Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций.

Читайте также:
  1. I. История возникновения службы телефонной помощи населению.
  2. I. История применения лекарственных растений. Заготовка, сбор, сушка и хранение лекарственных растений
  3. I. Ранняя история Британии
  4. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  5. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  6. I.-история феодализма в России (IV-XVIIIвв.)
  7. II. ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
  8. III Школа человеческих отношений или науки о поведении.
  9. III. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО.
  10. III. ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Это попытка объединить первые две модели. В период эволюционного развития науки происходит процесс совершенствования знаний на основе накопления новых фактов, их систематизации, формирования законов и теорий. Такой эволюционный процесс может привести к существенным противоречиям с господствующей в науке теорией и к замене ее новой теорией, к открытию принципиально новых законов.

Современная наука придерживается именно этой точки зрения.

Возникновение науки

На вопрос «Когда возникла наука?» однозначно ответить сложно. Наука – понятие многогранное. И в зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные даты появления науки:

Ø Наука как знания и деятельность по производству этих знаний возникла с начала человеческой культуры;

Ø Наука как форма общественного сознания возникла в Древней Греции;

Ø Наука как социальный институт возникла в Новое время;

Ø Наука как непосредственная производственная сила существует со второй половины ХХ века и т.д.

 

Чтобы точно определить дату возникновения науки, нужно сопоставить критерии научности с ходом реального исторического процесса и выяснить, с какого момента начинается их соответствие.

Давайте вспомним основные критерии научности: 1. Наука – не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний (д.б. спец группа людей, спец. научные организации и т.п.). 2. Теоретичность науки – т.е. постижение истины ради самой истины. 3. Рациональность – т.е. научные знания – это продукт разума человека. 4. Системность – научные знания – это стройные логически обоснованные системы.

 

Итак, перейдем к истории:

Историческим центром рождения цивилизации и культуры традиционно считается Древний Восток.

 

Научные знания на Древнем Востоке

(Египет, Вавилон, Индия, Китай)

I. Если рассматривать научные знания этих цивилизаций с позиции первого критерия научности, то у них существовал налаженный механизм для хранения информации и ее передачи, но не было столь же хорошего механизма по получению новых знаний.

ü Конкретные знания (в области математики, астрономии), вырабатывались на базе определенного практического опыта и передавались из поколения в поколение внутри касты жрецов

ü Считалось, что знания идут от Бога – покровителя этой касты, следовательно, эти знания изначально совершенны и не нуждаются в доказательствах. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению имеющихся знаний.

Т.о., древнеегипетская цивилизация просуществовала четыре тысячи лет почти без изменений. Если там и происходило медленное накопление объема знаний, то совершалось это стихийным образом.

 

Более динамичной в этом отношении была вавилонская цивилизация:

Жрецы добились больших успехов в исследовании звездного неба, но это был не научный, а практический интерес – они создали астрологию, которую считали вполне практическим занятием.

То же можно сказать и о древних цивилизациях Индии и Китая. Они дали миру множество конкретных знаний, но это были знания, необходимые для практической жизни и для религиозных ритуалов.

 

II. Анализ знаний древних цивилизаций по второму критерию позволяет утверждать, что им не были свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Все знания имели прикладной характер.

· Астрология возникла не из чистого интереса к строению мира и движению небесных тел, а потому, что нужно было определять время разлива рек и составлять гороскопы. · В математике не проводилось различий между точными и приближенными решениями задач. Любое решение, приводившее к практически приемлемому результату, считалось хорошим.

 

Т.о., знания были нужны для чисто практических целей, среди которых важнейшими считались правильно исполненные религиозные ритуалы, где эти знания прежде всего и использовались.

 

III. Третьим критерием науки является рациональность. Восточная цивилизация не верила в возможности разума, отдавая предпочтение интуиции и сверхчувственному восприятию.

Астрология, вполне рационалистическая по своим методам, основывалась на вере в иррациональную связь небесных светил и человеческих судеб.

 

IV. Не соответствовали научные знания Древнего Востока и критерию системности. Они были просто набором алгоритмов и правил для решения отдельных задач. Решение даже сложных математических задач не выводило древних ученых на общие законы. Отсутствовала система доказательств, что делало способы решения задач профессиональной тайной.

 

Т.о., подлинная наука на Древнем Востоке отсутствовала. Там существовали только разрозненные научные представления, и это существенно отличает Древний Восток от древнегреческой цивилизации.

 

Античная наука

Собственно наука появилась в Древней Греции в VII – VI веке до н.э. Знания, накопленные именно древними греками, обладали всеми характеристиками и свойствами, позволяющими говорить о них, как о науке. Это деятельность по целенаправленному получению новых знаний и наличие специальных людей и организаций для этого. Постижение истины ради самой истины. Системность и рациональность. Т.е. все критерии научности. Почему же наука появилась именно в Древней Греции?

На Востоке господствовала так называемая «восточная деспотия» - тип государственной власти, командно-административная система, которая подавляла частную собственность. Собственностью в таком обществе распоряжался тот, в чьих руках находилась власть – т.е. чиновники и верховный правитель государства. Человек находился в полной власти правителя и чиновников. А отсюда – отсутствие приоритета личности, отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму.

 

Ø В Греции появилась частная собственность. Сильная централизованная власть отсутствовала. В государстве – демократическое самоуправление. Каждый гражданин был обязан принимать участие в общественных делах. Законы принимались в результате всенародного обсуждения, основанного на искусстве убеждения и аргументации. Каждый гражданин имел право на свое особое мнение. Это привело к осознанию того факта, что истина – это не догма, а результат рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Так появилась наука как доказательное знание.

Ø Но в Греции появилось и рабство. Свободные греки пренебрегали орудийно-практической деятельностью – это занятия рабов. А свободные люди занимались только политикой, философией, искусством, войной и наукой. Т.е. материально-практическое отношение к действительности было им не свойственно. Они хотели познать истину ради самой истины, а не ради ее практического значения. Греков стали занимать такие «непрактические» вопросы как сущность мира, познания, истины, человека, сущность прекрасного. Но отказ от практической деятельности имел и обратную сторону – греки не принимали эксперимент как метод познания. Следовательно экспериментальное естествознание (а это характерная черта современной науки) в Др.Греции не существовало.

 

Весь античный период развития естествознания принято называть этапом натурфилософии. Считалось, что природа – это нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон. Человек может познать природу. Даже самое необычное явление природы можно объяснить. Становление и развитие науки в Древней Греции происходило в форме научных программ.

 

I. Математическая программа

Ø Пифагор (первым представил эту программу).

Первооснова мира – это числа. Вещи подобны числам, так как основаны на количественных соотношениях действительности. Все материальные тела подчинены законам геометрии, небесные тела движутся по математическим законам, пропорции человеческого тела отвечают закону золотого сечения и т.п.

Ø Софисты и Элеаты (второй этап).

Они впервые поставили вопрос о познании человека. Считали, что ум человека – это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину.

Ø Платон (завершающий этап)

Истинный мир – мир идей. Мир вещей, в котором мы живем, возник, подражая миру идей, из мертвой костной материи. Творцом является Бог. Он создал мир на основе математических закономерностей. Именно эти закономерности и пытался вычленить Платон (связь строения вещества с геометрическими фигурами: огонь состоит из пирамид, воздух из восьмигранников и т.п.).

Математическая программа заложила основы развития естествознания, опираясь на числовые закономерности. Согласно этой программе:

1. Мир – это упорядоченный Космос. Его порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.

2. Упорядоченность Космоса является следствием существования надмирового разума (Бога). Этот надмировой разум похож на разум человеческий, а следовательно человек может познать мир.

3. Познание сущности мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей – разума, интуиции, опыта, памяти, нравственности. Итогом такого познания станет духовное освобождение человека.

 

II. Атомизм (вторая научная программа)

Левклипп и Демокрит – основатели атомизма.

Начало всего сущего – это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей – это соединение атомов, а уничтожение – распад на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Все возможные изменения в природе происходят из-за движения атомов.

Т.о., это программа объясняла целое, как сумму составляющих его отдельных частей.

 

III. Программа Аристотеля (третья научная программа)

Аристотель – основатель программы.

Ø Трактат «Метафизика». Мир – это целостное, естественно возникшее образование. Мир имеет двойственную природу – его основа неизменна, а видимость мира (то как его видит человек) изменяема. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям.

Ø Трактат «Органон». Трактат по логике, заложивший основу научного логически-обоснованного мышления.

Ø Систематизировал накопленные к тому времени научные знания. Описал более 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении (о миграциях и зимней спячке у рыб, о перелетах птиц, о гнездовом паразитизме кукушки, о способе защиты каракатицы и т.п.).

 

Таким образом, в античный период происходило лишь непосредственное созерцание природы как единого целого, т.е. охват общей картины природы и пренебрежение частностями. Безраздельно господствовали лишь методы наблюдения, а не эксперименты, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного компонента.

Средневековая наука

Средневековая наука почти не соответствует критериям научности. А это означает, что она шагнула назад, по сравнению с античной наукой.

В обществе господствовала религия. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон. Она создана Богом для блага человека. Ум человека ограничен в своих возможностях и не может понять какие-то необычные явления природы è это чудеса, которые творит Бог.

В эпоху раннего Средневековья интерес к изучению природы предельно ослабел. Если природа – это творение Бога, то изучать ее имеет смысл только для того, чтобы постичь Его могущество и мудрость. Человек не может познать и суть свого собственного существования, т.к. эти тайны будут открыты ему Богом только после смерти.

Наука занималась только решением чисто практических задач. Так, арифметика и астрономия были необходимы для вычисления дат религиозных праздников. Считалось, что мир создан Богом из ничего. Человек создан по образу и подобию Божьему, чтобы господствовать в этом мире. Человеку подчиняются животные, растения, земля. А если человек всему хозяин, то он вправе изменять мир по своему усмотрению. Так в XIV веке возникла экспериментальная наука. В то время астрология, алхимия, магия развивались только с практическими целями (поиск философского камня и получение золота и т.п.). И хотя их нельзя считать настоящими науками, они подготовили почву для последующего возникновения астрономии, химии и т.п.. А именно – отработали технику эксперимента (знания о веществах, химических реакциях, химической посуде, методики постановки опытов).

Т.о., вся деятельность человека воспринималась в свете религиозных представлений, а всё противоречащее догматам церкви запрещалось специальными законами. Все воззрения на природу проходили через библейскую цензуру. В таких условиях развитие науки остановилось, а в ряде случаев наблюдался и ее упадок.

 

Наука эпохи Возрождения

Человек стал восприниматься не как природное существо, а как творец самого себя, что выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам свой собственный творец, он владыка природы, он творит мир и красоту.

В эпоху Возрождения впервые снимается граница между наукой, постигающей истину, и практически-технической деятельностью. Стираются грани между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Кабинетные ученые начинают заниматься экспериментом. Эксперимент становится важнейшим методом естествознания. Художник и ученый подражают творчеству Бога. Создавая что-либо, они делают это не наобум, а стремятся постичь законы построения этих вещей.

Новый взгляд на мир и человека позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции XVI – XVII веков, в ходе которой сформировалось классическое естествознание:

Ø Николай Коперник – создал гелиоцентрическую модель Вселенной.

Ø Джордано Бруно – создал учение о множественности миров; отрицал наличие центра Вселенной; отстаивал тезис о бесконечности Вселенной.

Ø Галилео Галилей – заложил основы механистического естествознания; доказал справедливость гелиоцентрических идей Коперника.

Ø Иоганн Кеплер – установил 3 закона движения планет относительно Солнца.

Ø Исаак Ньютон – создал классическую механику (3 закона движения, закон всемирного тяготения и т.д.), завершил построение механистической картины мира.

Итогом научной революции эпохи Возрождения стало крушение антично-средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения, позволивших создать науку Нового времени. Основу естественно-научной идеологии составили следующие подходы:

· Натурализм – идея самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами;

· Механицизм – представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;

· Квантитативизм – универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира;

· Причинно-следственный автоматизм – обязательное объяснение всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;

· Аналитизм – преобладание аналитической деятельности над синтетической;

· Гипотетико-дедуктивная методика познания – логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая проверка. Это основной метод современного естествознания.

Классическая наука

Период развития науки с XVII века по 20-е годы ХХ века носит название «классической науки»и имеет целый ряд специфических особенностей:

Ø Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, которая рассматривалась как универсальный метод познания окружающих явлений и как эталон науки вообще.

Ø Природа рассматривалась как из века в век неизменное, неразвивающееся целое.

Ø Сама Жизнь рассматривалась как ничтожная случайность Космоса. В мире механики любой организм понимался как механизм. Только религия отводила человеку особое место в мире.

Ø Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы стали главными источниками познания Вселенной. Место религиозных воззрений заняли рационализм и эмпиризм.

Ø Но наука все же оставляла место религии и философии. У человека было право выбора веры, убеждений и жизненного пути.

 

Современная наука

Началом современной науки считаются 20-е годы ХХ столетия.

Современная наука – это наука, связанная с квантово-релятивистской картиной мира. Почти по всем своим характеристикам она отличается от классической науки, поэтому современную науку иначе называют «неклассической наукой».

 

Особенности современной науки.

Ø Отказ от классической механики в качестве ведущей науки и замена ее квантово-релятивистскими теориями ð разрушение классической модели мира. Ее сменила модель мира, основанная на идеях всеобщей связи, изменчивости и развития.

Ø Пассивная роль наблюдателя и экспериментатора сменилась новым деятельным подходом, признающим влияние самого исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные результаты.

Ø Стремление найти конечную материальную первооснову мира сменилось убеждением в принципиальной невозможности этого и представлением о неисчерпаемости материи вглубь.

Ø Понимание научного знания не как абсолютно достоверного, а как относительно истинного, существующего во множестве теорий.

Ø Признание зависимости свойств предмета от конкретной ситуации, в которой он находится.

Ø Развитие биосферного класса наук и концепции самоорганизации материи, которые доказывают неслучайность появления Жизни и Разума во Вселенной.

Ø Противостояние науки и религии достигло своего апогея. Наука стала религией ХХ века. Соединение науки с производством и научно-техническая революция, начавшаяся с середины ХХ века, доказали ведущую роль науки в обществе.

 

Но такое «почивание на лаврах» современной науки длилось не очень долго. Современное ее состояние характеризуется как «кризис».

 

Кризис современной науки

Кризис современной науки выражается в следующих моментах:

ü Использование научных открытий для создания новых видов оружия (химического и бактериологического оружия, атомной бомбы). Это заставило человека пересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в науку.

ü По мнению философов и культурологов, промышленное производство превратило человека в придаток машины. В современном мире решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Рушатся традиционные устои и ценности.

ü Экологический кризис, о котором сейчас так много говорят во всем мире (коренные нарушения в биосфере планеты, загрязнение воды, воздуха, почвы, вымирание многих видов растений и животных) – это тоже продукт современной науки.

 

Таким образом, к концу ХХ века мир утратил свою безоговорочную веру в науку. Такая же кризисная ситуация сложилась и в других областях человеческой культуры. Сейчас идет поиск путей выхода из этого глобального кризиса. Черты новой постнеклассической науки ещё только намечаются. По мнению ученых-науковедов, будущая наука должна обладать следующими чертами:

· Наука должна будет осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Осознать пределы своей эффективности и плодотворности. Признать равноправие науки, философии, религии и искусства.

· Наблюдатель должен осознавать себя частью исследуемого мира. Познание постнеклассической науки – диалогично.

· В основе науки должна лежать идея глобального эволюционизма – т.е. единой самоорганизующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают все составляющие – от элементарных частиц до биосферы и более крупных систем.

· Важной чертой новой науки должна стать комплексность – т.е. стирание граней между естественными, общественными и техническими науками.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав