Читайте также:
|
|
В истории человечества бронзовый век занимает особое место. Внедрение бронзы как металла в производство повысило производительность труда, привело к возникновению и формированию новых социальных отношений.
В природе бронза в чистом виде не встречается. Ее получают из сплава меди и олова. На территории Восточного и Центрального Казахстана очень много рудников, в которых добывали медь, олово, золото в бронзовом и железном веках. В Восточном Казахстане – это современный Риддер, Бухтарма и др. В Центральном Казахстане рудники находятся в окрестностях Жезказгана, Кызылеспе, Каракаралы и в горах Акшатау. Это доказывает, что еще во времена бронзы на территории нашего государства уже существовало развитое металлургическое производство.
Жившие на территории Казахстана в эпоху бронзы племена оставили археологические памятники, которые относятся к андроновской культуре. Название возникло по месту первых раскопок могильника у села Андроново, недалеко от города Ачинска (Южная Сибирь). Позже аналогичные погребения обнаружены в Западном Казахстане, на юге Казахстана в Семиречье и средней Азии.
В эпоху бронзы на территории Казахстана существовали две культуры, которые являются продолжением друг друга. Самая ранняя из них – андроновская – была распространена на всей территории Казахстана. В Центральном Казахстане в XVIII – XII вв. до н. э. получили распространение андроновская культура, а в XII – XIII вв. до н. э. бегазы-дандыбаевская культура.
Последний период бронзового века Центрального Казахстана относится к бегазы-дандибаеской культуре. Дандыбай находится в долинах рек Шерубай и Нура, в 60 км от города Караганды. Раскопки выявили совершенно новые типы сооружений и керамики. Ее хронологические границы XII-XIII вв. до н. э. Главной особенностью памятников бегазы-дандыбаевской культуры считается наличие высокого уровня развития каменной архитектуры.
Одним из основных регионов распространения андроновской культуры является Центральный Казахстан. Целенаправленное изучение Центрального Казахстана связано с организацией археологической экспедиции в 1946 г. Ее организатором и руководителем до начала 80-х гг. был А.Х.Маргулан.
В периодизации памятники бронзового века Центрального Казахстана А.Х.Маргулан относит к андроновской и бегазы-дандыбаевской культурам. Андроновская культура делится на два периода: нуринский и атасуский. Между андроновской и бегазы-дандыбаевской культурами находится переходный период (XII-XI).
Памятниками нуринского периода в основном являются места захоронений – курганы Акшатау, Бугулы 1, Байбала 1, Косаган, Канаттас и др.
Нуринский период характеризуется преобладанием в погребальном обряде керамики.
Наиболее известные и исследованные памятники андроновской культуры периода атасу – это могильники Айширак, Сангыру 2, Балкылдык и др.
При изучении памятников атасуского периода можно проследить возникновение имущественного неравенства среди родовых общин. Вместе с тем из родовых общин начали выделятся большие патриархальные семьи, являющиеся близкими родственниками между собой.
3)Хозяйство, быт и общественное устройство племён эпохи бронзы.
При обследовании памятников эпохи бронзы были найдены многочисленные украшения сделанные из бронзы: кольца, браслеты, подвески, серьги, бусы. Браслеты и кольца иногда делали из золота. Часто встречаются серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом. Образцом ювелирного искусства служат золотые височные подвески.
Андроновцы носили на шее амулеты из зубов и клыков диких животных. Предметы быта андроновцы изготавливали с помощью отбойников и молотков из камня, делали головки для веретена, ручные мельницы и формы для отлива оружия.
В эпоху бронзы на гончарном круге изготавливали кувшины. Сосуды отличаются совершенством форм, они тонки и изящны. Орнамент, нарисованный или прочерченный, либо нанесенный штампом, расположен тремя полосами. Сосуды украшались лепными валиками, жемчужинами.
Основным источником существования многих племен в бронзовом веке было скотоводство. Животные давали мясо, молоко, шерсть, кость для поделок. Приручение диких животных началось в эпоху мезолита. Первым прирученным животным была собака. Затем в эпохи неолита и энеолита были одомашнены коровы, лошади и бараны.
Увеличение поголовья баранов и лошадей свидетельствует о переходе от придомного скотоводства к кочевому. В развитии скотоводства особое место занимало приручение лошадей для езды, использование их в качестве тягловой силы и транспорта.
Уздечки, сделанные из костей, были найдены в Северном, Западном и Центральном Казахстане.
С эпохи неолита в Казахстане стало развиваться земледелие. Свидетельством тому служат находки каменных серпов с острым лезвием в некоторых поселениях.
На территории Казахстана обнаружено много поселений, относящихся к бронзовому веку, на территории более чем 60 из них были проведены раскопки. Поселения обычно состояли из 5-10, а иногда из 20 домов. Жилища строились двух видов: землянки и дома, построенные на земле.
4)Саки: локализация, общественно-политическое устройство и политическая история.
поху господства в казахстанских и уральских степях саков и сарматов принято обозначать «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». Скифами их назвали греки (скуда, сколоты и др). Они жили в Причерноморье.
Как же называли себя «скифские» племена, кочевавшие к востоку от «Волги»? Первый по времени ответ на этот вопрос содержится в скальной надписи Дария (522 – 486 гг. до н.э.), в Бехистунской надписи; там племена, жившие за Сыр-Дарьей названы саки. Герадот («История» была завершена между 430-424 гг. до н.э.) утверждает: «персы всех скифов называют саками». В этот термин сака входят: скуда, сколоты, дахи, массагеты, сарматы, иседоны, аримаспы, каспи и т.д.
Конец первого тысячелетия до н.э. и начало нашей эры являются переломным моментом в истории Казахстана. В хозяйственной жизни населения Центральной Азии и Казахстана произошли серьезные изменения, связанные с изобретением железа и переходом на кочевой способ производства. В обществе произошло имущественная дифференциация, а это привело в свою очередь появлению различных социальных групп. Социальное расслоение всего общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между социальными группами. Такой силой стало государство. Первые государственные объединения на территории Казахстана образовались в І тысячелетии до н.э. В Семиречье складывается сакско-усуньское объединение. Приаралье-Кангюйское, Северо-восточной части Казахстана – гунское государственное объединение.
В VІІІ – ІV вв. до н.э. вся территория от Черного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами, которые получили название саков.
У ранних саков общественные отношения были патриархально-родовые отношения.
В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что с начало сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты азиатского происхождения.
В первом тыс. до н.э. племена, жившие на территории Казахстана, перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племен. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец.
Сакские «цари» и «царицы» обладали большой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войска, регулировали отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду.
Чтобы решать важные вопросы (внутренние и внешние) все полноправные члены общества периодически собирались – народное Вече. Такой политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую, без каких-либо посредников, участвовали в принятии решении. Политический строй саков можно также назвать военно-кочевой демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.
После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е. поставленные царем управители местности или племени, после сатрапов шли «могущественные мужи» скифской знати, т.е. военно-племенная аристократия. В основном они и были опорой царя. Основное население страны – рядовые общинники.
На рубеже VI и V вв. до н. э. часть сакских племён была покорена персидскими царями династии Ахеменидов, платила им податии поставляла воинов, завоевание саков описано в Бехистунской надписи Дария I (см. рис.). Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне.
После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов.
Часть племён саков вторглась в Дрангиану и заняла её, дав ей название Сакастан (страна саков, у Страбона лат. Sacasene — современный Систан на территориях Ирана и Афганистана); Страбон достаточно подробно описывает набеги саков, сообщая, среди прочего, что они добирались даже до Каппадокии и что жители Зелы учредили и ежегодно отмечают особый праздник — Сакею (лат. Sacaea) в честь отражения одного из таких набегов.
В конце II — первой половине I веков до н. э. племена саков проникли в Северо-Западную Индию (в китайских источниках эти племена называются племенами сэ), образовав в середине I века до н. э. ряд индо-сакских государств. Одним из самых известных индо-сакских правителей был царь Май, под властью которого находились Гандхара, долина Свата и, возможно, часть Кашмира. Его преемник Аз расширил свои владения и титуловал себя, аналогично правителям Парфии, «великим царём царей».
Хозяйство саков.
Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.
Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 176 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |