Читайте также:
|
|
Древняя философия представляет собой совокупность учений и школ, охватывающих исторический период примерно с VI в. до н.э. по V в. н.э.
Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует как разнообразие философии в древних Индии, Китае, Египте, Месопотамии, Греции и Риме.
Поскольку и сегодня отечественная философия тяготеет к классическим образцам, зарожденным в западноевропейской философии древности, постольку целесообразно уделить пристальное внимание характеристике философии Древней Греции и Рима (Античной философии).
Характерные черты:
1. Космоцентризм - созерцательное изучение и рассмотрение человека в органическом единстве с природой, обществом и богами.
Причинами тому служили крайне низкий уровень развития научного знания и преобладание мифологических представлений, эмпирических взглядов на окружающий мир.
Так, природа для древних греков выступает главным абсолютом и носителем всех свойств мира. Боги составляют часть природной стихии, а человек живет по законам природы, полиса (государства), веры в богов и собственному разумению.
Уже у ранних мудрецов Древней Греции — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Парменида на первый план выдвигается проблема космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни.
2. Одной из черт древнегреческой и римской философии является поиск первоосновы окружающего мира.
У Фалеса это была вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь, у Пифагора - число, у Анаксимандра - апейрон (нечто бесконечное, беспредельное).
Позднее формируются атомистические представления Демокрита, Левкиппа, Эпикура,
а также идеалистические взгляды Платона
и учение о единстве косной материи и активной формы Аристотеля.
В итоге уже в философии древности были выдвинуты основания для различения материалистических и идеалистических философских систем.
3. Отличительной чертой античной философии выступает и формирование особого способа духовного самовыражения, который уже у первых древнегреческих мудрецов приобрел строгую логическую форму.
Этот классический способ освоения мира характеризуется рациональным постижением истины, что существенно отличает его от восточной мудрости.
Особую роль здесь играет категория причины, впервые введенная Демокритом. О высокой роли знания причин свидетельствует фраза Демокрита о том, что за одно причинное объяснение он отдал бы персидский престол. Высокой оценки заслуживает и гениальная догадка Демокрита об атомистическом строении мира, о заполнении мирового пространства атомами и пустотой.
4. Древнегреческие философы широко развернули антропологические аспекты философии, обсуждая такие вопросы, как роль человека, богов, государства и мудрецов в полисе.
Протагору принадлежит фраза о человеке как мере всех вещей.
Но слава основоположника человеческой проблематики принадлежит Сократу (469-399 до н.э.). Храбрый воин, прошедший три кампании Пелопонесской войны, Сократ в числе добродетелей выделял мужество, сдержанность и справедливость.
Сократ утверждал, что человек взял на себя право принимать решения, независимые от богов. Именно за эту идею афинский суд на 70-м году жизни Сократа приговорил его к смерти, и престарелый философ выпил яд цикуты.
Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) в своих диалогах, постоянным персонажем которых является Сократ, отстаивал объективность, общеобязательность этических норм, необходимость познания человека в единстве с космическим порядком вещей.
Реальным существованием, по Платону, обладает мир идей. Материальный мир – это мир небытия. Чувственно воспринимаемые вещи — это лишь тень, подобие, в которых отражаются образцы-идеи. На вершине идей находится идея блага, которая объявляется конечной причиной бытия, его демиургом.
Так формируется концепция объективного идеализма:
душа человека запечатлевает идеи вещей,
а познание — это припоминание души о ее пребывании в мире идей, где она существовала до ее соединения с телом новорожденного и куда она вернется после смерти человека.
5. Древнегреческая и римская философия дала первые образцы диалектического и метафизического философствования.
Так, Гераклит Эфесский (ок. 520 - 460 до н.э.) представлял мир живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим. Все в мире движется, изменяется по закону-Логосу по причине наличия и сочетания противоположностей. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку — такова стихийная, донаучная диалектика Гераклита.
В противоположность ему Парменид (540 – 470 до н.э.) говорил, что ничто не изменяется, бытие неподвижно, и таким его мыслит человек. Истина доступна только разуму, хотя человек воспринимает мир чувствами.
А Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.) - считал существующим лишь то, что можно логически доказать. Он же выдвинул ряд апорий (антиномий, противоречий) против существования движения, которые сыграли большую роль для развития диалектического мышления и логического доказательства.
Так, апория “Стрела” показывает: летящая стрела в каждый, сколь угодно малый отрезок времени занимает неизменное положение, следовательно, покоится. Движение стрелы представляет собой сумму таких моментов покоя. Следовательно, в течение всего полета стрела неподвижна.
Один из великих представителей античной философии Аристотель (384-322 до н.э.) оставил миру многочисленные труды по философии, физике, политике, этике, астрономии и логике-риторике.
Он развил философию во всех ее основных областях — в учении о бытии, в теории познания, в формальной логике, социальной философии и философской антропологии. Будучи лучшим учеником Академии Платона (просуществовала с 385 г. до н.э. вплоть до 529 г. н.э.), потом ее преподавателем, Аристотель подверг критике объективный идеализм своего учителя.
Критикуя концепцию идей Платона, Аристотель утверждал, что реален природный мир, который ничем не определен. Вещи состоят из пассивной и косной материи, реальность вещам придает форма.
Внешне мир познается органами чувств, но внутренняя суть вещей доступна лишь рациональному познанию.
В труде “Политика” он развивает учение о государстве и человеке как политическом существе. В “Никомаховой этике” Аристотель рассматривает этические проблемы, выступая основоположником этики как отдельной дисциплины. Наконец, он разработал основы формальной логики, обосновал три ее закона — тождества, противоречия и исключенного третьего.
Период античной философии завершается эпохой эллинизма —
слиянием греческой и римской культур,
кризисом греческой демократии
и распадом Римской империи в конце IV в. до н.э.
Основными философскими течениями этой эпохи были эпикуреизм, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм.
Философия больше склоняется к этической и социально-политической проблематике и обосновывает “правила жизни”, личное спасение и невозмутимость души.
Атомистика Демокрита получила развитие у Эпикура ( 341-270 до н.э.). В основе его этического учения – эпикуреизма - лежит понятие “удовольствие” и его получение для душевного равновесия.
Скептик Пиррон (360-280 до н.э.) полагал, что человек должен быть спокойным, невозмутимым, и это есть высшая ступень блаженства.
Стоики: Зенон из Китиона (490-430 до н.э.), римский император М. Аврелий (121-180 н.э.) — полагали, что счастье человека в слиянии с природой и получении минимальных благ жизни.
В добродетели они выделяли благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Стоики учили человека спокойно сносить все удары судьбы, в том числе и смерть. Концепции эпикурейцев, стоиков и неоплатоников составили основу для возникновения и развития философии Средневековья.
III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Эпоха Средневековья охватывает период примерно с V по XIV век. Для нее характерно господство аграрной цивилизации, феодальной раздробленности, натурального хозяйства и религиозного единобожия.
Средневековая философия, в отличие от античной, более однородна. Ее общей чертой выступает теоцентризм - признание и обоснование Бога как реальности, определяющей все сущее.
В философии бытия этого периода господствовал принцип божественного творения (креационизма), а в теории познания - принцип откровения.
Поэтому, если древнегреческая философия носила натуралистический характер,
то средневековая — религиозный.
Главными направлениями развития средневековой философии были:
— религиозная схоластика — школьно-учительский тип философствования, основанный на соединении религиозной догматики и рационалистического обоснования с приоритетом формально-логической проблематики.
— религиозная патристика — назидательно-навязчивое приобщение к “школе” и теологическим учениям отцов христианской церкви.
Отсюда — формализм и безличный характер философии средневековья, когда личностное, человеческое отступает перед абстрактно-общим. Отсюда — большое внимание развитию формально-логической стороны философского знания.
Одним из видных теоретиков средневековой философии был Блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.). Его идеи изложены в произведениях “Об истинной религии”, “О свободной воле”, “Исповедь” и “О граде божьем”, им разработано учение о Боге как первичной реальности, творящей весь окружающий мир.
Реальный мир — природа, общество, человек, выступают вторичной реальностью, сотворенной Богом. Бог - истинное бытие, вечное и неизменное, никому неподвластное. Все, что ни делает человек, предопределено Богом. Своим решением Бог избрал одних для спасения, других — для осуждения на муки в аду.
Отсюда — истинная философия та, которая проповедует божественную мудрость и мыслит не сообразно стихиям мира, а сообразно Богу, сотворившему этот мир.
Августин немало внимания уделял психологии человеческой души. Ее постижение необходимо для спасения души, очищения ее от греха. По этой причине большое значение имеет исповедь, покаяние человека в своих грехах.
Одним из главных вопросов, которыми занималась средневековая схоластика, был вопрос об отношении знания к вере.
Конечно, утверждался приоритет веры над разумом, наукой. В философском плане эта проблема приобрела форму спора об универсалиях, или о природе общих понятий.
Здесь выявились две позиции: реализм и номинализм.
Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально, независимо от человеческого сознания.
Номиналисты отрицали реальное и независимое от человека существование универсалий.
Против крайностей номинализма и реализма в споре об универсалиях выступил крупный французский философ Пьер Абеляр (1079 - 1142 гг.).
Он, с одной стороны, признавал многообразие единичных вещей, на сходстве которых и основаны универсалии,
а с другой - признавал и реальность общих понятий, идей в уме Бога, по которым творятся вещи.
Романтическая переписка Абеляра с Элоизой (племянницей парижского каноника, которую Абеляр похитил и с которой был разлучен при трагических обстоятельствах) опубликована и считается сокровищем мировой литературы.
Самым видным религиозным философом западного средневековья был Фома Аквинский (1225-1274 гг.), монах доминиканского ордена, который впоследствии был канонизирован римско-католической церковью.
В своем главном труде “Сумма теологии” он обосновал основные принципы христианской теологии с помощью логики Аристотеля, а также переработки его учения.
Фома решительно выступил против учения о “двойственной истине”, с помощью которого в условиях засилья религии пыталась утвердить себя наука. Высшая истина — это сам Бог. Божественная истина недоступна человеческому разуму, а доступна лишь вере, божественному откровению, и потому вера выше разума, ей доступны истины как божественные, так и мирские, научные.
Ф. Аквинский предложил пять доказательств существования Бога:
— как первопричины движения,
— как первопричины вещей,
— как первородно необходимой сущности вещей,
— как первичной причины блага и совершенства
— как высшей разумной целесообразности в мире.
Социальные проблемы решались Фомой также в духе католического вероучения:
— власть - от Бога,
— форма правления — предпочтительно монархия,
— главную роль в обществе должна играть церковь,
— власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти.
Всем правит на небе - Христос, а на земле - римский папа.
IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI - XVIII ВВ.)
Длительное господство религии в эпоху Средневековья утрачивается в эпоху Нового времени. Уже в XV веке Европа начинает переживать ряд существенных изменений в экономической, социально-политической и духовной жизни. Зарождаются капиталистические производственные отношения - эпоха индустриальной цивилизации, Промышленное производство и вольнонаемный труд обусловливают начало постепенной замены авторитарных политических режимов демократическими.
В духовной жизни эпохи Нового времени особенно важными являются две черты:
падение авторитета церкви
и рост авторитета науки.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 245 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |