходимостью»
порождаются жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он
исчезает.
Осознание единства жизни
человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой, равно как и
потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное
мировоззренческое значение.
Эта идея святости жизни,
права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения
принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и
Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в ещё плохо познанные
законы их жизни чревато экологическим кризисом. Человек предстаёт как малая
частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя всё богатство
макрокосмоса. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной,
транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в
христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее
состояние.
Второе измерение связано с
уяснением специфики именно человеческой жизни, поскольку единственный реальный
факт в жизни любого человека – предстоящая смерть. Известно, что Л.Н.Толстой мучительно вопрошал: «Есть ли в
моей жизни тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К
чему воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом
состоянии, как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти
их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу
скрывать от них истины, - всякий шаг ведёт их к познанию этой истины. А истина
смерть». В рамках рационалистического подхода ответить на эти вопросы
невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного постижения смысла
своего бытия и определения – что же для личности является высшей ценностью –
Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость…
Третье измерение - идея обретения
бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека,
особенно если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия.
Первый
связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи генного
аппарата родителей детям, внукам и т. д., близок большинству людей. Кроме
принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся
увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека
является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим
связывается наследование не только физических принципов, но и нравственных принципов
семейного занятия или ремесла.
Второй
сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация. Опыт ещё
египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в
ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца 20-го века
сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что медики
будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Третий
вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии и
информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой», упование на
«растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое
«тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда восточных
цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель
отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее
натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных качеств и
сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других организмов.
Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и
эмоционально отвергается.
Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального и
духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в
том, что человечество бессмертно и идёт космическое предназначение в духе идей
К.Э.Циолковского и других космистов. Если для человечества реально
самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие
каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остаётся открытым.
Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще всего фигурируют
борьба за освобождение человечества от классового и социального гнёта, борьба
за национальную независимость и обретение государственности, борьба за мир и
справедливость, и т.п. Это придаёт жизни таких борцов высший смысл, который
смыкается с бессмертием. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и
святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и
имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о
неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что,
чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит
на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов
попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен
миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического
ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания,
которые передаются от поколения к поколению.
Пятый
путь связан с достижением различных состояний, которые наука называет
«изменённые состояния сознания». В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой
в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны: «прорыв» в иные измерения
пространства и времени, путешествие в прошлое и будущее, экстаз и просветление,
мистическое ощущение причастности к Вечности.
Можно упомянуть и о других
концепциях обретения бессмертия, направленных на изменение законов природы,
достижение «жизни после смерти», а также многочисленные мистические течения,
основанные на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с
ушедшими. Более того, появляются сведения о наличии у каждого человека
своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до
физической смерти, но продолжает существовать в других измерениях. Это вообще
ведёт к иному типу понимания проблемы бессмертия, что связано с необходимостью
самоопределения в вечном мире информационно-энергетических сущностей.
Современная танатология
(учение о смерти) представляет собой одну из «горячих» точек
естественнонаучного и гуманитарного знания.
Заключение.
Но все же, поиск и обретение
смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный
характер.
Можно сказать, что смысл
смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной
стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости
от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
Если у человека есть нечто
вроде инстинкта смерти (о чём писал З.Фрейд), то каждый имеет естественное,
врождённое право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих
условиях. Одной из особенностей 20-го века является то, что гуманизм и гуманные
отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества.
Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то,
что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность
можно считать понятием, производным от гуманизма.
Реферат по философии жизнь смерть и бессмертие корни постановкисмысложизненных вопросов. Реферат на тему человек жизнь смерть и бессмертие. Цель работы в реферате жизнь смерть и бессмертие. В чем сущность проблемы жизнь смерть бессмертие. Жизнь смерть и бессмертие в религии реферат. Презентация на тему жизнь и ум во Вселенной. Реферат Есть ли жизнь после смерти гипотезы. Жизнь смерть и бессмертие в естествознании. По словам Лихачёва молодость это вся жизнь. Реферат философия жизнь смерть бессмертие. Реферат на тему жизнь смерть бессмертие. Книги на тему жизнь смерть бессмертие. Реферат Жизнь смерть и бессмертие. Реальна жизнь после смерти правду. Жизнь в безлесных пространствах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

http://humanitar.ru/page/ch7_10

http://www.e-ng.ru/




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 64 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав