Читайте также:
|
|
Термин “ философия ” древнегреческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости. По преданию, великий Пифагор, из скромности не желая, чтобы его называли мудрецом, утверждал, что он лишь “любитель мудрости”, т.е. философ.
Этим термином в античном мире обозначалась вся совокупность нерасчлененного (синкретического) знания мудрецов-философов о мире, обществе и человеке. Особенностью философского знания до сих пор выступает разумная мудрость, которая отличается от мудрости житейской, обыденной.
Великий древнегреческий мыслитель-энциклопедист Аристотель (IV в. до н. э.), известный миру как основатель Ликея (школы философов) и учитель полководца А. Македонского, так писал по поводу мудрости: “Во-первых... мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...” [1].
В отличие от мифологических и религиозных представлений философская мудрость базировалась на разумном (логическом, понятийном) анализе и обобщении жизненных наблюдений, доказательстве истинности выводов вместо фантастических сюжетов и безоглядной веры в богов.
“Платон мне друг, но истина дороже”, — дошли до нас вещие слова Аристотеля — лучшего ученика Платона, выпускника основанной Платоном в древних Афинах “Академии” (школа-сад в честь мифического героя Академа), где юноши обучались искусству размышления.
Древние философы-мудрецы советовали людям довольствоваться немногим, чтобы все блага жизни не заслоняли главных вопросов.
Такими основными вопросами они считали:
что есть окружающий нас мир?
как он устроен и можно ли его познать?
что представляют собой жизнь, смерть и бессмертие?
как устроены природа, общество и человек?
в чем состоит смысл человеческой жизни?
Эти и другие вопросы остались за философией и тогда, когда от единого древа человеческой мудрости постепенно отпочковались конкретные науки — физика, математика, медицина, астрономия и т.п.
К нынешнему времени сложилось понимание философии в трех основных аспектах.
Аспект первый касается философии как особого способа духовного восприятия мира, общества и человека.
Здесь философия выступает не наукой, а одной из форм общественного и индивидуального сознания, своеобразным типом мировоззрения общества и человека.
Специфика философского восприятия мира состоит в его освоении с позиций предельно общих и наиболее универсальных принципов, законов и категорий человеческого бытия.
Мудрый, философски развитый человек всегда может рассмотреть в простоте упавшего с дерева листка всю сложность природного и человеческого бытия, пользуясь принципами всеобщей связи и развития для подъема на Олимп философских обобщений и выводов.
С другой стороны, высшая мудрость состоит и в том, чтобы с высоты философского Олимпа рассмотреть и выделить в сложном многообразии природных и социальных процессов самое главное, непреходящее и вечное, жизненно необходимое. Наличие этих двух потоков человеческой мудрости свидетельствует о философском складе ума и мировоззрения человека.
Однако с философской мудростью ничего общего не имеют абстрактно голые демагогические рассуждения, удаленные от реальной жизни.
Нередко под философией понимаются рассуждения “чем непонятнее, тем интереснее”, подобно тому, как один из героев комедии югославского сатирика Б. Нушича “Доктор философии” утверждает, что “философия - это когда я не понимаю, о чем ты говоришь, а ты не понимаешь, о чем говорю я”.
Философское отражение мира не только абстрактно как предельно обобщенное, но и конкретно с точки зрения универсальной возможности проявления в природе, обществе и мыслительной деятельности человека.
Постижение общего в философии позволяет человеку глубже познать внутреннее существо вещей и процессов, которое скрывается за внешними свойствами и признаками.
Второй аспект понимания философии заключается в представлении ее научного статуса и содержания.
Как любая другая наука, философия является сферой познавательной деятельности, проявления творческих сил человека. Она обладает всеми необходимыми признаками науки:
имеет свой объект и предмет исследования,
имеет свои законы и категории,
представляет собой объективно истинное, систематизированное и практически действенное знание о закономерностях развития мира, общества и человека.
Объектом изучения философии является весь окружающий нас мир во всем богатстве его проявлений.
В мире нет ничего, что не могло бы стать объектом философского познания. Но это вовсе не означает, что философия претендует на решение всех научных проблем. Она решает лишь те вопросы, которые касаются ее предметной области, а потому не подменяет собой другие науки.
Предмет философии обусловлен тем, что она изучает лишь наиболее общие связи и отношения человека с миром, природой, обществом и самим человеком, а также возможности и общие проблемы познания этих связей.
Исследуя всеобщие связи человека с окружающим миром, философия выявляет и формулирует всеобщие законы развития природы, общества и человека с его духовным миром.
Длительное время, (когда отечественная философия была марксистско-ленинской), под предметом философии понималось материалистическое решение основного вопроса о соотношении материи и сознания и изучение на этой основе наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления.
Жесткое противопоставление материального и духовного было необходимо для выявления в философии двух противоположных направлений — материалистического и идеалистического, между которыми идет непримиримая борьба. Эта борьба двух «партий» в философии использовалась в марксизме-ленинизме как теоретическое обоснование непримиримости классовой борьбы в обществе и неизбежности революционного перехода от капиталистического общества к коммунистическому. При этом утверждалось, что материализм всегда олицетворял интересы прогрессивных классов, а идеализм был знаменем реакционных слоев общества.
Современная отечественная философия освобождается от давления “основного вопроса” и однозначной приверженности материалистическому направлению.
Однако в целом нельзя игнорировать наличие в философии
материалистического мировоззрения, признающего за первооснову мироздания материальное начало;
идеалистического мировоззрения, утверждающего приоритет духовных начал в мироздании;
дуалистического миропонимания, которое берет за первооснову одновременно материальное и духовное.
Каждое из названных направлений имеет право на свое место в философии, на аргументацию своей позиции, а также может быть подвергнуто критике со стороны оппонентов.
На какой позиции стоять — это дело личных убеждений каждого человека, формирующего свое мировоззрение на основе глубокого постижения различных философских позиций, теорий и взглядов.
Следует, однако, обратить Ваше внимание на один существенный момент. Ныне зачастую критикуют теорию марксизма не только за её действительные грехи, но и за то, чего в ней нет. Подобной критике подвергается и материализм, а попытки его защиты нередко являются довольно неуклюжими.
Так, в одной из публикаций утверждается, что философский материализм “ выигрывает в реалистичности суждений, оценок, в практичности, а идеализм берет верх в отстаивании активности личности, обусловленной её творческими способностями, зависимыми от ума и фантазии человека” [2].
Нетрудно видеть, что здесь под материализмом понимается стремление все явления объяснить исключительно материальными причинами, а под идеализмом — исключительно идеальными причинами.
Но ведь и самый последовательный идеалист не станет искать причины несварения желудка в происках абсолютной идеи, а станет припоминать, что он съел на обед, то есть выявлять материальные причины. Лишь глупый, вульгарный материализм не признаёт идеальных причин конкретных явлений. Именно эту сторону дела и подчеркивает Ф. Энгельс, формулируя “более острую форму” основного вопроса философии: “ Создан ли мир Богом или он существует от века?” [3]
На самом-то деле единственным основанием различия материализма и идеализма является их ответ на вопрос о происхождении мира, о том, что существует изначально: материя или сознание.
За пределами этого вопроса, при решении конкретных философских проблем различия между двумя материалистами или двумя идеалистами могут быть гораздо большими, чем между материалистом и идеалистом.
Так, И. Ньютон является идеалистом в том смысле, что ему понадобился Бог для создания Вселенной, которую он потом “завел”, подобно часовому механизму. Все последующие мировоззренческие рассуждения Ньютона относительно устройства и закономерностей Вселенной — вполне материалистичны.
Другое дело, что далеко не все философские системы и далеко не все философы в центр своих построений сознательно ставили проблему взаимосвязи материи и сознания.
Для одних центральными были проблемы нравственности и “основной вопрос” такой философии лежал в сфере морали,
для других на первый план выходили проблемы понимания мира и “основной вопрос” приобретал форму герменевтики,
для третьих главной проблемой были закономерности развития общества и “основной вопрос” перемещается в сферу философии истории.
В центре современной философии стоит человек во всем богатстве его связей с окружающим миром.
Уникальность человека — в его сознании, мышлении, что дает ему возможность познания и обобщения мировых связей до высоты философского Олимпа. Поднимаясь на эту высоту, человек выявляет и формирует философские, т.е. предельно общие и универсально применимые понятия (категории), законы и принципы жизнедеятельности.
Третий аспект касается понимания философии как учебной дисциплины.
Поскольку в центре исследования философии стоит человек, она относится к совокупности социально-гуманитарных учебных дисциплин, подлежащих обязательному изучению в системе высшего специального образования.
Развиваясь на протяжении тысячелетий, философия в лице ее многочисленных творцов-философов выдвинула:
большое количество оригинальных философских концепций развития природы, общества и человека,
разработала свои принципы, законы и категорий, усвоение которых способствует успешному решению всех задач теоретической и практической деятельности специалистов любого профиля.
Поэтому философия как учебная дисциплина в ВУЗе представляет собой совокупность исторически конкретных философских теорий и взглядов, относительно устоявшихся и признанных положений и выводов, разработанных принципов, законов и категорий, которые подлежат изучению в процессе гуманитарного образования студентов высших учебных заведений.
Содержание и структура философского знания.
В совокупном многообразии философских идей, теорий и взглядов можно выделить два основных компонента —
философско-исторический (история философии) и
философско-теоретический.
История философии — научное воспроизведение процесса возникновения и развития философских идей, теорий и взглядов в хронологическом порядке.
Этот процесс имеет свои закономерности и исторические этапы, периоды развития философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью. В историко-философском процессе правомерно выделить историю мировой философии и историю отечественной философии. Первая неотделима от всемирной периодизации исторического процесса, а вторая тесно связана с историческими этапами развития российской истории.
Исторический подход к философии позволяет сосредоточить внимание на выделении и анализе ее
конкретных исторических форм,
выявить основные достижения философской мысли на каждом историческом этапе,
приобщиться к жизни, деятельности и философским учениям различных философов,
показать традиции, преемственность и взаимодействие в развитии философии различных исторических эпох и разных народов,
провести исторические аналогии и сформулировать ценные выводы для современного этапа развития философии в нашей стране и за рубежом.
К основным историческим формам философии относят:
1. Философию Древнего мира.
2. Философию средних веков.
3. Философию Возрождения.
4. Философию Нового времени.
5. Философию XVIII-XIX вв.
6. Философию ХХ века.
Основные современные типы философских систем:
— отечественная философия;
— западноевропейская философия;
— американская философия;
— восточная философия и т.д.
По существу, философию в целом можно представить и изучать как историю философии, как это и предлагают некоторые авторы.
Теория философии представляет собой ее проблемное поле — совокупность научно-объективных, систематизированных и апробированных идей, теорий и взглядов о наиболее общих принципах, законах и категориях, отражающих развитие, строение и функционирование природы, общества и человека.
Если взять более широко, то сюда может быть включена и теория историко-философского процесса с точки зрения анализа наиболее общих закономерностей развития и взаимодействия исторических форм и типов философии. Поэтому также философию можно в целом представить и изучать как теорию многообразных философских проблем.
В более строгом понимании теория философии включает в себя такие основные разделы, как
— теория всеобщего — всеобщих закономерностей изменения мира;
— социальная философия — общесоциологических закономерностей развития;
— философия человека — наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования человека как сознательного и мыслящего существа.
Теория всеобщего включает в себя три основных философских концепции:
— философскую теорию всеобщих способов и форм бытия (объективной и субъективной реальности);
— философскую концепцию природы (натурфилософию);
— философскую концепцию развития окружающего нас мира.
Положения и выводы, закономерности и принципы теории всеобщего специфически проявляются в природе, обществе, человеке и его сознании. В рамках теории всеобщего изучаются преимущественно онтологические проблемы философии (онтология — учение о бытии).
Социальная философия содержит концепции:
— философии истории, исследующей наиболее общие закономерности исторического процесса в целом,
— философские концепции конкретных сфер и видов общественной жизнедеятельности (политики, права, науки, морали, искусства, культуры, религии, а также войны, мира и армии и др.).
Наконец, философия человека включает философскую антропологию:
— теорию общих закономерностей возникновения, развития и функционирования человека;
— философию познания (гносеологию);
— философскую теорию мышления (логику),
которые изучают общие закономерности, методы и формы познавательной и мыслительной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 158 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |