Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

РАЗДЕЛ IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Читайте также:
  1. A. Раздел специальной психологии, изучающей психическое развитие у умственно отсталых людей и возможности его коррекции.
  2. E. Образование, профессиональная подготовка и трудовая деятельность
  3. ERP — информационная система масштаба предприятия
  4. I раздел.
  5. I Раздел. Определение провозной способности судна.
  6. I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя информатики
  7. I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность преподавателя – организатора ОБЖ
  8. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  9. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  10. I. Организационно - методический раздел

Несмотря на то, что дефиниция общества представляет для социологии почти такую же проблему, как определение культуры для культурологии, сформулируем рабочее определение данного понятия. Под обществом мы будем понимать совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, определенную форму социальных отношений[1]. Однако совместная деятельность и тем более социальные отношения невозможны без общих целей и ценностей. Следовательно, общество возникает из хаотичной толпы там и тогда, где и когда появляются нормы и регулятивы. Любое общество можно описать и понять только лишь через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Однако значения, нормы и ценности суть компоненты культуры, которая получает реализацию только в социальных взаимодействиях людей. Поэтому общество и культура связаны отношениями взаимообусловленности.

Культура необходима обществу. Среди функций культуры особое место принадлежит двум функциям, которые направлены не столько на отдельного человека, сколько на социум в целом. Это функции интеграции и самоидентификации. Интегрирующая функция связана с тем, что культура формирует основания устойчивого коллективного существования. В качестве такого основания может выступать язык, религия, а также более частные феномены культуры.

Дополняет интегративную функцию функция самоидентификации людей в коллективе. Эта функция зеркальна по отношению к предыдущей. Это принятие и реализация тех норм, ценностей и моделей поведения, которые свойственны определенной социальной общности.

(1) Единство той или иной общности обеспечивается наличием норм. Культурная норма – это стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социокультурным группам и выражающий их представление о желательном, должном. Иными словами, культурные нормы определяют правила поведения, принятые в данном обществе, а также утверждают идеалы и эталоны культуры.

Нормы различаются по сфере применения и строгости соблюдения. Ряд норм создается, утверждается и поддерживается специальными институтами. Это так называемые институциональные нормы (напр., нормы права). Другие нормы формируются в самом процессе совместной жизнедеятельности людей и массового общения и закрепляются в повседневной практике и обыденном сознании общества. Эти нормы получили название неинституциональных (этикет и мораль).

Строго говоря, сами по себе институциональные нормы (в частности, нормы права) имеют лишь косвенное отношение к культуре. Однако можно говорить о культурном измерении этих норм, связанном с особенностями отношения к ним и их соблюдения в том или ином обществе. Это культурное измерение социальных норм фиксируется понятиями правовой и политической культуры.

Правовая культура связана с реализацией норм права в конкретном обществе. Поскольку нормы права навязываются обществу государством, а не возникают в результате социальных и культурных конвенций, возможен конфликт между культурными нормами и правовыми установлениями. Аналогичная ситуация складывается и в сфере политики, где степень реализации культурных норм в политическом процессе определяется понятием «политическая культура».

Культура располагает несколькими нормативными подсистемами, каждая из которых отличается как по сфере действия, так и по строгости норм и контроля над ними. Наиболее репрезентативны здесь этикет и мораль.

Регулирование повседневных взаимодействий осуществляется при помощи норм этикета. Эти нормы действуют в сфере социально-коммуникативных взаимодействий людей, обеспечивая возможность совместного существования, взаимодействия и общения. Этикет регулирует не просто отношения индивида и общества, а взаимодействия людей разного статуса, занимаемого ими в той или иной социальной группе. Этикет, с одной стороны, позволяет осуществить интеграцию людей, а с другой – подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные различия (пол, возраст, общественное положение, степень знакомства или родства).

Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль – совокупность норм, ценностей, идеалов, установок и др., которые регулируют человеческое поведение с целью сохранить общество как целостность. Специфика морали как нормативной подсистемы культуры заключается в том, что она представляет собой сугубо духовный способ регуляции человеческих отношений. Другая особенность морали как социального регулятора состоит в том, что это безынституциональный способ регуляции. В силу этого мораль вездесуща. Она проникает в такие отношения, которые недоступны другим системам регуляции. Моральные нормы каждого общества специфичны. Однако все их многообразие на протяжении всей истории человечества можно свести к так называемому «золотому правилу» нравственности.

Согласно классификации культурных норм, разработанной американским социологом У.Г. Самнером, основу нормативной системы культуры составляют обычаи, нравы и законы.

Обычай – это исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенном месте и в определенное время. Такого поведения придерживаются все члены данного общества при данных обстоятельствах. Обычай выступает в качестве основного способа регуляции в примитивных обществах и устойчивой бытовой среде.

Нравы стабильные, привычные, повседневные формы реализации должного в социально-культурных взаимодействиях, одобряемые общественным мнением той или иной группы людей, закрепленные и постоянно воспроизводимые в их социальной практике в различных сферах жизнедеятельности.

Исторически первой формой нормативной регуляции было табу, то есть запрет или система запретов на совершение определенных действий (также на употребление некоторых слов, имен), нарушение которых карается «запредельными» силами.

Не менее значим в качестве культурного регулятора и ритуал – исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности или переходом в другой возраст, смертью.

Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему культуры. Норма, как правило, консервативна. Любая норма всегда хранит память о прошлом культуры, недавнем или относящимся к давно ушедшим временам.

(2) Социальная стратификация – неотъемлемая черта любого общества. Неравенство людей связано с возможностью их доступа к наиболее значимым ценностям общества, которая, в свою очередь, предопределяет и другие возможности. В частности, различные социальные страты имеют разный доступ к доминирующей культуре.

Культурные различия внутри общества порождаются социальной стратификацией. Социально обусловленные модификации единой культуры получили название субкультур. В широком смысле слова субкультура – это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. В основе выделения субкультур может лежать социальный или демографический признак. Различия между этими субкультурами касаются в основном образа жизни и манеры поведения..

Вместе с тем все чаще понятие субкультуры применяется к различным социально-культурным общностям, которые находятся в оппозиции к официальной, доминирующей культуре. Особое значение здесь приобретают молодежные субкультуры.

С другой стороны, культура активно участвует в утверждении границ страт, позволяя очертить границы должного и допустимого для каждого социального слоя, для каждой социальной группы. Помимо собственно социальных ограничений, стратификация располагает широким спектром культурных маркеров, указывающих на место индивида в социальной структуре. Одним из таких способов маркирования выступает дихотомия массовой и элитарной культур

Под элитарной культурой традиционно понимается субкультура привилегированных групп общества, которая отличается принципиальной закрытостью и ценностно-смысловой самодостаточностью. Субъекты элитарной культуры одновременно являются ее творцами и потребителями. В элитарной культуре сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», и ужесточается система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных».

Массовая культура носит более «площадной» характер, ориентирована на вкусы и знания большинства. Эти культуры различаются способами функционирования в обществе. Во-первых, массовая культура – это все то, что передается через средства массовой коммуникации. Во-вторых, массовую культуру можно определить через рынок. Здесь снимается вопрос о качестве продаваемого. На первый план выходит степень доступности культурного продукта.

Однако массовая и элитарная культуры не только отмечают границы страт, но и зачастую формируют сами эти страты. Традиционное разделение на высокую и массовую культуру отражает в большей степени политические симпатии и притязания элит, чем интеллектуальные или эстетические различия. «Высокая культура» возникла в конце XIX столетия главным образом не из-за разницы в эстетических предпочтениях, а как форма культурной политики. Усложненный язык элитарной культуры указывает не принадлежащим к ней членам общества на их чуждость и более низкий социальный статус.

(3) Неоднородность внеприродного бытия человека породила необходимость зафиксировать это различие на терминологическом уровне. В результате возникло противопоставление культуры и цивилизации.

В своем происхождении термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis». В научный оборот термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые это слово встречается в «Друге законов» Мирабо (1756 г.).

Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в XVIII-XIX вв. и стало возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации. Слово «цивилизация» получило здесь главным образом негативную коннотацию, а «культура» – позитивную. Понятие «цивилизация» использовалось в значении «буржуазной» искусственной вежливости и утонченности манер, нивелировки личностных особенностей, тогда как понятие «культура» обозначало продукт интеллектуальной, художественной или духовной деятельности, в котором отражалась творческая сила человека.

Противопоставление культуры и цивилизации было подхвачено учеными и мыслителями разных стран. Но содержательное наполнение этих понятий, равно как и основания для их противопоставления были переосмыслены. На долгое время укрепилось представление о культуре и цивилизации как последовательно сменяющих друг друга этапах в развитии некоей целостности (эволюционисты). Цивилизация завершает ряд этапов формирования первобытного общества, ей предшествуют дикость и варварство. Были сформулированы материально-технические различия между культурным и цивилизованным состоянием человеческого общества: монументальная архитектура, города и письменность.

Наиболее известная версия противопоставления культуры и цивилизации принадлежит русскому философу Н.А. Бердяеву. Н.А. Бердяев принимает в качестве исходной точки эволюционистское представление о цивилизации как об этапе развития культуры, однако наполняет его совершенно иным содержанием. Цивилизация – закономерный этап в развитии культуры, связанный изначально с расширением слоя причастных к ней людей.

культура цивилизация
рождение из культа – сакральные истоки, наследие символичности рождение в борьбе с природой – мирское происхождение, нет связи с символикой культа
иерархична, аристократична: возникает в верхах общества и утверждает неравенство людей демократична: зарождается в низких слоях, завоевывает массы без акцента на различиях
уникальность, неповторимость (начиная с древних культур) универсальность, явление общее и повторяющееся
имеет душу имеет лишь методы и орудия
гордится древностью, ищет истоки и связь с прошлым футуристична, обращена к будущему, дорожит настоящим
эволюционное развитие, преемственность революционна, разрыв с предшествующим, отрицание

 

Сходным образом рассуждал и немецкий философ О. Шпенглер. В его концепции цивилизация представляет собой конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления. В концепции О. Шпенглера акцентируется момент экстенсивности цивилизации и интенсивности культурного развития. Однако парадоксальным образом (и в этом Шпенглер принципиально расходится с Бердяевым) эта ориентированная на самое себя культура оказывается не атрибутом круга избранных («аристократов духа»), а достоянием всех ее носителей. Культура доступна и понятна всем ее представителям. Плоды цивилизации представляют интерес лишь для профессионалов, для жителей больших городов. К несомненным признакам цивилизации в концепции Шпенглера относятся: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в огромных городах, превращение народов в безликие «массы».

Более объективный взгляд на соотношение культуры и цивилизации принадлежит известному немецкому теоретику А. Веберу (1868-1958), разграничившему культуру и цивилизацию как две стороны единого явления.

культура цивилизация
связана с душевностью («выражение души, веление души») целесообразна и полезна (истоки – в разуме, борьбе человека за существование)
все созданное замкнуто в «историческом теле», первоэлементы – художественная деятельность, философия, религия универсальна: проходят все общества, достижения принадлежат всем – наука, техника, производство, экономика, право, государство
новое – исключительное «творение» новое – «открытие» уже известного
высший, «сущностный» смысл человеческого существования, вне утилитарных потребностей и целей опора на технический базис, вспомогательный, инструментальный характер

 

Таким образом, понятия «культура» и «цивилизация» описывают две стороны внеприродного бытия человека. Культура по преимуществу связана с реализацией человеческого духа, с субъективной составляющей. Цивилизация же обеспечивает осуществление витальных потребностей человека, а потому более функциональна и утилитарна. Сказанное не означает, что цивилизация хуже или, наоборот, лучше культуры. Они в равной степени необходимы. Более того, в реальной жизни культура и цивилизация, как правило, не противостоят друг другу, а взаимно дополняют, создавая условия для реализации сущностных сил человека.

(4) В каждый исторический момент мы имеем дело не с единообразной мировой культурой, а с палитрой культур разных социумов. Одно из наиболее значительных мест в этой палитре занимают разнообразные этнические и национальные культуры.

Об этносе можно говорить в том случае, если сами его представители осознают себя как отдельную этнокультурную общность. Членам этносов свойственно сознание своего социокультурного единства и отличия от иных этнокультурных образований. С точки зрения культурного своеобразия наиболее значимыми признаками, позволяющими говорить об определенной общности как об этносе, являются язык и религия.

Этническая культура бытует по преимуществу в устной форме. В основе ее лежат мифы, обряды, предания, ритуалы. Специфическими этнокультурными признаками выступают мифы и эпические повествования об, эстетические образцы этнической красоты, этнокулинария и этномедицина и др., содержащееся в исторической памяти этноса и его повседневной культуре.

В ходе исторического развития этническая культура оказывается вытесненной на периферию культурно-исторического процесса. Этносы оказываются поглощенными более крупными политическими и культурными образованиями, наиболее мощным из которых является нация.

На сегодняшний день практически неоспоримой является мысль о том, что нация представляет собой специфическое культурно-политическое порождение эпохи Нового времени. Хотя нация есть «категория прежде всего культурная, а во вторую очередь политическая», все же в ее основе лежит именно единство политического и культурного. Становление национальной культуры осуществляется, как правило, параллельно с образованием нации и национальной государственности.

Национальная культура складывается исторически – в процессе длительного совместного существования этнических общностей, связанных единой территорией, экономикой, языком. В этом процессе появляются особенности национальной психологии, формируются такие признаки нации, как национальная ментальность и национальное самосознание. В большинстве случаев нация складывается как совокупность близких по происхождению этносов, народностей, племен. Более значимой, нежели происхождение, оказывается разделяемая система ценностей, уважение к национальным символам и национальной истории.

Если для этнической культуры конституирующим элементом выступает язык в его устной форме, то единство национальной культуры базируется на письменности, литературе.

Национальная культура более разнородна, нежели этническая. Если своеобразие этнической культуры обнаруживается прежде всего в сфере обыденного, то национальная культура проявляется как в обыденной, так и, особенно, в специализированной сфере культуры.

В настоящее время размывание границ между культурами в процессе глобализации приводит к нивелировке национальных различий, что трактуется пессимистически настроенными исследователями как конец нации, национального государства и национальной культуры. Многие страны пытаются законодательно ограничить экспансию чужих культур.

Общество и культура образуют две взаимно пересекающиеся сферы человеческого бытия. Культура обеспечивает возможность существования общества и реализуется в социальных взаимодействиях людей. Стабильность общества поддерживается за счет нормативной системы культуры. Нормы, обычаи и ритуалы способствуют усвоению индивидом ценностей и идеалов культуры и обеспечивают трансляцию этих ценностей от поколения к поколению, поддерживая целостность и устойчивость культуры и общества.


[1] См.: Добреньков В., Кравченко А. Социология: в 3-х томах: словарь по книге. – М., 2000.

РАЗДЕЛ IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав