Читайте также:
|
|
Тема № 1 Философская культура Древнего Востока
6. Философия Древней Индии: периодизация, основные понятия и проблемы
◘ Периодизация. Зарождение философии в ДревнейИндии связано с возникновением в I тыс. до н.э. ряда текстов отнесенных к «священным», т.е. полученным людьми от богов. Веды – это основные сборники философских знаний того времени. Под философией Древней Индии понимают философские учения периода Древности и Средневековья (I тыс. до н.э. – ХVIII в.). Здесь принято различать три периода:
I Ведический - первая половина 1 тыс. до н.э. (время разложения первобытно-общинного строя, возникновение раннеклассовых рабовладельческих обществ). В этот период формируется так называемый «ведический комплекс»: Ригведа, Самведа, Яджурведа, Атхарваведа, «Лесные книги», Упанишады, Веданги.
II Эпический период – вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления и развития системы общественного строительства, основанного на форме варно-кастового деления общества). Основные произведения: эпическая поэма «Махабхарата» и ее шестая книга «Бхагавадгита»; «Рамаяна»; «Свод законов Ману».
III Классический – (с I в. до ХV11-ХV111 вв.) – возникновение и развитие феодализма на основе сословно-кастовой структуры. Здесь различают два главных направления философских учений и школ: 1) ортодоксальное (признающее авторитет Вед): Веданта, Миманса, Санкхъя, Йога, Нъяя, Вайшешика; 2) неортодоксальное (не признающее авторитет Вед): Ч арвака-Локаята, Джайнизм, Буддизм.
◘ Основные проблемы и понятия. Философская проблематика Древнеиндийской философии в области онтологии опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.
• «пракрити» — материальное сознание;
• «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• «майя» — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Душа виндийской философии состоит из двух начал: атмана; манаса. Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 78 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |