Читайте также:
|
|
Попытки решить вопрос об общей основе всего сущего исторически привели к возникновению понятия субстанции (от лат. Substantia — сущность). Под субстанцией понимали некую общую первичную основу всех вещей, которая является их последней сущностью. Если разные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она только изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она — причина самой себя и основа всех изменений, наиболее фундаментальный и устойчивый пласт реальности.
Философы старались решить и вопрос о количестве субстанций. Возникли учения, которые получили названия дуализм и монизм. Дуализм (от лат. Dualis — двойственный) — это принцип философского объяснения сущности мира, который исходит из наличия в нем двух первооснов (субстанций) — духа и материи, идеального и материального. Учения, которые объясняют мир через одну субстанцию, называются монистическими. В системе монизма возможно построение идеалистической или материалистической картины мира, в зависимости от того, что считается первоосновой — дух или материя.
Что же такое материя? Этимология слова «материя» происходит от латинского materia — вещество. Тем не менее, содержание понятия «материя» в истории философии неоднократно изменялось, развивалось в соответствии с развитием естествознания и самой философии. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи.
Первый этап охватывает эпоху античной философии, В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, например, отмечая, что вода необходима растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду. Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов. Итак, с точки зрения античных философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы.
Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI-XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных свойств.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |