Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Рождение советского кино.

Читайте также:
  1. IV.-история постсоветского периода (1990-по наст. время)
  2. XIX век мировой истории: рождение индустриального общества.
  3. Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений.
  4. Влияние алкоголя на рождение детей
  5. Внутренняя политика советского государства в 1917-1924 гг. Образование СССР.
  6. Военную академию войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.В.Василевского.
  7. Возрождение OaK
  8. Возрождение в Нидерландах, его особенности и представители.
  9. Возрождение к жизни толстой кишки
  10. Возрождение экономических методов руководства народным хозяйством.

В январе 1918 года был создан киноотдел внешкольного отдела государственной комиссии Наркомпроса. Во главе отдела стала жена Ленина Надежда Крупская. Задачей отдела была организация отдела экономического и эдиологического контроля за работой частных кинопредприятий. Комитет занимался выдачей разрешений на съемку кинохроники, изучал либрето сценариев, просматривал афиши кинотеатров. Главная задача комитета не допустить антибольшевицкой пропаганды. Подобный отдел в марте 1918 года был создан в Москве. Большевики не собирались национализировать кино, т.к. кинофабрики относились к мелким предприятиям. Например, у Ханжонкова работало более 120 человек. В 1918 году вышло более 100 лент. Выходила кинопериодика, но ни в одном фильме не было и намека на революцию. Большое место занимали экранизации. В эти годы вышли такие фильмы как "Власть тьмы" и "Живой труп" по Л.Н.Толстому, "Драма на охоте" по А.П.Чехову, "Человек-зверь" по роману Э.Золля. Но главным жанром остаются салонная драма и мелодрама. А главные темы любовь, измена, смерть. В это время выходят фильмы с такими названиями "Любовь поругана, задушена, разбита", "Любовь, ненависть, смерть", "Вино любви", "Женщина, которая изобрела любовь", "Обманутая дева", "Рай без Адама", "Смят и растоптан мой душистыц цветок". Но среди обилия коммерческих лент в 1918 году выделялись три фильма "Отец Сергий" реж. Я. Протазанов, "Полипушка" экранизация одноименного рассказа Л.Н.Толстого реж. В.Санин. Этот фильм рассказывал о крепостном Полипушке, которого играл Иван Москвин актер МХАТа. Однажды барыня отправляет Полипушку отвезти деньги в город. Приехав туда, он обнаруживает, что деньги исчезли, он возвращается обратно, думая, что забыл их. Но денег нет и дома. И тогда Полипушка, чтобы избежать позора, забирается на крышу дома и вешается. Позже деньги обнаружатся в поле тулупа, они провалились в дыру кармана. И публику, и критику потрясла выразительная игра Ивана Москвина. Критика писала о редком для кинематографа богатстве психологических деталей. Актер создал образ жалкого замученного жизнью человека с пугливой улыбкой, через которую актер передает массу оттенков и переживания героя. Особенного драматизма Москвин достигал в сцене пропажи денег. Критика писала, что снятый крупным планом крик ужаса взрывает немоту экрана. До высоты трагедии поднимался актер в сцене самоубийства. С чувством боязни, чтобы ему не помешали он снимает армяк, шнурок с крестом, последний раз проверяет нет ли денег в кармане и затем повисает в петле. "Проект инжинера Прайта" реж. Л.Кулешов. Это авантюрно-приключенческая драма в духе американских детективов. В 1918 году фирма Нептун приглашает для съемок поэта Владимира Маяковского, который выступает в качестве актера. Он снялся в трех фильмах "Барышня и хулиган" (о любви учительницы и заводского парня), "Не для денег родившийся" по мотивам повести Джека Лондона "Мартин Иден", "Закалдованная фильмой". Он серьезно относился к съемкам, но процесс его разочаровал. 27 августа 1919 года Ленин подписывает дикрет о национализации кинематографа. Но к этому времени национализировать было нечего. Потому что кинопромышленность в России была разрушена. Владельцы крупных фирм вывозили съемочное оборудование и пленку на юг Краснодар, Новороссийск, Ялта, Одесса. Не хватало пленки. Новую власть кино привлекало только в качестве идеологии. Ленин видел задачу кинематографа в пропоганде большевицких идей. Нарком просвящения Анатолий Васильевич Луначарский в статье "Задачи государственного отдела РСФСР" писал, что нужно уделить особое внимание культурно-историческим картинам о развити государства, рассказать об истории науки, открытий и изобритений. При кинокомитете создается литературно-художественный комитет, в который входят писатели Алексей Толстой, Максим Горький, Александр Блок, Александр Серафимович. Горький стал инициатором создания киносерии ЖЗЛ (Жизнь замечательныз людей) и призывал создать фильмы о выдающихся людях мира и о важнейших исторических событиях на земле. Сам Горький начинает работать над сценарием "Жизнь первобытного общества". Но цикл этот не был даже начат. Зато этот цикл блистательно прижился в литературе. Вышло более 2000 томов. В сентябре 1919 года создается московская государственная школа кинематографа - будущий ВГИК. Ректор кинорежисссер Владимир Гардин. В ноябре 1918 года в Петрограде создается высший институт фотографии и кинотехники (ЛИКИ). Отсутствие творческих работников, разруха стала причиной того, что в годы Гражданской войны не было создано ни одного художественного фильма, кроме хроники и, так называемых, агитфильмов. Кинохроника - самый подвижный и оперативный вид киноиндустрии. В апреле 1918 года кинокомитет выпустил ряд документальных короткометражек. Таких как "Разоружение анархистов", 1 мая снимается парад и демонстрация на Хадынском поле. Оператор Новицкий снимал эпизод выхода из автомобиля Ленина и его сестры Марии. Вечером хроника "Пролитарский праздник в Москве" была показана в 60 кинотеатрах и на площадях города. С июля 1918 года выходит киножурнал "Кинонеделя". Всего вышло 42 выпуска. На фронтах к полкам и дивизиям прикрипляются операторы, которые снимают парады, размещение войск, съезды и совещания. В кино приходят молодые люди Эдуард Тиссэ, Владимир Новицкий, Алексей Ермолов, Анатолий Левицкий, оператор Григорий Гибер более 20 раз снимал Ленина. Самые известные выступление Ленина на открытие памятника Карлу Марксу, Ленин с кошкой на руках, Ленин, сидя на порожках сцены, готовится к выступлению на третьем съезде комертерна. Съемки были очень низкого качества. Очень часто приходилось снимать на обрывках качественной пленки, на бракованном негативе. Не было специалистов, и поэтому стали привлекать к съемкам людей имеющих хоть какое-то образование. Из-за низкого качества съемок кадры были не выразителтными, сняты были чаще всего длинными общими планами неподвижной камерой. Монтировались они длинными кусками, сопровождались титрами о месте и времени происходящих событий. Ленты выпускались ничтожным тиражом 5-10 копий. Но все кадры имели для истории огромную ценность, т.к. они запечатлили эпоху революции и Гражданской войны, а также простых участников событий и вождей таких как В.И.Чапаев, М.Фрунзе, В.Ленин, К.Варашилов. Вторым после хроники жанром стали агитки, их предназначение пропаганда новой власти. В них нет художественной ценности и чаще всего они приурочены к различным кампаниям "Чините поезда", "Все под ружьем". Фильмы строились следующим образом: титр, затем игровой или документальный кадр, иллюстрирующий мысль, затем снова титр, снова кадр. Пример фильма "Пролитарий всех стран объединяйтесь" - сидит актер, изображающий Карла Маркса, и думает. Титр: "Тяжело живется рабочим". Идет титр иллюстрирующий это. Затем титр "Разруза в деревне" - показывают разруху в деревне. А в конце Маркс пишет: "Пролитарий всех стран объединяйтесь!". Сюжеты агиток были очень наивны. Например в агитке "Дети цветы жизни" показывались две рабочие семьи, в одной из них дети перед едой моют руки, в другой - нет. В той которой не моет, ребенок умирает от дизентерии. Вывод - мойте руки перед едой. За годы гражданской войны было выпущено более 60 агиток. В художественном смысое они ничего из себя не представляли и иногда преобретали совершенно противоположный смысл задуманному. Примером может служить фильм "Сон Тараса": красноармеец Тарас, выпив для храбрости, становится на часы в караул и засыпает. Снится ему страшный сон, что служит он в царской армии и засыпает на посту. Приходит вахмистр и разбивает ему в кровь нос. В ужасе просыпается Тарас и с радостью обнаруживает, что служит он в красной армии. Вывод - можно пить и спать на посту. Из 60 агитфильмов только два имели художественное достоинство "На красном фронте" - революционный детектив в двух частях на материале войны с Польшей, которые снчл Лев Кулешов с оператором Николаем Ермоловым. Это полуигровая, полухроникальная агитка сделаннвя по принципу американских приключенческих фильмов. Действие происходит в вымышленном городе Беломорске. Шпион прерывает телефонную связь между частями красной армии. Командир отправляет в штаб сообщение. Но шпион ранит курьера и, забрав пакет, вскакивает на поезд. Очнувшись красноармеец догоняет шпиона, завязывается драка. Красноармеец побеждает и доставляет пакет в штаб. Кулешов применяет крупные планы, съемку монтажными кусками, различные ракурсы. "Серп и молот или В трудные дни" - первый полнометражный советский фильм, созданный в 1920-1921 годах, студентами и преподавателями ВГИКа, по заказу всероссийского фото и киноотдела. Сценарий написан студентом Алексеем Горчаковым и преподавателем Федором Шипулинским. Режиссер фильма ректор киношколы Владимир Гардин. Оператор Эдуард Тиссэ. В фильме снались Сергей Комаров, Всеволод пудовкин и другие. Фильм - это рассказ о крестьяне не бедняке Иване, о его дочери Агаше, сыне Петре. Лента показывает как семья разоряется, уходит в Москву, учавствует в и в революции, и в Первой мировой Войне, и в постороении колхоза. Последний советский фильм назывался также "Серп и молот" реж. Сергей Ливнив. Прообразом главного героя стал советский писатеь Александр Островский, автор произведения "Как заколялась сталь". В 1922-1923 годах было выпущено всего 12 художественных лент. В 1924 году - 41 лент. Наиболее удачной считается ыильм "Чудотворец" реж. Алексея Пантелеева, в которой расскзываептся история о солдате во времена царстовавания Николая 1, который, стоя на посту у чудотворной иконы, украл драгоценный камегь, заявив, что ему подарила этот камень богородица. Ленин отметил фильм как образец антирелигиозной пропаганды. Появляется большое количество "красных детективов" таких как "Человек человеку волк", "Борьба за ультиматум", "Дипломатическая тайна". Большой популярностью пользовался вышедший в 1923 году двухсерийный приключенческий фильм "Красные дьяволята", поставленный по популярной повести Павла Бляхина, реж. Иван Перестиани. Гражданская война, двое детей-сирот мстят за отца, к ним присоединяется негр Джим. И они вместе борятся с бандой батьки Махно. В конце концов они его арестовывают и приводят к Буденову. Главные роли играли не профессиональные актеры цирка. В начале 1924 года появляется Ассоциация революционной кинематографии (АРК), котрая объединила кинематографистов, считающих, что кино - это сильнейшее орудие в борьбе за коммунистическую культуру. Т.е. они считали, что кино это средство пропаганды идей и, что кинематограф находится в плачевном состоянии, потому что экраны заполнили буржуазные фильмы и нужно сделать все, чтобы восстановить русское кино. В 1924 году 13 съезд ВКП(Б) занялся вопросами кино. И в отчетном документе об агитпробработе был выделен особый отдел о кино, где говорилось о нем как о средстве коммунистического просвещения и агитации. Вскоре все прокатнве организации объединились в единое агитационное общество ''Софкино'', а кинофирмы, объединились в производственные предприятия Межрабпром "Русь''. Особое внимание уделялось кинопечати. Появляются газеты и журналы ''Советское кино'', ''Советский экран'', ''Пролит кино''. Особое внимание уделется производству учебных и научно-популярных фильмов. Для этого создается Культуркино. Ленин говорил, что главная задача кинематографа не развлекательная, а пропагандистко-познавательная. Кино должно заниматься пропагандой идей. Кино становится важнейшим средством пропаганды. Поэтому появляются курсы киномехаников. В э время происходит раздел кинематографистов на традиционалистов и новаторов. Спор базировался на вопросе к отношению русского дореволюционного кино. Традиционалисты считали, что нужно продолжиьь традиции русского дореволюционного кино, а новаторы, объединишвись в ЛЕФ (левый фронт искусства), требовали новых идей и форм. Они призывали провести Октябрь(революцию) в искусстве, отрицали все прежнее искусство. Их лозунгом было: ''Долой Пушкина, долой метверчину, классицизм''. Традиционалисты занали ведущее положение. Их цитаделью стала Межрабпром Русь. Именно там в то время были сняты фильмы ''Калежский регистратор'', ''Ледяной дом'', нашумевший фильм ужасов ''Медвежья свадьба'', который поставил режиссер Константин Эггерт, комедия ''Папиросница от Моссельпрома'' и первый фантастический фильм ''Аэлмта''. Традиционалисты делали ставки на сюжет и на актеров. Юрий Завадский блистал в фильме ''Медвежья свадьба'', Иван Москвин играл главную роль в ''Калежском регистраторе'', Николай Баталов в ''Аэлите'', Игорь Ильинский в "Папироснице от Моссельпрома''. К новатором относились молодые режиссеры такие как Дзига Вертов, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Григорий Козенцев, Леонид Трауберг.




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 51 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав