Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Предмет и специфика философии

Читайте также:
  1. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  2. I. Специфика больших городов
  3. I. Специфика русской философии
  4. II подразделение — производство предметов потребления.
  5. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  6. II. Предмет, задачи физиологии растений
  7. II. Предметы ведомства и пределы власти волостного суда
  8. II. Специфика философской рациональности
  9. III. Основные направления в философии НВ.
  10. IV. Концептуальные подходы образовательных стандартов по предмету

для промежуточного контроля знаний студентов заочной формы обучения

Выберите и отметьте правильные варианты ответов:

1. Выделяют следующие типы мировоззрения:

1) религиозное;

2) феноменологическое;

3) мифологическое;

4) философское.

 

2. подлинной исторической заслугой немецкого философа Гегеля является:

1) разработка метафизического метода;

2) разработка диалектического метода;

3) разработка гелиоцентрической теории;

4) формулировка нравственного закона.

 

3. ДЛЯ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИИ ХАРАКТЕРНО ПРИЗНАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЕЕ СВОЙСТВ:

1) способности существовать независимо от сознания;

2) способности отражаться человеческим сознанием;

3) способности существовать в человеческом сознании;

4) способности существовать в пространстве и во времени.

4. А. базовый уровень системы научного знания составляют данные наблюдений и эмпирические факты

Б. над базовыми элементами структуры научного знания надстраиваются элементы теоретического знания.

1. Верно только А 2. Верно только Б
3. Верно и А и Б 4. Не верно ни А, ни Б

 

5. Дополните фразу, чтобы утверждение было верным: « ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ – это…»

1) длительный исторический процесс, требующий радикального переустройства общества на началах гуманизма;

2) то, что возможно только путем революционного переустройства общества;

3) то, что возможно лишь путем изменения индивидуальной психологии человека;

4) то, что невозможно в принципе.

6. Соотнесите философские точки зрения и их содержание и выберите правильный вариант из предлагаемых сочетаний ответов:

1. Монизм А) философское учение, принимающее за основу две субстанции
2. Дуализм Б) философское учение, принимающее за основу одно первоначало
3. Плюрализм В) философское учение, признающее, что бог – творец мира, но он не участвует в его дальнейшем существовании
4. Деизм Г) философское учение, принимающее за основу три и более первоначала

Варианты ответов:

1) 1А, 2Б, 3В, 4Г

2) 1Б, 2Г, 3А, 4В

3) 1Б, 2А, 3Г, 4В

4) 1Г, 2А, 3В, 4Б

 

Ответы:

№ вопроса № правильного ответа
  1,3,4
   
  1,2
   
   
   

 

Предмет и специфика философии

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophila – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Кроме того, остается открытым вопрос: «Чтоже такое мудрость?»

Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»[1].

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:

«Жизнь… Подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[2].

Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, – научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

По нению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»[3].

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-сторическими условиями. Так, наприсер, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур. Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание:

«Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ни какого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, та нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»[4].

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие – на землю; одни обращаются к богу, другие – человеку; что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету, и свидетельствует о ее множественном характере.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии.

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии.

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении бытия. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав