Читайте также:
|
|
Сведения о совершении огласительных молитв чина начинаются с XI-XII веков. В указанное время чтение этих молитв совершалось в различное время: для болгарина, половчанина и чухонца оно начиналось за 40 дней, для славянина за 8 дней до Крещения. Для ребенка чтение молитв соединялось с самим Крещением.
Молитвы огласительные были те же, какие читаются ив настоящее время, с тем только различием, что каждая читалась по десять раз (Памяти. Рус. Слов. XII в., с. 181).
Отрицание от сатаны произносилось пятнадцать раз вместо трех. Это происходило от разделения нынешнего вопроса: «Отрицаешися ли сатаны и всех дел его...» на пять частей и от повторения их до трех раз. После каждого из этих вопросов крещающийся, или восприемник говорил: «Отрицаюсь» (Там же, с. 182).
Отрицание от сатаны происходило с поднятием рук к небу, как это предписано делать и в настоящее время. Нифонт, епископ Новгородский, объясняя значение этого обряда Кирику, говорил, что «этим гнали невидимого врага» (Памяти. Рус. Слов XII в., с. 182).
В XIV веке чин оглашения удерживал многие особенности в совершении. Огласительные молитвы читались также по десять раз каждая. Слова молитвы четвертой: «Изжени от него всякий лукавый и нечистый дух...» произносились единожды. Вопросы об отрицании от сатаны произносились раздельно и пять ответов на них повторялись по трижды.
На беса только дули, но не плевали.
Вопрос о сочетании Христу выражался словами: «Обещаваешися ли Христу».
После поклонения Господу Богу оглашаемого не было восклицания священника: «Благословен Бог, все человеком хотяй спастися и в разум истины приити».
В XV веке огласительные молитвы читались по три раза каждая. Практика старого времени читать их по десять раз соблюдалась только при крещении старых евреев.
Слова: «Изжени от него всяк лукавый и нечистый дух» произносились однажды. Относительно вопросов крещаемому об отречении от сатаны стала входить практика, сходная с нынешней.
Вместо дуновения на Диавола начали употреблять более выразительное действие – плевать на него. Практика прежнего времени – только дуть тоже сохранилась. Выбор практики предоставлялся совершителю Таинства.
Возглас: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися...» все еще не произносился.
В XVI веке число огласительных молитв, оставалось по составу тем же. В практику вошел обычай читать их один раз, хотя оставался обычай читать их три и даже четыре раза. При крещении иноверцев продолжали читать до десяти раз.
Перед чтением молитв священник троекратно дует в лицо крещаемого и благословляет чело, уста и грудь его.
Те же части тела благословлялись при однократном чтении слов: «Изжени от него всякаго лукаваго и нечистаго духа».
Число вопросов и ответов при отрицании сатаны оставалось прежним. Отречение от сатаны оканчивалось или троекратным дуновением на запад, или плюновением вместо дуновения. Плевали либо один, либо три раза.
Вопрос о сочетании Христу выражался теми же словами: «Обещаваешися ли Христу?» После слов священника: «И поклонишися Ему», — младенец с восприемником кланялись, не произнося никаких слов.
Символ веры вместо восприемника иногда читал диакон.
Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы: «Владыко Боже, призови раба своего», после чего священник и все остальные подходили к купели.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |