Читайте также:
|
|
"Non possumus" ["Не можем (невозможно)" (лат.).], вероятно, раздастся последний возглас многих читателей. "Все это очень хитро придумано, — скажут они, — но наше собственное сознание интуитивно возражает вам. Что касается нас, то мы знаем, что обладаем сознанием. Мы чувствуем наши мысли, которые как жизнь текут внутри нас, и они абсолютно отличаются от объектов, которым они так неизменно сопутствуют. Мы не можем отречься от этой непосредственной интуиции. Дуализм есть фундаментальное данное. Что Бог разъединил, то человек пусть не соединяет".
Своим ответом на эти слова я и закончу. Мне очень жаль, что для многих он прозвучит материалистически, но тут уже ничего не поделаешь, ибо у меня есть свои интуиции, и я должен повиноваться им. Пусть другим вопрос представляется в совершенно ином свете, но что касается меня, то я убежден, что во мне поток мышления (который я рассматриваю в качестве явления) — лишь беззаботное название для того, что при ближайшем расследовании оказывается главным образом потоком моего дыхания. Фраза "Я мыслю", которая, как говорил Кант, должна сопровождать все мои объекты, означает "Я дышу", сопровождающее их на самом деле. Правда, известно много других внутренних фактов, помимо дыхания (например, внутричерепные, мускульные регулирования, о которых я кратко говорил в своей большой "Психологии"), увеличивающих область "сознания", поскольку ему свойственно непосредственное восприятие; но я убежден в том, что именно дыхание, всегда бывшее прообразом "духа", дыхание, исходящее наружу, между голосовой щелью и ноздрями, и есть та субстанция, из которой философы сконструировали сущность, известную им как сознание. Сущность эта вымышленна, тогда как мысли о чем-то конкретном вполне реальны. Но мысли о конкретном сделаны из того же вещества (stuff), что и вещи.
Мне хотелось бы верить, что в этой статье я сделал все возможное. Я постараюсь в следующий раз еще лучше осветить общее понятие о мире, состоящего из чистого опыта. {372}
[1] Статьи Болдуина, Уорда, Бодена, Кинга, Александера и других. Д-р Перри уже перешел границу*.
[2] Я пытался показать в своей "Психологии", что в качестве познающего нам достаточно "промелькнувшей мысли".
[3] Moore G. Б. — "Mind", vol. XII. N. S. P. 450.
[4] Natorp Paul. Einleitung in die Psychologic, 1888. S. 14, 112.
[5] "Выражаясь образно, сознание можно определить как универсальный растворитель, заключающий в себе в скрытом или явном виде всевозможные роды психических актов и фактов" (Ladd G. T. Psychology, Descriptive and Explanatory. 1894, p. 30).
[6] Конечно, здесь, как и всюду, отношения воспринимаются в опыте, представляют собою члены первоначально хаотического многообразия неперцептуального опыта, в котором соответствующие члены сами являются его частями.
[7] Я намерен высказаться по поводу репрезентативной функции неперцептуального опыта вообще в другой статье. Вопрос этот завел бы нас слишком далеко в область общей теории познания, и потому ему не место здесь.
[8] "Grundzuge der Psychologic", т. I, S. 48.
[9] Ср. Hodder A. L. The Adversaries of the Skeptic. N. Y., 1899, p. 94—99.
[10] Я ограничиваю свое изложение ради простоты "внешней" реальностью. Но существует еще и система идеальной реальности, в которой комната играет свою роль. Отношения сравнения, классификации, порядка, ценности тоже упрямы и назначают комнате определенное место, не в пример расплывчатости ее положения в простом сумбурном следовании наших мыслей.
[11] Отметьте двусмысленность этого термина, употребляемого иногда в объективном, а иногда в субъективном смысле.
[12] В "Psychological Review" за июль этого года д-р Р. Б. Перри изложил свой взгляд на сознание, который ближе всех других известных мне авторов приближается к моему. Д-р Перри считает, что поле опыта, раз оно представляет собой настоящее, является "фактом". Оно становится "мнением" или "мыслью" лишь ретроспективно, когда новый опыт, обдумывая тот же объект, изменяет и исправляет его. Но исправленный опыт, в свою очередь, исправляется, и, таким образом, опыт в целом представляет собою процесс, в котором первоначально объективное постоянно становится субъективным, превращается в наше понимание объекта. Я очень рекомендую прекрасную статью д-ра Перри своим читателям.
[13] Я отчасти изложил этот вопрос в "Mind", v. X, p. 27, 1885 и в "Philosophical Review", v. II, p. 105, 1895. См. также статью Ч. А. Стронга (С. A. Strong) в "Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Method", v. I, p. 253, 12 мая 1904 г. Я сам надеюсь скоро вернуться к этому вопросу на страницах этого журнала.
[14] Мне вспоминается спенсеровское доказательство "преображенного реализма" (transfigured realism) (его учение о существовании абсолютно не-ментальной реальности) как великолепный пример невозможности установить полную разнородность мысли и вещи. Все с трудом собранные им пункты различия понемногу переходят в свою противоположность и полны исключений.
[15] Я здесь имею в виду полную внутреннюю жизнь, когда уму предоставлена свободная игра со своим материалом. Конечно, свободная игра ума ограничивается, когда он стремится копировать реальные вещи в реальном пространстве.
В задачах № 1,3,4,5 выводы обязательны
Задача № 1. По данным о численности трудовых ресурсов и занятости населения РФ с 1998 по 2005 г.:
а) рассчитайте относительные величины динамики с постоянной и переменной базой сравнения;
б) с помощью относительных величин динамики проанализируйте изменение во времени численности трудовых ресурсов и их составных частей;
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 167 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Джемс У. Воля к вере. – М.: Республика, 1997. – 431с. | | | Профилактика диабетической стопы |