Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Фигуры как особые формы выражения содержания

Читайте также:
  1. CЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ К РАЗГОВОРНЫМ ТЕМАМ.
  2. I. Сущность, формы, функции исторического знания.
  3. II Стат. наблюдение. Формы, виды и способы стат. наблюдения
  4. II. Атипичные формы
  5. II. Атипичные формы
  6. II. ВЫБОР СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ МКД
  7. II. Реформы Генриха II.
  8. II. Формы и методы деятельности по утверждению трезвости
  9. II. Формы и методы деятельности по утверждению трезвости
  10. III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слово фигура в составе термина «риторическая фигура» соответствует латинскому слову, которое обозначает «оборот речи, очертание, изображение, вид» и греческому слову «схема».

II. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.

Подходов к рассмотрению фигур существует много. Самый продуктивный и употребительный в речи – градация фигур, в основе которого лежит повтор.

Повтор – обозначение группы и отдельных конструкций. Повтор в широком смысле заключается в повторении языковых элементов разных уровней.

Коммуникативная функция повтора – повторяемые сегменты фиксируются памятью и влияют на восприятие вопроса, проблемы. Устная речь по причине своей линейности и необратимости не даёт возможности слушающему задержаться на определённой информации. Чтобы дать возможность слушающим зафиксировать информацию, используются повторы.

Для того чтобы речь не казалась однообразной, повторы используются в видоизменённой форме.

На основании данной риторической фигуры бытует мнение: что скажут трижды, тому верит народ.

Повторы делают речь лёгкой, запоминающейся, так как придают ей определённый ритм:

1. Разновидности повторов, создаваемых на разных языковых уровнях:

1) Анафора – единоначалие, повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

Примеры: В некотором царстве, в некотором государстве …

Суров закон, суров, но справедлив.

Жди, когда снега метут,

жди, когда жара... (К.Симонов «Жди меня»)

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель. (А.С.Пушкин «…»)

2) Эпифора – единоокончание, повтор конечных элементов предложения, который позволяет подготовить вывод, следствие.

Примеры: Я шёл долго-долго.

Спереди посмотришь – русский, сзади - русский, а вовнутрь - новый русский.

Без вдохновения бессилен талант, без работы над собой бессилен талант

Мчатся тучи, вьются тучи (А.С.Пушкин «Бесы»)

Ассонанс – повтор гласных звуков.

М а л а нья б о лтунья м о л о к о б о лт а л а, б о лт а л а, д а не выб о лт а л а.

Примеры: раки-забияки, сычи-трубачи Шип е нь е п е нистых бокалов

Аллитерация – повтор согласных звуков

Примеры:

Пора, пора, перо покоя просит.

3) Полисиндетон – повтор с включением союзов (многосоюзие). Повторяемость союзов позволяет подчеркнуть однородность синтаксических структур и в то же время несоответствие связываемых ими элементов.

Примеры: И художник, и богатые заказчики, и друзья богатых заказчиков, и супруга художника – все довольны. Правда, совесть ропщет.

И жизнь, и слёзы, и любовь….

Кто, кто, а ты-то знаешь… (Р.К.Боженкова).

Люди-то люди, да ждать можно что угодно… (Р.К.Боженкова).

4) Асиндетон – бессоюзие. Позволяет добиться интересных смысловых отношений между словами. При отсутствии союзов возникает возможность создания внутренне свободных структур, дающих необычные ряды с точки зрения структуры и содержания.

Народный дух, законы, ход правленья

Постигли вы верней, чем кто б то ни был. (А.С.Пушкин «Мера за меру»).

5) Симплока – повтор начала и конца фразы (сочетание анафоры и эпифоры).

Пора, мой друг, пора! (А.С.Пушкин «…»).

6) Геменация - троекратный повтор слов

Примеры: А годы шли, шли, шли.

Наша задача – учиться, учиться, учиться.

Стремглав лечу, лечу, лечу (А.С.Пушкин «Гусар»)

7) Полиптотон – повтор слова в разных падежных формах

Примеры: Выборы выборам рознь.

Но человека человек послал к Анчару властным взором (А.С.Пушкин). Дружба дружбой, а служба службой.

8) Плеоназм (анфликация)– повтор синонимов

Примеры: Сколько лет, сколько зим! Разбили в пух и прах. Народный фольклор. Жили-были…

9) Плока (парономазия) - повтор слов, которые называются паронимами. На основе этого явления создаются каламбуры.

Примеры: Мы равноправны, но не равны, ибо разными нас сделала природа. Я приеду в Москву - плачу и плачу. Мой дорогой, очень дорогой портной.

2. Повтор синтаксических конструкций

1) Синтаксический параллелизм - повторение однотипных синтаксических структур. Параллелизм конструкций заставляет не только сопоставлять эти конструкции, но и смысл этих конструкций.

Примеры: Нет человека – нет проблемы. Начал во здравие, кончил – за упокой. Количество преступников растёт – количество жертв падает.

2) Период (позиционный повтор) (от греческого «круг, окружение») - предложение структурно и содержательно завершённое. По структуре период – большое, сложное предложение, которое распадается на две части: первая часть представляет собой параллельно построенные предложения, произносимые с восходящей интонацией, вторая часть – вывод, произносимый с нисходящей интонацией. Их разделяет кульминация, отмечаемая паузой.

Существуют различные типы периодов в зависимости от отношений придаточных и главной части (придаточные временные, условные, определительные и т.д.).

Предложения-периоды используются в текстах, в которых необходимо сделать вывод – в судебных речах, например, где первая часть – перечисление аргументов, вторая – вывод.

Примеры: Если вы будете требовательны к доказательствам обвинения, если трусливость перед тем, что скажут о Вас, не заставит Вас унизиться до устранения рассудительности в Вашем решении – Вы только исполните Вашу миссию. (Пока …, пока …, пока….)

3) Инверсия – обратный порядок слов (существительное + прилагательное, сказуемое + подлежащее). В устной речи инверсия желательна и необходима.

Примеры: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.

4) Эллипс – фигура языковой и речевой экономии. Она предполагает выпадание целых фрагментов высказывания: считается, что фрагменты легко могут быть восстановлены по смыслу.

Часто эллипсис употребляется совместно с параллелизмом, что позволяет передать концентрацию мысли на определённых ключевых моментах, выразить однонаправленность концентрации усилий, даёт возможность экономить речевые средства (используется для построения загадок). Примеры: Сумки - на столы. Мы встаем, и тотчас на коня...

В 20 лет он павлин, в 30 – лев, в 40 – верблюд, в 60- собака, в 80 – ничто.

5) Парцелляция – рубленость фраз, которая достигается за счёт перечисления однородных членов предложения или бессоюзных предложений

Примеры: И земля и огонь … Я вчера сделал доклад. Плохо!

6) Хиазм – фигура речи, состоящая в обратном, перекрёстном («крестообразном») расположении элементов двух словосочетаний, объединённых общим членом (второе в обратном порядке).

Примеры: Свой среди чужих, чужой среди своих.

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Плохо, когда жена умеет готовить, но не хочет. Но ещё хуже, когда она хочет, но не умеет.

3. Понятийная группа, в которой делается акцент на мысль

1) Антитеза – фигура контраста, заключающаяся в противопоставлении по значению слов и оборотов. Антитеза – удобная форма для афоризмов, пословиц, поговорок.

Антитеза позволяет экономить речевые средства, выражая глубокое содержание малой формой, она даёт возможность создать серию контрастов. В основе антитезы лежит пара или пары антонимов.

Примеры: Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Горька работа, да сладок хлеб

Любишь кататься – люби и саночки возить.

И ты воздашь моей могиле то, что я сделал твоей колыбели (В.Гюго).

2) Градация (от латинского «постепенное усиление, лестница») – постепенное нарастание (или убывание) признака. В основе лежат языковые или контекстуальные синонимы (минимальное количество - 3).

Примеры: плестись, ползти, тянуться, идти, бежать, нестись, мчаться. У старинушки три сына. Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

Не жалею, не зову, не плачу…(С.А.Есенин)

3) Мейозис – приуменьшение

Примеры: Море по колено.

Я должна получить на экзамене ….

4) Литота – определение через отрицание.

Примеры: Я не могу не делать этого ….

5) Оксюморон (от греческого «острый и глупый») – соединение несоединимого. Компоненты не столько исключают, сколько противоречат друг другу. Примеры: Счастливый неудачник, опасная безопасность, разобщённое сообщество, расчёты и просчёты, ненормальная «нормализация», живой труп, параллельные кривые, старый новый год, оглушительная тишина, немой крик, передовые отстающие, известные новости.

III Фигуры диалогизации (предложения)

1) Риторический вопрос – утверждение в вопросительной форме. Употребляется в двух видах: как одиночный риторический вопрос для подчёркивания узловых моментов в повествовании и как серия риторических вопросов, блок, группа.

Примеры: Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь).

2) Риторическое восклицание – фигура,используемая для эмоциональности речи, которая подчёркивает смысловую кульминацию.

Примеры: Да здравствует солнце! Да скроется тьма!

3) Риторическое обращение - фигура,используемая для

Примеры: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Слушайте, граждане...

4) Сермоцинацио - фигура,служащая для передачи прямой речи

5) Концессио – уступка, важная дипломатическая фигура (введение определённых формул из речевого этикета).

Примеры: Да, конечно, но… Вы правы, но …

6) Экзортацио – похвала, высказанная в прямой или косвенной формуле. Примеры: Людям, мудрым, влиятельным, таким, как вы, судьи…(Цицерон)

1) Афоризм – яркое, красочное, образное выражение.

Примеры: Мысль изречённая есть ложь.

При соотнесении тропов и фигур, можно сделать вывод, что фигуры более сильные приёмы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу. Учёные сегодня уже говорят о тропо-фигурах.

 

Задание:




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 67 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав