Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Студентка 3-го курса, ФЗО,

Читайте также:
  1. Выполнила студентка 2 курса филологического факультета Синеок Екатерина
  2. Для бакалавров 1 курса, обучающихся по направлению
  3. Задание Конкурса, место, срок и порядок выполнения Задания, а также совершения иных действий для получения Призов Конкурса.
  4. курса, на 2012 - 2013 уч. г.
  5. Подведение итогов Конкурса, определение обладателей призов, получение призов.
  6. Порядок и способ информирования Участниц о Правилах Конкурса, Победе в Конкурсе
  7. Студентка гр. № 21187
  8. Студентка гр.4538: Бонифатова Елена
  9. Цели и задачи курса, его структура и связь с другими дисциплинами

Специальность «Режиссура народных праздников и обрядов»

 

1. Укажите основные жанры драматургии. Трагедия, комедия, драма.

Дайте определение драматургии, как роду литературы.

ДРАМАТУРГИЯ(гр. dramaturgia, от drama – действие), термин употребляется в двух значениях. 1. Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), написанных для постановки на сцене. Обладает своими, присущими только ей, особенностями композиции, разработки характеров. Часто заменяется синонимом «драма» (например, «теория драмы»).

2. Совокупность литературных произведений, структурированных по тому или иному признаку (драматургия Шекспира; драматургия Ренессанса, драматургия для детей и т.д.).

Выделите специфические черты, характеризующие драматургию, как род литературы.

- слияние литературы и театра, как правило, пьесы пишутся для постановки на сцене;

- диалогичность текста, наличие ремарок - непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала.

- глубокая конфликтность;

- в драме происходит «подражание действию... посредством действия, а не рассказа. По точному и образному определению В. Г. Белинского, «драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя»;

- Драма — это обязательно активное непрерывное действие, которое реализуется в сюжете;

- особые законы композиционного построения;

- единство действия;

- концентрация изображаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития;

- соотношение между внутренним и внешним действием. Драматический герой концентрирует в себе известные черты, побуждающие к действию, определяющие его целеустремленность.

Определите и обоснуйте, к какому жанру драматургии относится пьеса Эсхила «Прикованный Прометей».

Трагедия. Это одна из пьес, написанная, древнегреческим драматургом-трагиком Эсхилом. Обладает следующими жанровыми характеристиками:

- мифологическая основа сюжета) – легенда о Прометее, давшем людям огонь (позже этот признак трансформировался в поворотные, кульминационные, моменты истории и судьбы человека;

- Главный герой – бог Прометей, которому противостоят боги Олимпа. Прометей ради своей идеи одарить людей огнем осознанно жертвует своей свободой. (Позже героями трагедии становятся сильные, нетривиальные личности, могучие характеры, несущие идею, во имя которой согласны жертвовать всем);

- В основе пьесы лежит великий "вечный" вопрос бытия, трагический и неразрешимый конфликт. Прометей принес людям огонь, ослушавшись Зевса, за что был прикован к скале и обречен на вечные муки.

- Трагедия показывает борьбу характера и обстоятельств, человека и судьбы, человека и общества в остроте противоречий, мощь человеческого духа в правоте или заблуждениях.

2. Укажите этапы работы над сценарием культурно-досугового мероприятия.

- социальный заказ;

- первоначальный замысел: тема, идея, форма, жанр, стиль, адресат;

- ознакомительный период, изучение материалов;

- поиск сценарно-режиссерского хода;

- разбивка по эпизодам и написание сценарного плана, окончательное определение необходимых материалов, монтаж;

- написание литературного сценария.

Дайте определение понятию «сценарий».

- СЦЕНАРИЙ- [scenario] — первоначально, краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле.

- литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, радио спектакля, культурно-досугового мероприятия. Сценарий, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей.

Выделите специфические черты сценария культурно-досугового мероприятия.

Художественный уровень любого сценария будет тем выше, чем в большей степени в нем будут соблюдены некоторые общие драматургические требования, такие как драматургическая законченность каждого эпизода, целостность образной картины, нарастание от начала к концу силы эмоционального воздействия на зрителей.

Тем не менее, сценарий мероприятия строится на иных начала. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении, отсюда следует:

- важнейшим органическим свойством массового театра является его публицистичность и документальность с наличием реального героя. Ведь сценарии создаются на конкретном материале, основываясь на фактах и событиях, через сочетание художественной образности и документальности;

- Специфика заключается в том, что драматургия любой зрелищной формы происходит в точно отведенное для нее время, в определенный исторический момент жизни. Историческая значимость и составляет содержание драматургии.

- В руках автора сценария массового представления имеются дополнительные источники эмоциональной энергии. Они, как правило, опираются на готовое, уже заранее сложившееся отношение зрителя — участника мероприятия к данному факту (ситуации), на живую заинтересованность данной общности людей, здесь проявляется такая черта, как: актуальность;

- Учитывая, что современные мероприятия активно используют выразительные средства театра, возможности видео, разнообразные технические достижения от света и звука до лазерных разработок можно говорить о: разножанровости и многоплановости, синтетичность и компилятивности мероприятий, из которых уже выходят такие черты, как:

- эпизодичность и монтажность построения мероприятий;

- В любом сценарии автор пытается допиться воплощение идей мероприятий в яркой форме посредством использования выразительных средств и их художественного решения, а значит еще одной чертой можно выделить: образность;

- Учитывая, что все современные зрелища имеют народные истоки можно сказать, что сущностным качеством театрализованных мероприятий выступает массовая игра и импровизационность действия;

-Если исходить из того, что всякое зрелище есть форма эмоционально-эстетического, идейно-эмоционального общения, то эффект соучастия, сопереживание и сотворчество зрителя становятся важнейшими характеристиками зрелищного искусства, а значит можно выделить следующую черту: активное творческое участие большого количества людей в праздничном действии, т.е. по выражению Туманова наличие пассивного участника.

3. Перечислите основные элементы замысла.

Тема, идея, конфликт, форма мероприятия, жанр мероприятия, адресат.

Дайте определение понятию «тема».

ТЕМА – (греч. thema – буквально «то, что положено в основу»), в литературоведении – содержание произведения в наиболее общем виде или содержание какого-либо фрагмента произведения. Круг проблем, явлений и вопросов, о которых пойдет речь в мероприятии.

Пока нет темы, не может и начаться работа автора над произведением. Это проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству. Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это - зерно идеи. Н.В.Гоголь писал, что тема есть идея еще не высказанная.

Проследите взаимосвязь темы и идеи.

Авторская идея — это своеобразный отправной толчок для дальнейшего развития сценария. Все начинается с формулировки темы- проблемы, основной авторской мысли, ради которой он начнет творить, отбирая в окружающей его жизни те факты, события, которые помогут ему раскрыть основную сущность замысла и составят его тему, содержание его рассуждения.

Пока нет темы, не может и начаться работа автора над произведением. Это проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству. Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это - зерно идеи. Н.В.Гоголь писал, что тема есть идея еще не высказанная.

Идея - это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею.

Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться в действии. А действие - это единственная форма развертывания темы, тем самым утверждения идеи самым наглядным, естественным образом. Действие - главное средство развития темы в идею.

Таким образом, сценарий, прежде всего, должен иметь идейно-тематическую основу, сценарист обязан знать, о чем (тема) он будет рассказывать будущему зрителю и ради чего (идея) он взялся за перо.

4. Укажите основные виды конфликтов.

- внутренний (в пределах самосознания, души одного героя)

- внешний;

- явный;

- скрытый.

Дайте определение понятию «конфликт».

КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus – столкновение), столкновение между персонажами художественного произведения, между героями и обществом, между различными побуждениями во внутреннем мире одного персонажа. Конфликт – это противоречие, определяющее движение сюжета.

Классифицируйте построения конфликта согласно их типологическим видам.

По жанровой принадлежности:

- трагические, комические и драматические.

По построению:

Конфликты, изображенные в драматургических произведениях, естественно, не подлежат никакой унификации по содержанию — их число и разнообразие безграничны. Однако способы композиционного выстраивания драматургического конфликта носят типический характер. Обозревая существующий драматургический опыт, можно говорить о типологии структуры драматургического конфликта, о трех основных видах его построения.

Герой — Герой. В этом случае автор и зритель сочувствуют одной из сторон конфликта, одному из героев (или одной группе героев) и вместе с ним переживают обстоятельства борьбы с противоположной стороной.

Герой — Зрительный зал. На таком конфликте обычно строятся произведения сатирические. Зрительный зал смехом отрицает поведение и мораль сатирических героев, действующих на сцене. «Положительный герой в этом спектакле — сказал о «Ревизоре» его автор Н. В. Гоголь — находится в зале».

Герой (или герои) и Среда, которой они противостоят. В этом случае автор и зритель находятся как бы в третьей позиции, наблюдают и героя, и среду, следят за перипетиями этой борьбы, не обязательно присоединяясь к той или другой стороне. Классическим примером такого построения является «Живой труп» Л. Н. Толстого. Зритель отнюдь не сочтет Федора Протасова положительным героем, достойным подражания. Но он будет ему сочувствовать и, соответственно, осудит противостоящую Протасову среду («цвет общества») вынудившую его уйти из жизни.

Деление драматургических конфликтов по виду их построения не носит абсолютного характера. Во многих произведениях можно наблюдать сочетание двух видов построения конфликта.

По природе ("Словарь театра" П. Пави):

- соперничество двух персонажей по внешним, поверхностным причинам (деньги, любовь, власть и т.д.)

- конфликт двух мировоззрений, двух непримиримых моралей;

- нравственная борьба между субъективным и объективным, привязанностью и долгом, страстью и рассудком;

- конфликт интересов индивидуума и общества, частные и общие соображения;

- нравственная или метафизическая борьба человека против какого-либо принципа или желание, превосходящее его возможности (Бог, абсурд, идеал, преодоление самого себя и т. д.)".

Определите конфликт в пьесе Мольера «Тартюф».

Главный конфликт пьесы, «завязан» на одной черте характера, господствующей страсти главного героя.

В отношении персоны Тартюфа с самого начала действия нет никаких сомнений: ханжа и лицемер. Причём это сама природа души главного героя. Все столкновения в семействе Оргона возникают по поводу лицемерия Тартюфа. И интрига пьесы развивается всё в том же направлении: сумеют-таки разоблачить двуличного мошенника. Можно сказать, что даже не сам Тартюф является главным героем комедии, а его порок.

В комедии "Тартюф" сам Мольер вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством. Мольер показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные человеческие и семейные отношения. Мольер вынужден критиковать лицемерие как чисто моральный порок. Это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта — резонера, т, е. положительною персонажа, высказывающею авторские идеи. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством. Образ Тартюфа обличает большое социальное явление. А Оргон – воплощение легковерия и ослепления, хотя черта эта комически заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного и косного французского буржуа той эпохи, — малокультурного, готового идти на поводу чуждой идеологии, легко попадающегося на удочку религиозной проповеди.

Комедия в основном выдержана в манере классицизма. Действие происходит в течение суток в одном месте — доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта. В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении. Пьесы Мольера – это пьесы-диагнозы, которые он ставит человеческим страстям и порокам.

5. Приведите примеры пяти сценарных ходов.

- экскурсия;

- путешествие;

- совместный просмотр;

- сценарный ход на основе известных телепередач, фильмов, произведений литературы («модный приговор», «три поросенка»)

- фольклорные формы: гулянья, посиделки, колядки, свадьба, балаганы.

Дайте определение понятию «сценарный ход».

СЦЕНАРНЫЙ ХОД — это тот или иной режиссерско-постановочный прием для воплощения главной мысли произведения. Средство, с помощью которого собирается, обрабатывается, монтируется в единое целое весь драматургический материал, т. е. – это нахождение одного приема, который объединяет разрозненные части зрелища в единое драматургическое целое и соответствует идейно-тематической направленности праздника.

Раскройте функциональное значение сценарного хода.

Сценарный ход призван определять единство действия, стать стержнем предстоящего театрализованного представления. Он чаще всего строится либо на том или ином приеме театрализованного конферанса, например, на сквозной роли ведущего, выступающего в каком-либо образе (а иногда и от своего лица), либо на тех или иных «сквозных» элементах художественного оформления, на внешней символике.

Сценарный ход:

…создает образы в сценарии, и через образность происходит передача самой сути мероприятия.

…используется как средство, с помощью которого создаётся форма драматургического произведения. Оно придаёт ему завершённый внешний вид.

…связывает все отдельные фрагменты. Все части и эпизоды в логической последовательности, исполняя роль, своеобразного, драматургического каркаса, он не должен находится в сфере зрительского внимания, всегда как бы проходит пунктиром - "мигает" между отдельными эпизодами, на их границах. Здесь он выполняет три роли:

1.«перебивки», которая разделяет соседние фрагменты и даёт возможность зрителю приготовится к восприятию следующего эпизода

2.«связки» отдельных частей сценария в единое целое.

3. каждый следующий момент сценарного хода является условным сигналом который сообщает о конце одного эпизода, и начале следующего.

6. Укажите элементы композиции.

Экспозиция, пролог, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, эпилог.

Дайте определение понятию «композиция».

КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. composito, componere,– составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Иногда термин К. заменяют термином "архитектоника".

В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок), в сценарии – эпизодов, блоков, номеров.

Опишите каждый элемент композиции в его взаимосвязи с темой и идеей в сценарии культурно-досугового мероприятия.

ЭКСПОЗИЦИЯ,ПРОЛО́Г (греч. prologos, букв. – предисловие),– это вступительная исходная часть сценария, которая дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Они решаюется так, чтобы все присутствующие поняли характер, но не содержание начинающегося мероприятия, настроились на определенную волну. Это своеобразное вступление к произведению; он эмоционально настраивает на восприятие истории (Например: здороваются, знакомят с программой). И экспозиция, и пролог подготавливают зрителя к восприятию темы мероприятия. Иногда эти элементы действия растягиваются на эпизод или акт, иногда они "растворяется" в действии, но всегда присутствует. В сценариях культурно-досуговых мероприятий может быть отдельно экспозиция (выставка, театрализовано - игровые элементы в фойе, афиша) и пролог – увертюра самого мероприятия.

ЗАВЯ́ЗКА, событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, которое порождает конфликт и приводит в движение сюжет. В завязке активно начинает раскрываться тема.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – это самый основной кусок в мероприятии. Он самый большой по временному разграничению, занимает 60% времени от общего количества. Развитие действия должно происходить по нарастающей. (Например, каждый следующий номер, эпизод должен быть интереснее насыщеннее, сильнее и т.д. предыдущего). Эта нарастающая линия должна выстраиваться по принципу контрастности, особенно в концертных программах. По отношению к теме этот элемент постепенно и поэтапно раскрывает ее грани и вопросы.

КУЛЬМИНАЦИЯ - это наивысшая эмоциональная точка в конфликтной борьбе, сюжете, перелом развития действия. Т.е. здесь заостряется идея всего мероприятия (но не раскрывается), это может быть самый сильный по эмоциональному воздействию художественный фрагмент. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию.

РАЗВЯЗКА – в мероприятиях очень часто сливается с кульминацией и тяготеет к финалу. Это исход борьбы, разрешение противоречий, здесь обнаруживается замысел автора и открывается идея. Развязка помогает понять идейное содержание мероприятия и окончательно определить отношение зрителя к нему. По сути, это окончательное разрешение противоречий:

ФИНА́Л (итал. finale, от лат. finis – конец), – это смысловая точка мероприятия, заключительный аккорд, и поэтому финал должен превратиться в общее коллективное действие, окончательно разрушить деление аудитории на зрителей и участников. В этом элементе главная авторская идея должна еще раз сильно и ярко прозвучать, окончательно трансформируясь из темы.

ЭПИЛО́Г (греч. epilogos, букв. – послесловие), заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о жизни героев спустя некоторое время после событий, показанных в сюжете. В сценариях культурно-досуговых мероприятий этот элемент зачастую отсутствует.

На протяжении всего действия, проходя через композицию мероприятия, тема постепенно раскрывается и трансформируется в идею.

7. Укажите составные единицы сценария.

Эпизод, блок, номер.

Дайте определение понятию «эпизод».

ЭПИЗО́Д (греч. epeisоdion – вставка), композиционный элемент в древнегреческой трагедии. В сценарной драматургии это – часть сценария, фрагмент, обладающий относительной самостоятельностью, законченностью.

Разъясните аспект в понятии эпизод: «относительная и законченная самостоятельность».

Самостоятельность и законченность эпизода состоит в том, что по своему композиционному построению он содержит свой собственный конфликт. Но, эпизод, несмотря на свою внутреннюю драматургию: композицию, сценарный ход, тему, всегда останется лишь частью сценария, частью, которая связана с другими общей драматургией: композицией, сценарным ходом. Если рассмотреть самые большие эпизоды мероприятия: шествие, митинг, (торжественное или официальное открытие), театрализованное представление, массовое гуляние, закрытие или финал в отдельности, то каждый из них будет иметь свою драматургию, станет целостной законченной частью, НО при этом будет являться еще и неотъемлемым композиционным звеном самого праздника.

Получается, что каждый эпизод при относительной самостоятельности является частью целого и несет определенную эмоциональную и смысловую нагрузку. Нанизываясь друг на друга, эпизоды накапливают «эмоциональную взрывчатку» вплоть до общей кульминации

Когда речь идет об эпизоде в драматургии, подчеркиваем, что эпизод — это часть единого целого, единого развития идеи, конфликта, сюжета, действия. Сценарий ни в коем случае не должен распадаться на отдельные части, на эпизоды. При всем содержательном разнообразии и разножанровости сценария — они части единого целого, ступени одной лестницы, ведущей к апофеозу сценария, к его эмоционально смысловому завершению, к финалу.

8. Перечислите материалы, которые можно отнести к категории «документальные».

- видео-кино съемка; фотографии; журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма, протоколы, отчеты, справки, архивные материалы, грамоты, юридические бумаги (документы).

- Любые зафиксированные на бумаге кино-, фотопленке, магнитофонных лентах и иных носителях различные факты реальной жизни. всевозможные и т.д. и т.п.

- Разновидностью документального материала являются и планируемые выступления конкретных представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить документальный материал (фото, письма,).

Дайте определение понятию «документ».

ДОКУМЕНТ (от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство), материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотоплёнка, магнитофонная лента и т.п. Документы могут содержать тексты на естественном или формализованном языке, изображения, звуковую информацию и другую. По содержанию документы делятся на научно-технические (статьи, книги, патенты, технические отчёты и описания), правовые (постановления, указы, договоры и др.), управленческие (приказы, директивы) и др.

Проанализируйте три способа подачи документального материала.

Нейтральная. Документальность нейтральной передачи, в первую очередь, подчинена регистрации течения жизни, стремлением к объективному представлению событий. Такая документальность характерна мероприятиям, подчиненным публицистичности – главный исток измеряется глубиной постижения документально представляемого факта. Язык реплик становится общепринятым, таким, каким пользуется большинство людей его использующих. Интерпретация документа идет через его трактовку, авторские выводы, собственное понимание причинно-следственных связей. Сам документ упрощается, до максимально понятного зрителю.

Научная передача. Документальность в полной мере, точность представления фактов – основное требование научного подхода. Без соблюдения этого требования сам текст исчезает. Есть одно отличительное качество научного текста – это не только перенос из жизни средствами языка значимых фактов в научный текст, но и сопровождение их различными типами экспериментальной проверки. Документальность научного текста, представленная выше, ставит вопрос, как отражается в тексте авторство. Несмотря на всю объективность научной информации, индивидуальность автора проявляется в умелом подборе фактов, умении найти универсальное применение языка, последствием которого было бы хорошее понимание научного текста при восприятии. Но сам документ, ни в коем случае не видоизменяется.

Художественная передача документального материала. В первую очередь, это поиск образности. Художественные образы создаются в процессе переработки жизненного материала и предназначены для наложения на живую реальность для глубокого ее осмысления. Художественный образ всегда будет главенствовать, «надстраиваться» над документальным содержанием, она представляет неповторимое авторство художественного видения. Здесь автор может широко пользоваться приемами инсценирования документа, через поиск художественной образности, эмоциональной насыщенности; поиск способов актуализации и точек соприкосновения со зрительским пониманием реальности.

Докажите, что спектакль А.Рыбникова «Юнона и Авось» создан на основе документального материала.

Рок-опера А.Рыбникова «Юнона и Авось», поставленный в театре «Ленком» действительно является художественной интерпретацией исторических событий. В основу либретто положена поэма А.Вознесенского «Авось» которую тот написал после прочтения в Ванкувере исторических очерков о Рязанове и Кончите. Все действующие лица являются подлинными, с настоящими именами. Действия, которые разворачиваются в спектакле, происходили с графом Рязановым в период его Американской Компании, по налаживанию связей с Северной Америкой и мечтами создать Русскую Калифорнию. Именно там он повстречал 16-летнюю дочь коменданта испанской колонии Марию Кончиту, с которой у него развивались «романтические отношения». Из дневников, писем и воспоминаний современников узнаем, что граф уезжает в Россию по делам с обещанием вернуться, но умирает от болезни, а Мария Кончита ждала его 35 лет.

9. Перечислите первоисточники, используемые для инсценирования.

Проза (рассказ, новелла, эссе и т.д.), поэзия (стихотворения, поэмы, баллады), басни, песни, документы.

Дайте определение понятию «инсценировка».

ИНСЦЕНИРОВКА (лат. in - на + scene -сцена), 1) перевод в драматургическую форму (пьеса, сценарий) повествовательного, поэтического, документального произведения. Главное своеобразие работы над воплощением И состоит не столько в лаконичности выразительных средств, сколько в том, чтобы найти верное сочетание рассказа и показа, точные решения переходов от авторскою текста к прямой речи и обратно. 2) (в массовом действе) сложная, высоко организованная степень синтеза идейно- пропагандистского материала со средствами художественной выразительности на основе близких аудитории общественно значимых событий истории, либо масштабных тем

Опишите приемы инсценирования.

Принципы:

- «сохранения»: сохранение авторской идеи, авторской позиции, а также сохранение основных сюжетно- композиционных и жанровых признаков, авторской стилистики;

- «дополнения»: возможно сценарное вкрапление дополнительных материалов (стихов, цитат и т.д.)

- «нахождения» таких выразительных средств, которые могли бы заменить выразительные средства литературы (символы, метафоры, аллегории, описания), и при помощи их выявить оригинал "параллельный ряд";

Приемы:

- Диалогичность. В первую очередь почти полностью опускается описательная часть и структурируется в диалогах, местами она переносится в ремарки.

- Ввод лица «от автора». Наиболее важные для произведения куски могут подаваться через лицо от автора, или приемом "текст за кадром".

- Отстраненность. Это смешение первых двух приемов, когда герой переодически занимает комментирующую позицию «от автора». Как правило, используется тогда, когда именно от этого лица идет повествование.

- Ограничение. Выделяется основная сюжетная линия, и иногда решается вопрос об ограничении действующих лиц, они могут оставаться за рамками сценической композиции. Действие должно быть сконцентрировано и в смысле времени, и в смысле места действия, поэтому некоторые сцены могут переноситься во времени и в пространстве. Действие должно, развиваться непрерывно и по нарастанию.

Объясните приемы инсценирования на основе любой из формы (проза, поэзия, документ, песня).

Проза. На примере рассказа Чехова. «Жених и папенька».

Принципы:

- «сохранения»: полностью сохраняется задача автора высмеять незадачливого жениха и его попытку увернуться от женитьбы. У Чехова это является основой сюжетной линии, что и остается в нашей мнсценировке.

- «дополнения»: данный принцип мы используем токо в качестве введения музыкальных тем, характерных атмосфере и тому времени, например песни «Отцвели уж в саду хризантемы давно.»

- «нахождения»: проявиться в режиссерском подходе при написании инсценировке и использовании выразительных средств сцены: декорации, костюмы, реквизит;

Приемы:

- Диалогичность. Вся описательная часть, в том числе и первые «сцены» рассказа, когда жених гуляет по городу и встречает знакомых, перенесется в его монолог, при подходе к дому «невесты и папеньки».

- Ввод лица «от автора». – не используется.

- Отстраненность. – проявляется как раз в диалогах жениха и папеньки, когда жених некоторые из реплик (это описательная часть у Чехова) выдает в сторону или зал, как собственные мысли вслух.

- Ограничение. Проявляется в ограничении действующих лиц только двумя главными героями. Согласно закону триединства инсценировка будет решена в едином месте и времени, сохраняя единство действия. Финальная сцена у психиатра заменяется сценой, «притворного» безумства жениха, в которое все же верит папенька. Реплика доктора «я бы дал вам справку, что вы псих, если бы вы действительно решили жениться» снимается, как не отображающая главную мысль, т.к. Чехов хотел высмеять именно притворство и лживость намерений, а не институт семьи как таковой.

10. Перечислите виды иллюстрации.

Художественная, фотографическая, иллюстрация-схема, иллюстрация-макет, иллюстрация-документ

Дайте определение методу «иллюстрация».

МЕТОД ИЛЛЮСТРАЦИИ, образная обработка художественного материала, при котором описание объекта совпадает с его изображением (напр., радостное настроение героя подчеркивается мажорной, бравурной музыкой или после рассказа о творчестве композитора звучит одно из его произведений). "Зерно" иллюстрирования - художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ существования этого приема предельно прост: подобранный художественно-иллюстративный материал (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.) монтируется "встык" к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника или очевидца события. М. и. используется в лекции-концерте, кинолекции, в вечере вопросов и ответов, дискотеках и т. п. формах работы клуба. Задача этого приема - дать определенный психологический и художественно- образный настрой восприятию содержания клубного мероприятия, дополнить это восприятие своеобразным художественным комментарием. В целом же иллюстративность лишает зрителя игры воображения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации. В массовых театрализованных представлениях М. и. - противостоит метод театрализации, который преобразует все выразительные средства в художественно-образное действие.

Разъясните требования к произведениям, подлежащим иллюстрированию и инсценированию.

Выбор литературного материала диктуется темой театрализованного действа и художественными достоинствами литературного произведения, способствующими наиболее полному и глубокому эмоциональному воздействию на аудиторию. Литературный материал должен быть драматургичен, т.е. в нем должны наличествовать, по крайней мере, две составляющие - ситуация и конфликт, при этом событие подразумевается и может быть домыслено.

Итак, основные критерии отбора материала:

1. Соответствие материала теме и идее.

2. Иметь конкретного адресата, учитывать его интересы.

3. Материал должен быть новым, свежим, малоизвестным.

4. Материал должен быть простым, ясным, доходчивым по содержанию.

5. Нести в себе художественно-эстетическую ценность.

6. Возможность и податливость материала на сцене (т.е. то, что написано, можно было бы показать на сцене).

Напишите замысел иллюстрации басни К.Крапивы «Дзед і баба».

Не добавляя ни единого слова, мы можем превратить весь текст в слова героя, то есть сделать его действенным.

Особенности:

1) При той сжатости, которая существует в басне, где каждый стих и строфа является смысловой нагрузкой, смысловым звеном сюжета - сокращение сделать трудно.

2) В басне в строфе используют прием зашагивания - это тесное переплетение строф и затрудняет сокращение.

3) Почти все басни общеизвестны и у всех на слуху, и любое сокращение сразу будет замечено зрителем.

Два принципа инсценировки басни:

1) Найти такой вариант сценического решения, чтобы не было лица от автора, то есть ведущего, а все слова включались бы в диалог.

2) Позволяет ввод в инсценировку лица, комментирующего косвенной речью

происходящее на сцене.

11. Назовите три вида театрализации.

Компилированного или комбинированного вида, оригинального вида, смешанного вида.

Дайте определение понятию «театрализация».

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ, приспособление чего-л. для театра, придание ему театральных свойств.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это устоявшая видовая, объемная, синтезирующая форма массового праздника, обладающая чертами и классической театральной, и сценарной драматургии.

Перечислите средства, используемые при театрализации. Театрализованное представление всегда использует бесспорные приемы театрализации:

1. Наличие сюжета и конфликта или единого сюжетного хода– стержня действия;

2. Ролевая персонификация конферанса;

3. Игровая природа эпизодов;

4. Сценография;

5. Костюмирование, грим, реквизит;

6. Использование выразительных средств, для создания сценической атмосферы: игровой свет, ролевая фоновая музыка, шумо-звуковые эффекты и т.д.)

Сравните понятия «театрализация» и «иллюстрация».

Метод иллюстрации, обработка художественного материала, при котором описание объекта совпадает с его изображением. А театрализация преобразует все выразительные средства в художественно-образное действие.

"Зерно" иллюстрирования - художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. А суть театрализации – перевод фактов в действие, непосредственно рождающееся «здесь и сейчас», а не просто «показ», что часто использует иллюстрация.

Способ существования иллюстрации: подобранный художественно-иллюстративный материал монтируется "встык" к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника. Способ существования театрализации: нахождение сюжетно-конфликтных линий, которые раскроют тему и идею, подадут материал не показом события или ситуации, а непосредственным развертыванием этой ситуации или события.

Иллюстрация дает определенный психологический и художественно- образный настрой восприятию содержания мероприятия, дополняет его своеобразным художественным комментарием. Например, при отображении веселого характера подойдет ЛЮБАЯ веселая музыка или яркий цветовой блик и т.д. А при театрализации всякое выразительное средство действенно, не просто любая музыка, а произведение, которое станет музыкальной темой героя, продолжит или дополнит его настроение, мысли, чувствования; не просто яркий световой блик, а цвет соответствующий атмосфере по символьным параметрам восприятия.

В целом же иллюстративность лишает зрителя игры воображения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации, театрализация наоборот призвана пробудить зрителя к активному восприятию, переживанию и соучастию.

12. Укажите виды концертов.

- эстрадные, музыкальные, литературные,

- сборные, камерные,

- сольные, детские, тематические, театрализованные.

Дайте определение понятию «концерт».

Концерт (лат. concertio - состязаюсь) - публичное состязание артистов по заранее составленной программе. В наше время концерт – это еще и одна из главных частей праздников, фестивалей, гуляний – форма, которая позволяет профессиональным и любительским исполнителям проявить себя. Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса, приобщение к миру прекрасного. Концерты можно классифицировать 1) по видам искусства – одножанровые (литературные, музыкальные, хореографические и т.д..), к. разножанровые (ансамбли песни и пляски, вокально-инструментальные и т.д..), синтетические, из номеров разных жанров; 2) по месту проведения - стационарные, выездные, гастрольные; 3) по масштабу действия – в одном, двух отделениях и гало-концерты большого временного отрезка); 4) по задачам – текущие, отчетные, праздничные; 5) по составу участников–любительские, профессиональные, смешанные; 6) по числу участников – сольные, коллективные, сборные и т.д.; 7) по адресатам– для детей, молодежи, ветеранов и т.д.; 8) па способу построения программ – дивертисментные, филармонические, театрализованные.

Выявите характерные признаки концертной программы.

Концертные мероприятия, всегда происходят по какому-либо поводу в жизни человека и общества. Даже если это текущее мероприятие в репертуаре филармонии, зритель идет на него отдохнуть от забот, а часто по-своему личному торжественному поводу. Отсюда следует один из признаков концерта – ПРАЗДНИЧНОСТЬ.

Концерт это наиболее распространенная форма массовых мероприятий, где происходит наиболее яркий поиск выразительности и средств «удивления» публики, в связи с чем сложился еще один характерный признак концерта – ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.

Бесспорным признаком концерта является РАЗНООБРАЗИЕ НОМЕРОВ, т.к. именно на них базируется все концертное действо.

Согласно основным драматургическим требованиям концертное действие должно быть НЕПРЕРЫВНЫМ И КОНЦЕНТРИРОВАННЫМ.

Учитывая законы психологического восприятия мероприятий канцерной направленности часто признаком концерта становиться МНОГОЖАНРОВОСТЬ. А в случае с одножанровыми концертами решающим становится стилевое разнообразие мероприятия.

13. Укажите жанры номеров. А. И. Чечетин «Основы драматургии театрализованного представления», 131-142 стр. – ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!

-разговорные, литературные (монолог, пародия, фельетон, интермедия, и т.д-музыкальные (песня, частушка, куплеты, и т.д.);

-пластико-хорэаграфические (пантомима, танец, и т.д.);

- оригинальные (эксцентрика, буффонада, тантамореска, фокусы и пр);

- синтетические (счозданные при смешении разных выразительных средств).

Дайте определение понятию «номер».

НОМЕР - 1. Порядковое число предмета в ряду других однородных. 2. Отдельное законченное выступление артиста в эстрадном концерте и цирковом представлении. 3. Самостоятельный, законченный по форме вокальный, танцевальный или инструментальный эпизод в опере, оперетте, оратории, балете.

Выявите основные требования, предъявляемые к номеру.

Структура номера любого жанра строиться на определенной тематико-идейной основе, согласно законам композиции. Номер в театральном представлении должен отображать общую тему мероприятия, новизну материала, быть максимально сконцентрированным (информативность) в условиях ограниченного времени, иметь логичную связь с другими номерами. Итак, основные требования к номеру в концерте:

1. Временной отрезок: не менее 2-3 и не более 10 минут;

2. Четкий (отсутствует развернутость), продуманный сюжет или ход;

3. Композиция: выстроенная, со стремительным действием;

4. Яркая подача материала;

5. Сильный финал, яркая и неожиданная концовка;

6. Отсутствие разработки характеров, узнаваемость, схематичность;

7. Высокая концентрация содержания, насыщенность;

8. Четкая общая тематическая направленность;

9. Связь с другими номерами в эпизоде;

10. Новизна материала;

11. Актуальность;

12. Тесный контакт со зрителем;

13. Каждый номер – это завершенное по содержанию произведение.

14. Укажите приемы монтажа.

Последовательный, Параллельный, Лейтмотив, Контрастный, Одновременный, Реминисцентность, Ретроспектива.

Дайте определение термину «монтаж».

МОТАЖ - (montage — по-французски "сборка", "подбор"). 1. Составление единого целого из отдельных частей, подбираемых по определенной теме или плану. Монтаж — также способ художественного мышления, способ организации разнообразного литературного, документального материала в поэтическое целое, который предполагает динамический процесс постижения конкретной проблемы и вытекающей отсюда основной мысли.

Раскройте функциональное значение монтажа.

Включённые в сценарий номера объединяются в большие и малые группы, и целые эпизоды, составляя композицию произведения, между эпизодами, блоками или номерами устанавливаются смысловые, визуальные, пластико-пространственные, динамические и звуковые соотношения.

Монтаж несет в себе две возможности: техническая - создание цельного произведения из отдельных частей – эпизодов, блоков, номеров и как способ художественного мышления, организации разнообразного материала в поэтическое целое, который предполагает постижение конкретной проблемы и основной мысли.

Изобразительная функция монтажа заключается в том, что в условиях параллельно развивающихся интриг, множества сходных тем и эпизодов на их ассоциативном пересечении высвечиваются наиболее броские, характерные детали, предающие целому визуальную яркость.

Образно-смысловая, функция возникает путем сближения разных эпизодов. Суть сопоставления в том, что при соединении двух эпизодов рождается «третий» смысл», отличающийся от смысла «каждого отдельно взятого».

Естественно, что монтаж не может быть самостоятельным и самоцельным, т.к. он выступает лишь приемом при формировании сценарного материала, средством композиционной игры и конструирование смысла. Внутреннюю логику при монтаже создают: продуманная конфликтность в разнообразных ее проявлениях; тематическое единство замысла и идейного воплощения; действенное построение всех элементов сценария и представления в целом. Для того чтобы подобранный материал не представлял собой рваных кусков, не «страдал» от аляповатости, а являлся единым целым, важно отработать «мостики» или стыки от одного эпизода к другому. Удачный стык создает ощущение единства и монолита мероприятия.

Охарактеризуйте и приведите примеры на перечисленные приемы монтажа.

Описывая принципы монтажа, необходимо помнить о том, что теория сценарного мастерства на сегодняшний день находится в активном развитии. И, это значит, что многие ее термины достаточно мобильны и находятся в постоянном развитии.

Последовательность – действие разворачивается последовательно, логично, в определенной хронологии. Это стандартное течение многих мероприятий. Напр., последовательно просматриваются эпизоды жизни и творчества юбиляра.

Параллельность – (от греч. parallelos – идущий рядом), стилистическое понятие, устанавливающее подобие эпизодов. При данном типе монтажа автор проводит смысловые параллели: «война-смерть», «ребенок-будущее» - эпизоды или номера идут в общей монтажно-смысловой связке. При данном монтаже рождается третий смысл. Напр., Фашисты ведут военнопленного через всю сцену, на экране идет показ скотобойни – рождается третий смысл «фашисты относятся к русским солдатам, как к животным»

Лейтмотив – (нем. Leitmotiv – ведущий мотив), регулярно воспроизводимый в отдельном сочинении, в цикле произведений или в творчестве автора смысловой мотив. Повторяющийся элемент структуры произведения может быть представлен деталью – речевой, портретной, музыкальной. Напр., для усиления эффекта восприятия в сценарии о Хатыни лейтмотивом может быть возрастающий звук набата; или мелодия реквиема, которая звучит в эпизодах памяти о погибших в Бресткой крепости, если зазвучит в эпизоде мирной жизни, когда герой рассматривает фотоальбом – возникнет прежняя ассоциация и зритель поймет его мыли и чувства, и условно перенесется с ним в его воспоминания.

Контрастность – сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов. На контрасте можно создавать темпоритмический рисунок (грустно-весело), можно усиливать значение и смысл эпизода (смерть героя - победа в войне).

Одновременность – принцип «симультанности», т.е. действования на нескольких площадках: сцена-экран, сцена-зал. Если несколько площадок – это прием при работе фестивалей и больших праздничных форм, если сцена-зал, то функция иллюстрирования или дополнения (песня о маме – изображения лиц) или «выход из экрана», действие начинается на экране, а продолжается на сцене. (вспомните ДЕНЬ СТУДЕНТА!)

Реминисцентность – (реминисце́нци, позднелат. reminiscentia – воспоминание), сознательное или неосознанное воспроизведение автором неполной цитаты, «осколка» чужой фразы, при котором лексические элементы «чужой речи» занимают в конструкциях мероприятия те же позиции, что и в тексте-источнике. В сценарии, это «воспоминание» из уже написанного или поставленного, т.е., воспроизведение без изменения (или с минимальным изменением) цитаты чужого произведения. Напр., вступление к самостоятельному номеру о «незадачливом студенте» - «У адным сяле, няважна дзе…» - дает возможность ассоциации главного героя сценки с главным героем басни. Использование одной строки из басни будет реминисцентным монтажом двух материалов (номера и басни).

Ретроспектива - перспектива, повернутая в обратную сторону. Обращенность в прошлое, взгляд назад; ретроспекция. Напр., воспоминания героя на сцене посредством экрана, или последующего эпизода.

15. Перечислите выразительные средства, используемые при написании сценария культурно-досугового мероприятия.

Символ, метафора, аллегория. живое слово, поэтическое слово, цитаты, афоризмы, приемы одушевления неодушевленного, документальный материал, игра. А также в сценарий на уровне ремарки уже можно внести следующие выразительные средства: видеоматериалы, музыкальные средства, свето- и шумо- эффекты, декоративно-худ. оформление.

Дайте определение понятию «символ».

СИМВОЛ: характерный признак, выраженный определенным знаком. Условные символы (светофор), изобразительные, однозначные (сердце, голубь и т.д.)

Прокомментируйте значимость выразительных средств для создания образа в культурно-досуговом мероприятии.

Само определение образности помогает ответить на данный вопрос. Образность– воплощение идей мероприятий в яркой форме посредством использования выразительных средств и их художественного решения. Например, для создания образа некого героя мы обязательно обратимся к использованию таких выразительных средств, как грим, костюмы, реквизит, характерные ужимки или жесты (актерская или пластическая выразительность), проследим логику поступков героя благодаря выразительности его характера (драматургическая выразительность). Или, для создания образа некой эпохи или необходимой нам атмосферы дома мы обратимся к необходимым сценографическим выразительным средствам, музыкально-шумовым эффектам или световым решениям. Так, наши идеи, или необходимые для их воплощения образы обретут свою сущность через выразительные средства и помогут зрителю правильно разобраться в нашем замысле.

16. Назовите три эффекта присутствия зрителя.

Присутствие, соучастие или сопереживание, участие.

Дайте определение понятию «активизация».

Активизация [лат. activus деятельный] - усиление, оживление деятельности, активности; переход к более подвижному состоянию, к решительным действиям. В культурно-досуговом мероприятии – это способы и приемы вовлечения зрителя в действие, перевода их из состояния присутствия в состояние участия или соучастия.

Опишите методику использования игры, как способа активизации аудитории.

Игра в празднике – это групповая или массовая форма культурных забав с элементами интеллектуальных занятий, межличностных отношений и активного отдыха. Игры делятся на традиционные, народные, спортивные, застольные, театрализованные и т.д. Игра позволяет зрителю проявить смелость, ловкость, находчивость, повысить свой авторитет.

Игра, является одним из действенных способов активизации зрителя. Делает его не просто вовлеченным в действие, а непосредственным участником праздника или мероприятия. С помощью игры можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие. Напр., игра может стать прологом к будущему мероприятию, подготовив зрителя к теме и атмосфере будущего действа; а также может быть включена в канву самого мероприятия (загадки, вопросы, конкурсы) и помогать героям решать текущие «проблемы» и вопросы, связанные с достижением их целей – превращая тем самым простого зрителя в активного участника действа.

Следует различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения (состязание и подражание). При подборе и включении игр в канву праздника необходимо помнить о возможностях аудитории, их потребностях, запросах, интересах, ценностных ориентаций.

Приведите примеры активизации зала в культурно-досуговых мероприятиях.

Для того чтобы зритель стал участником представления его нужно вовлечь в действие, т.е. сделать его исполнителем. Для вовлечения зрителей в действие существуют приемы (способы) активизации аудитории:

«Подсадка». Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и другим действующим лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию.

Разговор-интервью с сидящими в зале зрителями.

«Вопрос- ответ».

Коллективное пение. Усиливает ощущение общности, является стимулятором активности аудитории.

Шествия и коллективные выходы (виды реального действия).

Коллективные выступление, рапорты, переклички. Выступления очевидцев того или иного события (дает возможность рассматривать любое событие не в общем плане а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих выступающих).

Игровое действие.

Активность аудитории так же повышают:

Формы массового действа, которые готовятся и проводятся самими людьми, - будущими участниками этих зрелищ.

Деловые игры, митинги, слеты, КВНы, аукционы, викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д.

Заключение. Грамотное использование режиссером приемов активизации в празднике, представлении придает ему дополнительный эмоциональный заряд, содействует более прочному усвоению и запоминанию информации, заложенной в содержание праздника и представления.

17. Назовите два основных средства выразительности, которые используются в литературно-музыкальной композиции.

Музыка (песня) и литературно-художественное слово.

Дайте определение понятию «литературно-музыкальная композиция».

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Определите основные признаки сценария литературно-музыкальной композиции.

Органическое соединение музыки и слова, их равнозначность. Музыка и слово сплетаясь в представлении, не просто дополняют друг друга, и не иллюстрируют, а являются логическим продолжением друг друга, полноценным действующим звеном, для раскрытия идейно-тематического замысла.

Как правило, все ЛМК тематичны. Тема просматривается четко и на протяжении всего мероприятия раскрывает все свои грани.

Построение ЛМК напоминает драматургию музыкального произведения. Многоплановость, многоголосие тем и мотивов создают некую партитуру, подобно музыкальной. Близко построение композиции и поэтическому произведению с его раскованностью действия во времени и пространстве.

Толчком к созданию композиции должно послужить открытие, добытое самостоятельным исследованием художественного и документального материала. ЛМК – это полноправная творческая работа сценариста и режиссера, без «кивков» на ранее созданный драматургический материал.

Работая над сценарием необходимо помнить и о некоторых режиссерских особенностях в ЛМК: при постановке композиции нет "четвертой стены", то есть это эстрадная подача - на зрителя - открытая, прямое обращение к нему. Манера исполнения может быть чтецкой или чтецко-актерской, но без глубинного перевоплощения в образ. Исполнитель говорит от имени героя, персонажа. Желательно избегать декларативности и пафоса, меньше обращать внимания на внешнюю сторону, больше - на внутренний путь, состояние лирического "я". Необходимы условное оформление сцены, графическая четкость, ассоциативность, символика, отсутствие бытовизма и натурализма.

Прокомментируйте значение монтажа при работе над сценарием литературно-музыкальной композиции.

Для театральной драматургии конфликтность возникает в результате действия и противодействия противоборствующих сил. В ЛМК монтажное сопоставление различных произведений, частей образует драматургический диалог тем и обобщенных образов. Диалогичность эта несет черты конфликта, являясь действенным фактором монтажной структуры. Множество тем и событий в композиции сливаются, образуя как бы мозаику.

Если в театральной драматургии происходит поступательное движение событий - хронология, то в композиции они выстраиваются скорее "по спирали", где каждая "монтажная единица" - ее самостоятельное кольцо. Одновременно они устремлены по нарастающей - к основной смысловой кульминации сценария. Такое построение напоминает драматургию музыкального произведения. Многоплановость, многоголосие тем и мотивов создают некую партитуру, подобно музыкальной. Близко построение композиции и поэтическому произведению с его раскованностью действия во времени и пространстве.

С помощью монтажа можно выстроить композицию ритмически: замедлить, ускорить и т.д. Таким образом, через монтаж выражаются и особенность конфликта в композиции, и специфика образа, и ритм, и авторская мысль.

И, если иногда в массовых мероприятиях монтаж, может использоваться как технический прием для обработки стыков, то в ЛМК – монтаж, это полноправная творческая составляющая!

18. Укажите основные виды обрядов.

- Общественные

-Трудовые: аграрные, промышленные

-Семейно-бытовые

-Народные, календарные

-Религиозные

Дайте определение понятию «обряд».

ОБРЯД – ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение важнейших событий, в которых выражаются какие-то культовые, религиозные представления или бытовые традиции, жизнь человека в семье, обществе. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Проанализируйте композиционную структуру обряда, согласно законам композиции.

Как и всякое праздничное мероприятие, обряд обладает собственной драматургической структурой: у него есть сюжетная линия, конфликтность, композиционная структура, при построении которой важно выделить три главных этапа.

1. Создание символа.

2. Вынос символа (процессия с ним).

3. Уничтожение (очищение) символа.

Здесь соблюдается драматургическая разбивка на условную «завязку», «развитие», «кульминацию» соединенную с «развязкой». Если проанализировать это на примере обряда масленица, а именно в той части, что связаны с чучелом, то получится следующее. Так, проход или проезд на телеге по деревне зазывал будет являть экспозицией; сбор «тряпочек», старого хлама и всего того от чего наши предки хотели избавиться в будущем (перенос на материальный предмет своих горестей и забот) с последующим созданием из этого чучела (символа старого, теперь зимы)- завязка. Шествие с этим символом по деревне, танцы, песни вокруг него, призывы весны и всего нового, что с этим связано – это развитие действия. Сожжение, утопление, закапывание чучела – это кульминационный момент, связанный с очищением, избавлением от старого; и своеобразная развязка, когда символ разрушен. Развязка и внешняя, и внутренняя в душе каждого участника ритуальных действий, с обретение веры в то, что именно это уничтожение унесет старое, освободив место для нового.

Приведите примеры ритуальных действий в обряде (на выбор).

РИТУАЛ, (от латин. ritualis - обрядовый). Установленный порядок символических действий при совершении какого-н. религиозного акта, обряда. Это обрядовое действие в ходе, которого раскрывается идейное содержание обряда. Ритуальное действие является основой обряда. В ритуале присутствует тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.

Ритуальный осмотр ржи в поле в Троицко-семицкой обрядности. Начинались ритуальные действия с выбора в лесу дерева, часто березы, со специальной ритуальной песней дереву кланялись, после чего срубали. Одевали в женскую одежду, «завивали», пели ей песни и носили по селу, после чего обходили с ней поле. Густая березовая крона, как бы передавала силу полю. Похожие ритуальные действия, но уже с переодетой девушкой «королевой» проходили в Польше.

Каравайный обряд в свадебном цикле. Данный обряд состоял из ряда строго регламентированных ритуальных действий. Пример, записанный в д. Мотыль, Кобринского павета. Так, изначально в домашних условиях готовили из зерна муку, после чего начиналось «расчинение» каравая. Весь процесс сопровождался определенными песнями, которые несли в себе семантический смысл, и комментировали многие действия. После замеса пять каравайниц (это ритуальное число) мыли руки в большом тазу, а старшая каравайница выносила его под урожайную вишню. При этом исполнялась песня, объясняющая значение этого ритуала. Пока нагревалась печь, каравайницы создавали украшения для шишек (5 штук). После того как тесто подошло, карвайницы крутили его по часовой стрелке – за солнцем; затем следовала ритуальная игра: поиск старшей каравайницей помела и лопаты для посадки каравая в печь. После выметают печь и сажают туда каравай. Обязательным было трехкратное постукивание в потолок. Все это сопровождается ритуальными песнями, объясняющими смыслы происходящего. Пока каравай пекся в печи, ему пели песни, обращаясь как к живому существу; готовили украшения на каравай. Процесс доставания каравая также сопровождался ритуальной игрой «в кузнецов» - она подчеркивала величину и красоту самого каравая: одна из каравайниц надевала кожух и имитировала топором разбор печи, другая стучала в потолок лопатой, что бы та треснула. После с песнями каравай доставали и ставили в строго регламентированное место. Шишки по команде старшей вставлялись в каравай одновременно, с песнями; завивался жгут из красных ниток, который также нес в себе особый смысл на самом каравае. Выкупался каравай братом невесты или жениха, который расплачивался, поднимал каравай высоко над головой и трижды крутился по-солнцу. После каравай выносился в клеть. Далее он становился участником других свадебных ритуалов.

19. Перечислите элементы, входящие в структуру праздника.

Шествие, митинговая часть, театрализованное представление и-или торжественное (официальное) открытие, гулянье, заключительное мероприятие.

Дайте определение понятию «праздник», как форме культурно-досугового мероприятия.

ПРАЗДНИК как форма культурно-досугового мероприятия – это торжество, совокупность обычаев, ритуально-обрядовых, зрелищных, и массово-игровых действий, которые отображают события в жизни общества, коллектива, личности. П. всегда имеет оптимистичный, жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженной духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

Проанализируйте структуру праздника согласно композиции.

Шествие является экспозиционной частью, т.к. именно здесь происходит знакомство с участниками праздника, его темой, атмосферой; существует возможность непосредственно стать участником намечающихся событий.

Митинговая часть, как правило, идет после шествия, иногда опускается, или заменяется эпизодом официального открытия в театрализованном концерте или самостоятельном эпизоде. Иногда митинг может быть развязкой шествия, а в структуре праздника – еще экспозицией. Если митинговая часть опускается и заменяется официальным открытием в структуре театрализованного представления, то это будет завязка, здесь происходит раскрытие темы и повода праздника, дается старт последующим мероприятиям.

Театрализованное представление и-или торжественное открытие. В зависимости от его места в празднике этот элемент может быть и завязкой и кульминационным моментом.

Массовое гулянье - это развитие действия, куда входят игровые площадки, выставки, ряд концертных мероприятий и т.д. При чем массовое гулянье может начинается за некоторое время до основных мероприятий и шествия.

Заключительное мероприятие, если это концерт-закрытие, то – развязка и финал; если это фейерверк – то финальная точка.

Вообще структура праздника довольно мобильна и зависит от конкретного замысла и идейно-тематической направленности мероприятий. Бесспорно, то что каждый из элементов должен логично друг друга дополнять и продолжать, для создания единой и цельной драматургии праздника.

20. Перечислите формы шествия.

Парад, карнавал, демонстрация

Дайте определение понятию «парад».

ПАРА́Д (фр. parade, исп. parada, от лат. paro, буквально - готовлю) — 1) торжественное прохождение (смотр) войск и военной техники, физкультурников и др. по случаю официальных празднеств. Проводится, как правило, в дни официальных праздников, торжеств государственного и военного значения, а также после завершения крупных военных учений (манёвров). 2) В цирке - торжественный выход на арену всех участников представления (парад-але). Реже парадами называются торжественное прохождение различных коллективов, организаций, движений или партий.

Проанализируйте функции шествия в общей структуре праздника.




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 75 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.07 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав