Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет№ 18:Социальная философия: политический реализм Н.Макиавелли, утопизм Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Читайте также:
  1. III. Государственный (политический) режим.
  2. VII. ДЕМОКРАТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  3. Авторитарный политический режим. Характерные черты и виды.
  4. Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.
  5. Билет№ 1
  6. БИЛЕТ№ 10
  7. БИЛЕТ№ 12
  8. БИЛЕТ№ 13
  9. БИЛЕТ№ 14
  10. Билет№ 14:Соотношение философии и науки.

Политическая концепция Н.Макиавелли:

Во-первых, определив цель власти саму власть, он ограничивает пространство политической деятельности борьбой за политическое господство, которая не определяется другими, кроме этого, ценностями - «...благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздержаться по мере сил, но не более».

Во-вторых, эта борьба вытекает из дополитической «природы» человека, из его «естественных» свойств стремиться к господству и сопротивляться власти, что является двумя сторонами одной медали.

В-третьих, политическая власть это в первую очередь возможность принудить человека сделать то, что сам бы он в своем «естественном» состоянии не стал бы делать - принудить к повиновению. Эту макиавеллевскую мысль подчеркивает М.А. Юсим, цитируя автора «Государя»: «Правительство есть совокупность средств для поддержания подданных в повиновении».

В-четвертых, политический процесс складывается из двух стадий: завоевания власти и ее удержания. Первая - есть неинституализированная борьба за власть, основанная на силе к принуждению. Вторая требует институализированных средств: норм морали, религии и права. Поэтому, например, ценность религии заключается не в приобщении к Богу, а как «форма политической идеологии, обеспечивающей жизнедеятельность государства, легитимность правителей, законов и установленного порядка».

В-пятых, если источником политической власти является «стремление к господству», то источником правовых норм - общее согласие граждан или их большинства. Позитивная действенность правовой нормы основывается на добровольном согласии граждан.

И, наконец, в-шестых, социальная справедливость достигается, по большому счету, политическими усилиями отдельных индивидов, то есть обнаруживается на личностном уровне. И если этот пункт выигрывал по отношению к средневековой «созерцательности», то проигрывал представлениям античных мыслителей относительно социальной справедливости, в частности Платону, который считал, что справедливость не обнаруживается в пространстве индивидуальных поступков, а достигается только институциональным способом. Поэтому, как справедливо заметил В. Эндестайн: «преклоняясь перед «героями» (а только «герой» может создать государство) Макиавелли пренебрегает учреждениями» и уподобляет политическую деятельность деятельности «искусного политического скульптора, который усилием своей воли способен облечь «материал» существующих в стране порядков и отношений в любую форму...».

Томас Мор (1478–1535 гг.) – писатель социалистического направления, основным трудом которого является «Утопия» (1516 г.).

Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они используют его в качестве угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью, обманом богачи подчиняют себе бедный народ, обездоливают его.

Т. Мор рисует воображаемую страну – «Утопию», которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить блаженной жизнью.

Утопия – государственно-организованное общество. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо – филарха. 10 филархов – 1 протофиларха. Филархи на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, но может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых и умудренных опытом граждан, избираются ежегодно. Важные дела в Утопии решаются принцепсом с участием Сената и народного собрания.

Пользующаяся симпатией Т. Мора форма правления вряд ли может быть отнесена к традиционной форме: демократической, олигархической или монархической. Это смешанное правление, которому принадлежало вобрать в себя позитивные черты традиционных форм.

Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), автор произведения «Город солнца» (1602 г.).

С точки зрения Т. Кампанеллы, система публичной власти в государстве складывается из трех ветвей:

1. Военное дело.

2. Наука.

3. Воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, воспитание граждан.

Ветвями власти руководят три правителя: мощь, мудрость, любовь.

На вершине находится правитель – Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. На посту Метафизик пребывает не пожизненно, а до тех пор, пока среди соляриев не появится человек, превосходящий его в знаниях, умениях, навыках, в способностях управлять государством. Когда такой человек появится, Метафизик обязан сам отказаться от власти в его пользу.

Метафизик, мощь, мудрость, любовь – единственные из магистратов, которые не могут быть смещены по воле народа и на взаимоотношения которых между собой народ не оказывает влияния. Остальные начальники и должностные лица, прежде чем попасть на тот или иной официальный пост, проходят процедуру избрания.

Сходные позиции Т. Мора и Т. Кампанеллы:

1) частная собственность является причиной всех бедствий народов, а единственным средством обеспечить всеобщее благополучие является ее уничтожение и награждение всех собственностью из общего фонда;

2) благополучие в обществе обеспечивается обязательностью производства и труда всех, организацией хозяйственной жизни;

3) государственная собственность не может быть предметом купли-продажи;

4) внутренняя торговля отсутствует, все необходимое для жизни граждане получают с государственных складов. Деньги отсутствуют. Для желающих открыта сеть общественных столовых;

5) золото, серебро используются только во внешней торговле, а внутри страны из них делают цепи и обручи для преступников;

6) самые почетные должности в государстве – землепашец, строитель, кузнец, врачеватель, учитель;

7) государство не ведет войн. Для внутренней охраны имеется небольшое войско;

8) в отдельные периоды все взрослое население привлекается к обязательным работам: выброс нечистот, земледелие, скотоводство.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 198 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав