Читайте также:
|
|
Как известно, понятие "ортодоксального" и "еретического" в Исламе отличается от аналогичных понятий в Христианстве. Мусульмане никогда не созывали Вселенских соборов и не обсуждали, что должно быть принято или отвергнуто на собраниях клириков. Все суждения о различных аспектах Ислама основывались в прошлом, и основываются сегодня, только на исследовании Корана и Сунны мусульманскими учеными. Исламское вероучение допускает существование разных точек зрения по некоторым вопросам мусульманского права, если они основаны на исламских первоисточниках. Поэтому в Исламе нет понятия церкви, и свобода исследований в богословии является главной отличительной чертой Ислама в сравнении с Христианством. Ересью в ортодоксальном суннитском Исламе считается все убеждения, которые не опираются на положения Корана и Сунны, либо же не имеют четкой доказательной основы в них. При этом положения Корана и Сунны запрещается трактовать методом аллегорий, иносказаний и философией, а выведенные из этих методов философские суждения не имеют никакой богословской значимости. Коран должен быть истолкован, в первую очередь самим Кораном, а после того Сунной пророка и другими, более второстепенными, богословскими методами. Запрет на иносказательное и аллегорическое толкование Писания содержится в самом Коране: "Он - тот, кто ниспослал тебе писание, в нe:м есть стихи, расположенные в порядке, которые - мать книги; и другие cходные по смыслу, те же, в сердцах которых уклонение, они следуют за тем, что в нe:м сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твe:рдые в знаниях говорят: "Мы уверовали в него; всe: от нашего Господа. Вспоминают только обладатели разума" (Коран, 3:7).
Однако шиитские богословы, несмотря на это, признают методы аллегорий и иносказаний. Более того, эти методы являются важной составной частью вероучения всех шиитских сект. Они считают, что сокровенное (батин), хотя и недоступно большинству людей, но, тем не менее, есть люди, которым Бог "открыл" его. К ним относятся некоторые имамы, вера в которых обязательна в шиизме, богословы высшего ранга (муджтахиды) и др. "посвященные".
Современные шиитские богословы джафаритского масхаба в особой манере трактуют коранические аяты. Например, аят Корана: "Да это - лишь высокочтимые служители его. Они не упреждают Его в слове и действуют по его веленью" Коран (21:26,27). Несмотря на то, что в контексте повествования совершенно очевидно, что эти слова относятся к пророкам Божьим, шиитский автор пишет: "Всевышний Аллах ниспослал об имамах (т.е. имамам-потомкам Мухаммада, почитаемым шиитами) эти аяты". [Шейх Мохаммад-Реза Музаффар. "Вопросы идеологии с точки зрения шиизма". Всемирная ассоциация "Ахль-аль-бейт". Кум (Иран), стр. 64].
В таком же стиле трактуется в книге Хамадани следующий аят Корана: "О посланник! Передай, что низведено от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания" (Коран, 5:66). Несмотря на то, что в контексте коранического повествования говорится, что этот аят обращен к "Людям Писания" (Иудеям и Христианам), ему дается такая трактовка: "После того, как пророк возвестил этот аят, он назначил Али халифом" (Цит. по Ахмад Сабри Хамадани. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм", стр. 56).
Известный венгерский исламовед И. Гольдцигер (начало XX века) приводил интересный пример трактования коранических аятов шиитами, который он привел, ссылаясь на книгу Суюти (Аль Ла али аль-масну а фи-л-ахадис аль-мауду а. Каир, Адабиййа, 1317. I, 184):
Клянусь солнцем и его сиянием, (Коран, 91:1)
Трактовка: Солнце и его блеск это - Мухаммад.
и месяцем, когда он за ним следует (Коран, 91:2)
Трактовка: Это Али.
и днем, когда он его обнаруживает, (Коран, 91:3)
Трактовка: День, открывающий солнце - это Хасан и Хусайн.
и ночью, когда она его покрывает (Коран, 91:4)
Трактовка: Ночь его закрывающая это - Омеййады.
(Цит. по Гольдцигер. Лекции об Исламе. "Брокгауз-Ефрон", М., 1912. Стр. 230).
Любопытно, что стиль подобных трактовок совершенно аналогичен стилю аллегорической трактовки Библии философом Филоном Александрийским [VI век до хиджры (I век)], который считается создателем метода аллегорических толкований Библии. Вот как Филон трактовал библейские стихи:
"И насадил Господь-Бог (Яхве-Элохим) рай в Эдеме" (Бытие 2:8).
Трактовка Филона: Бог насадил сад в Эдеме; это значит, что он вселил в человеческий род земные свойства.
"И произрастил Господь Бог (Яхве-Элохим) из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Бытие 2:9).
Трактовка Филона: Древо жизни есть та специфическая добродетель, которую люди называют добром.
"Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее: там бдолах и камень оникс Имя второй реки Гихон (Геон) она обтекает всю землю Куш. Имя третьей Хиддекель (Тигр): она протекает над Ассириею. Четвертая река Ефрат" Бытие 2:10-14.
Трактовка Филона: "Реки, которые "вытекают из Эдема", суть также общие добродетели. Фисон значит "Благоpазумие"... название "Гихон" означает "грудь" и символизирует храбрость и выражает Эфиопию, или унижение. Тигр (рука) есть сдержанность, название связано с тигpом, ибо он решительно противостоит желаниям. Ефpат означает плодородие и символизирует правосудие". (Цит. по Ginzberg. L. On Jewish Law and Lor. Philadelphia, 1962, p.131.).
Подобным же образом шиитские богословы трактуют несколько хадисов пророка, в которых они усматривают передачу Халифата Али лично самим пророком. Например, слова пророка "Кому я господин (мовла), тому и Али господин", сказанные в местечке Кадир Хум и приведенные в "Сахихе" Ибн Мадже они считают Божественным "назначением" Али халифом. В этом же смысле они воспринимают слова пророка, который приводится в их сборниках: "Я оставляю вам две вещи - Коран и мой род (Ахль аль-Бейт), знайте, как с ними обращаться" (хадис Сакалайн).
Шииты имеют свой, особый, подход и ко второму первоисточнику Ислама - Сунне, и хадисам. В связи с тем, что они не признают большую часть сподвижников пророка и обвиняют их в двуличии, лицемерии, а часто даже в неверии, они отвергают хадисы переданные этими людьми. Таким образом, все сборники хадисов Бухари, Муслима, Насаи, Ибн Мадже и т.д. шиитами отвергаются, или, вернее, признаются только в той степени, в которой они отвечают шиитским условиям "достоверности". В шиизме "достоверными" (сахих) считаются хадисы, переданные только от определенного круга сподвижников, которых они почитают и которые были услышаны передатчиками непосредственно от "непогрешимых" имамов. Многие из этих хадисов, с точки зрения ортодоксальных суннитских ученых, являются слабыми и недостоверными и были выдуманы, с целью оправдать претензии шиитов на верховную власть Алидов. Именно этими слабыми (согласно данным ортодоксальных ученых) хадисами шииты трактуют Коран для оправдания своих доктрин (помимо "методов разума"). Список книг, в которых зафиксированы признаваемые шиитами-джафаритами хадисы следующие: "Кафи" Мухаммада ибн Якуба, "Китаб уль-Фигх" Мухаммада, "Тахзиб" Мухаммада ибн Хасана и "Истибсар" (Ахмад Сабри Хамадани. "Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига". Баку, "Элм", стр. 32).
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |