Читайте также:
|
|
В отечественной ф-ии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная ф-ая мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской ф-ии.
Отечественной ф-ой мысли присущи нек-ые общие признаки.
1) тесно связана с общественно-политической деят-тью, с художественным и религиозным тв-вом.
2) не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской ф-ии.
3) особое внимание уделяется проблеме бытия чел-ка(антропоцентрична).
4) с проблемой чел-ка тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории(историософична).
5) ф-ая мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический хар-р решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру чел-ка. В целом отечественная ф-ая мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.
В истории отеч.ф-ой мысли выделяют несколько периодов: 1-й – ф-ая мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й – ф-ия эпохи Просвещения (XVIII – нач.XIXв); 3-й – развитие оригинальной русской ф-ии (2ая треть XIXв – начало XXв); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XXв).
С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мир-ем, к-ое способствует зарождению ф-ии и придает ей религиозный хар-р. Однако формула средневековой мысли Запада “ф-ия – служанка богословия” на Руси малоприменима ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина.
В формировании отеч.ф-ой мысли важную роль сыграла переводная литература. Важное значение имела работа византийского мыслителя Иоанна Дамаскина (675-750). “Источник знания” (особенно первая часть “Диалектика”).
Формирование и развитие отеч.ф-ой мысли не прерывалось в годы монгольского ига. В XIII- XIVв развивается агиографическая (житийная) лит-ра. В XV-XVII в. ф-ая мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли.
Борьба западных и восточно-христианских влияний отразилась в ересях XV-XVIв, в борьбе “нестяжателей” и “иосифлян”, в церковном расколе XVIIв, ставших значительными событиями в истории отеч. дух. культуры.
В России XVI-XVIIв получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея “Москва – третий Рим” (1ая половина XVIв
Т.о., в Др.Руси были заложены основы ф-ой культуры, хотя оригинальная ф-ия еще не получила развитую систематическую форму.
С реформами Петра I начинается новый период в истории отеч.ф-ии. Происходит процесс размежевания ф-ии и теологии. Развивается светская, прежде всего политическая мысль.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |