Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

I. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.

Читайте также:
  1. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  2. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  3. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  4. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  5. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  6. I. Сущность и социальное назначение государства.
  7. I. Сущность и социальное назначение государства.
  8. I. Теории социального неравенства.
  9. II Отказ от предположений неоклассической теории

Социальное взаимодействие — очень важный аспект описания общества. Если такие понятия, как роль, статус, социальный институт и т.д., описывают общество со статичной точки зрения, то именно социальное взаимодействие отражает динамический, процессуальный аспект жизни общества. По этой причине подход с точки зрения социального взаимодействия может рассматриваться как дополнение к описанию общества как статического образования. Важнейшим элементом социального взаимодействия является социальное действие.

Макс Вебер дал следующее определение социального действия: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Сам Вебер приводит в качестве примера столкновение велосипедистов. Нечаянное столкновение велосипедистов еще не является социальным действием: социальным оно становится в том случае, если велосипедисты хотя бы пытаются избежать столкновения.

Вебер включал в понятие социального действия лишь непосредственное общение людей. Очевидно, что такая точка зрения является существенным, но неоправданным ограничением. Естественно, сохранить данное разграничение нужно, однако не путем исключения опосредованного взаимодействия между индивидами.

Итак, по мнению Вебера, социальное действие характеризуется двумя основными признаками: 1) оно имеет субъективный смысл, то есть, связано с субъективным, личностным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения; 2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет место ожидание этой реакции.

М. Вебер предложил типологию социальных действий.

В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия.

Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным. В данном случае его действие будет определяться нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

Другой, не менее известный социолог Т. Парсонс выделял у социального действия, следующие признаки:

социальное действие нормативно, то есть зависит от общепринятых ценностей и норм;

• оно волюнтаристично, то есть связано с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды;

• оно подчиняется знаковым механизмам регуляции.

В концепции Парсонса анализ действия предполагает два подхода: действие рассматривается как единичный акт и как система действия, действие как единичный акт связано с выделением актора (деятеля) и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов. Действие как система рассматривается как открытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Выделяются следующие функции системы, каждой из которых соответствует определенная подсистема:

а) адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

б) личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;

в) социальная, то есть совокупность социальных ролей (образцов поведения);

г) культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

С точки зрения структурного плана любое действие включает два обязательных элемента: субъект и объект (того, кто совершает действие, и того, на кого это действие направлено).

В зависимости от типа действия субъект действия может быть единичным (индивидуальным) и коллективным. Индивидуальный субъект является целостным и поэтому может выступать в качестве субъекта. В этом качестве он вступает во взаимодействии с другими субъектами и общностями людей, причем его взаимодействия могут быть как конструктивными, так и конфликтными. Однако он может быть и частью какой-то общности, с которой он будет отождествлять себя.

Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (группы, организации). Будучи частью коллективного субъекта, индивид выступает от его лица, как в случае сотрудничества, так и в случае противостояния.

В функциональном аспекте выделяются два этапа действия:

1) этап, на котором субъект ставит перед собой цель. Способность ставить перед собой цели является важной способностью, отличающей человеческую природу. Цель можно определить как образ процесса и результата, к которому должно привести действие;

2) этап, на котором он достигает (или пытается достичь) результата.

Чтобы достичь цели, человеку нужны средства, понимаемые очень широко, то есть предметы, способы действия, навыки и т.д. Отбор средств может подчиняться как рациональным, так и ценностным критериям, а также осуществляться на основе традиции.

Процесс реализации действия включает в себя несколько важных составляющих, которые описывает «всеобщая функциональная формула действия»: потребности — их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия — их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

В таком представлении есть насущная необходимость. Если бы наука не располагала им, мы не могли бы увидеть за всем многообразием действий ничего общего. Следовательно, наука, в том числе и социология, просто не могла бы существовать, поскольку любая наука предполагает описание общего в отвлечении от частного.

Любое действие включает компоненты, приведенные в табл. 1.

Компонент действия как структуры Характеристика
Субъект Действующее лицо, человек, совершающий действие.
Объект Другой человек, предмет или совокупность людей или предметов, на которые направлено действие.
Мотив Осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей
Потребности как компонент мотивации Порождаются контактом субъекта со средой своего существования. Особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всех классификаций является многообразие потребностей, а также поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пище и укрытии – это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение – это уже являются социальными потребностями.
Ценностные ориентации как компонент мотивации Ориентация субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности, то есть способов, при помощи которых субъект различает ценность социальных явлений, распределяет их по степени значимости для себя. Такие ценностные ориентации являются отражением ценностей общества и постоянно коррелируют с ними.
Интерес как компонент мотивации Он может быть осознанным, так и не осознанным. В узком значении интерес подразумевает такое отношение к действительности, в котором важную роль играют эмоции. В широком значении этого понятия учитывается состояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения. Интерес присущ не только индивидуальному, ено и коллективному деятелю.

 

Тот факт, что любое действие всегда совершается в рамках общества, имеет отношение к другой категории социологии — социальному взаимодействию. Именно из социальных действий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие. Социальное действие в рамках социологии может быть выделено как от дельный акт и таким образом стать единицей анализа, однако крайне редко оно встречается как действительно самостоятельный акт. Социальное действие нельзя представить себе без социального взаимодействия.

Взаимодействие (интеракция) — это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает, по меньшей мере, двух участников. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь пред полагает наличие реакции, а следовательно, социальное взаимодействие должно быть направлено на другого человека.

П.А. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

а) участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, то есть средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д.;

б) участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, то есть использовать одни и те же символы для самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

Взаимодействие на микроуровне человек строит с учетом значимых других — людей (в том числе близких, родственников, но не только их), чье мнение о его поступках представляется ему ценным. Как правило, к значимым другим можно отнести людей, воплощающих для деятеля авторитет, а так же представителей его круга и людей, обладающих тем же положением в обществе.

Что касается типологии взаимодействий, то здесь можно предложить несколько самостоятельных классификаций. Выделяют три основных вида социального взаимодействия:

вербальное, то есть словесное;

физическое (передача того или иного предмета, рукопожатие, похлопывание по плечу, поцелуй)

и невербальное взаимодействие, которое включает использование жестов, мимики.

Не следует отождествлять взаимодействие с общением, коммуникацией. Это понятие гораздо более широкое, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. И действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщить друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Кроме того, можно выделить опосредованные и непосредственные взаимодействия. Непосредственные взаимодействия имеют место тогда, когда индивиды взаимодействуют лицом к лицу, находятся в непосредственном контакте, что предполагает возможность очень тесных связей и использования сразу нескольких каналов коммуникации (вербальных, невербальных, физических взаимодействий), которые характеризуют общение лицом к лицу, а также активный двусторонний обмен мнениями и оценками. В качестве примера непосредственного взаимодействия можно привести любое общение, в том числе и более формализованное, чем обычная беседа друзей, например, общение продавца и покупателя, учителя и ученика.

Опосредованным считается взаимодействие, при котором таких возможностей не обнаруживается, а возможность обратной связи ограничена. Опосредованное взаимодействие всегда происходит при помощи какого-то особого, искусственного канала коммуникации, например, печатного текста, телевидения и т. п. Поэтому опосредованным будет общение президента с гражданами страны, писателя с читателями и т.д.

Типы взаимодействия могут быть выделены в соответствии с разделением жизни общества на сферы. В этом случае говорят об экономическом, политическом, религиозном, семейном, трудовом взаимодействии и т.д.

Взаимодействие всегда носит конкретный характер. Это означает, что с точки зрения данного понятия существенно, что именно сделал один индивид и как отреагировал на это другой. Очевидно, что если немного отстраниться от данного процесса, то станет ясно, что такие взаимодействия в целом имеют несколько хаотичный, неупорядоченный, нерегулярный, случайный характер.

Рассмотрим основные теории социального взаимодействия.

Теория обмена была создана Джорджем Хомансом на основе психологической концепции бихевиоризма. Основным положением бихевиоризма является следующее: чем чаще вознаграждается то или иное поведение человека, тем чаще человек будет воспроизводить это поведение. Согласно теории обмена, поведение человека обусловлено ожидаемым результатом, а именно, вознаграждением, которое он ожидает получить. Эта теория в целом является социологическим применением разработанного в психологии бихевиористского подхода к объяснению человеческих поступков. Основатель бихевиоризма Ф. Скиннер полагал, что любые человеческие поступки можно объяснить при помощи схемы «стимул—реакция».

Хоманс выделил четыре принципа социального обмена:

1) чем больше вознаграждение за определенный тип поведения, тем чаще это поведение будет повторяться;

2) если вознаграждение зависит от каких-то условий, то человек будет стремиться воспроизвести эти условия, чтобы получить вознаграждение;

З) если вознаграждение с точки зрения человека велико, то он будет готов затратить усилия на преодоление препятствий, чтобы получить вознаграждение;

4) если человек удовлетворил (или почти удовлетворил) свои потребности, то его стремление к получению вознаграждения будет уменьшаться.

Теория Хоманса позволяет анализировать практически любые взаимодействия и делает их во многом предсказуемыми. В то же время в ней есть противоречия. Харриет Цукерман показала, что ученые, получившие Нобелевскую премию, начинают работать менее активно. По мнению Цукерман, этот факт указывает на то, что слишком большое вознаграждение приводит к потере интереса к деятельности. Однако, скорее всего, этот факт просто указывает на противоречие между 1-м и 4-м принципами. Хоманс сформулировал и другие принципы, которые также могут применяться при анализе социального взаимодействия. В частности, он предложил «принцип наименьшей заинтересованности», в соответствии с которым участник взаимодействия, наименее в нем заинтересованный, получает право диктовать формы данного взаимодействия.

Согласно «принципу дистрибутивной справедливости», любое отношение обмена предполагает стремление к пропорциональной награде его участникам (то есть награде в соответствии с затраченными усилиями). При помощи этого принципа Хоманс объяснял возникновение социального неравенства.

Теория социального взаимодействия, предложенная символическими интеракционистами, прежде всего Дж. Г. Мидом, Г. Блумером и др., вносит коррективы в теорию обмена Хоманса. С точки зрения символического интеракционизма, действие не может быть сведено к цепочке «стимул — реакция», поскольку человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него. Выражаясь проще, для объяснения человеческой деятельности стимула недостаточно, так как человек в большинстве случаев более или менее сознательно принимает решение о том, как ему реагировать на стимул.

Следовательно, между стимулом и реакцией должен располагаться символ. Прежде всего, под символом имеются в виду языковые знаки, хотя этим значение данного слова не ограничивается. Символом является практически любая вещь, любое явление, то есть все то, чему мы придаем какое-то значение. Например, выражение лица, поступки всегда интерпретируются в процессе взаимодействия: нам нужно понять, чего хочет человек, что он испытывает, какие намерения имеет и т.д. Без этого взаимодействие невозможно.

С точки зрения символического интеракционизма человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я». Эти индивиды сами формируют значения; следовательно, индивидуальное действие — это не просто совершение действия, но и конструирование определенного смысла. С этой точки зрения формирование значений оказывается набором действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и на основе данного значения принимает решение о том, как он будет действовать.

Данная схема может быть распространена как на неодушевленные объекты, так и на других людей. Следовательно, истолкование действий другого — определение для себя значений, которые несут на себе те или иные действия окружающих.

Дж. Г. Мид различал значимые и незначимые жесты. Незначимые жесты — это рефлексы, то есть движения, которые человек совершает непроизвольно. Например, если кто-то закроет лицо руками, мы можем предположить, что этому человеку стыдно. Сам по себе жест будет непроизвольным, но для наблюдателя он будет наполнен смыслом, а, следовательно, станет значимым жестом, или, шире, символом.

С точки зрения Г. Гарфинкеля, основателя этнометодологии, взаимодействия между людьми регулируются правилами, которые люди принимают на веру. Такие правила обычно не выдерживают проверки, так как нарушаются в действительности слишком часто. Тем не менее, индивиды постоянно прибегают к ним. Так, например, приходя в гости, принято не воровать вещи из дома, а потому и хозяин будет вести себя так, как будто этого не может произойти — даже если он знает, что такое случается.

Другой известный социолог И. Гоффман предложил драматургическую теорию взаимодействия. Свою теорию Гоффман строит на понятии «управления впечатлениями». По его мнению, люди заинтересованы в том, чтобы другие относились к ним хорошо, а потому сами создают ситуации, в которых они могут произвести хорошее впечатление на окружающих. Поскольку в этом случае деятель напоминает актера, который разыгрывает перед окружающими («зрителями») определенную роль, а сама его деятельность оказывается своего рода театральным представлением, теория Гоффмана была названа драматургическим подходом. Элементарным примером может служить намеренное опоздание на вечеринку или мероприятие: опоздавший может стремиться таким образом оказаться в центре внимания; если же опаздывает значимая персона, то ее действие может быть направлено на подкрепление впечатления о ее значимости.

Взаимодействия, как правило, носят случайный, одноразовый характер. То, что два человека вступают во взаимодействие, еще не означает, что это взаимодействие будет повторено. Лишь некоторые взаимодействия со временем перерастают в социальные отношения. Социальные отношения — это взаимодействия, которые в той или иной степени осознаются индивидами как повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

Существует два основных (не исключающих друг друга) понимания социальных отношений.

1. Как правило, говоря о социальных отношениях, имеют в виду содержательно определенные и в большей или меньшей мере регламентированные (постоянные или временные) связи между людьми, например, любовь, ненависть, обман и т.д.

2. Кроме того, социальными отношениями называют также связи, которые возникают между индивидами в процессе взаимодействия социальных групп, общностей и институтов.

 

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 313 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав