Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основні цілі, завдання, принципи та форми взаємодії школи та сім’ї. Майстерність вчителя у роботі з батьками. А.Макаренко та В.Сухомлинський про сімейне виховання.

Читайте также:
  1. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.
  2. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  3. I. Сопровождение перехода на новый образовательный уровень (обучение в школе) Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов
  4. II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
  5. II. Механизм формирования общественного мнения.
  6. II. Основні засоби
  7. II. Профориентационное направление работы: обеспечение формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения Изучение образовательных запросов
  8. II. Формирование групп и социальная динамика
  9. III. Организация информирования поступающих
  10. III. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться») Определение мотивации учебной деятельности

Работа с семейством - влияние на воспитательный потенциал семейства; объектом внимания является не само семейство, а семейное воспитание. Здесь необходимо такое:

изучение семейной атмосферы, которая окружает ученика, его отношений с членами семейства; психолого-педагогічна образование родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; организация общего времяпровождения свободного детей и родителей; защита интересов и прав ребенка в так называемых тяжелых семействах.

Педагогам (особенно классным руководителям) важно придерживаться таких правил:

Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Работа с родителями должна быть целеустремленной, планомерной и систематической. Методы этой работы должны быть взаимозависимые с методами воспитания детей. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразные, применяться в комплексе. При изучении семейства школьника педагог в первую очередь обращает внимание на такие данные: Общие сведения о родителях, других членах семейства, жилищных условиях, материальной обеспеченности. Интерес к делам школы. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности). Воспитательные возможности семейства (уровень педагогической культуры родителей).Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семейства, на усиление их воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учеников уделяется психолого-педагогічній образованию. Формы психолого-педагогічної образования:

Лекция (форма, которая обстоятельно раскрывает сущность той или другой проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и деть. Проблемы конфликтов родителей и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семействе - вот темы родительских конференций.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений из воспитания детей, эффективного расширения возникающих педагогических ситуаций, тренировки педагогического мышления родителей).

Открытие урока (цель - ознакомление родителей с новыми программами из предмета, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, которая дает реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемы).

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию доброго контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем бы они хотели познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком.

Посещение семейства (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительские собрания (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания). Цель - обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирования воспитательной работы, определения путей тесного сотрудничества семейства и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз на четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительские собрания должны стать школой образования родителей, должны расширять их педагогическое мировоззрение, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учеников, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительские собрания - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собраниях должен идти не об оценках, а о качестве знаний и уровне интеллектуальных усилий, которые отвечают познавательной и моральной мотивации. К родительским собраниям необходимо готовить выставки творческих работ учеников, их достижений, и не только в учебной деятельности.

ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ("КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ", "ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ")

Не имея собственных детей, А.Макаренко написал "Книгу для ба-тьків", а также планировал выдать не один, а четыре тома этой книги. Живым источником его знаний о специфике семейного воспитания был не только собственный опыт воспитания в своей семье приемного сына и племянницы, которых он воспитывал как родных, но и наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей в тех семьях, куда его часто запрошу-вали (а это были как счастливые, так и несчастные сімї). В последние годы жизни у него почти ежедневно были беседы с родителями-неудачниками, он получил около 1500 писем от таких родителей.

А. Макаренко заметил, что самое тяжелое осуществлять воспитание в тех семьях, где есть лишь один ребенок. Характерно, что к нему на пе-ревиховання лишь изредка попадали дети из многодетных семей. По большей части "педагогическая нехватка" поступала из семей однодітних, потому что там, где росла ребенок-одиночка, концентрация чрезмерной родительской любви действовала на нее пагубно и была страшной ошибкой в семейном воспитании.

Чтобы воспитание единственного ребенка было полноценным, следует проек-тувати взаимоотношения в семье так, чтобы малыш не замечал лишнего внимания к себе и не привыкал, что все лучше всего должен непременно назначаться только ему. Лишь тогда можно иметь шанс избежать развития такого негативного качества, как эгоизм, и заглушить еще в зародыше элементы потребительской психологии. Но это редко кому удается сделать в однодітній сімї, даже если родители и не лишены педагогического умения и наблюдательности.

Взаимоотношения в большом семействе стали для А.Макаренка прототипом организационной структуры отношений в колонии им. М. Горького и ко-муні им. Ф.Е.Дзержинського. Специфика закрытых воспитательных закла-дів, где воспитатели и воспитанники образовывали своеобразный аналог вели-кої дружественной сімї, где от взноса каждого непосредственно зависит и материальное благосостояние, и микроклимат в коллективе, и ощущение захи-щеності, подтвердила высокую эффективность двух оригинальных идей выдающегося педагога, против которых порою выступают наши современники, которые опротестовывают целесообразность их использования в обычных шко-лах, то есть в учебных (а не воспитательных) заведениях открытого (а не закрытого) типа.

Это, в первую очередь, идея объединения коллектива педагогов и коле-ктиву воспитанников в единственный коллектив, который должен быть коллективом педагогическим, и идея разновозрастных коллективов. Отметим, что семья — это также коллектив закрытого типа, в котором органично поєдну-ються обе идеи. Здесь нет двух коллективов — коллектива родителей и коллектива детей. Семья является единственным коллективом, причем коллективом пе-дагогічним и разновозрастным.

Выдающийся педагог настойчиво рекомендовал в каждой семье за-довольняти потребности прежде всего отчий, и делать это открыто. Як-що в сімї, например, возникнет проблема, кому в первую очередь по-шити платье - дочери или маме, то следует, не задумываясь, предоставить приоритет маме. Он был глубоко убежден, что наилучшие дети бывают у счастливых родителей. Дети должны видеть живой пример семейного счастья, способствовать его укреплению и делить вместе с батька-ми.

6. Роль семьи в воспитательной системе В.О. Сухомлинського.

Василий Александрович постоянно интересовался проблемами семейного воспитания, условиями и особенностями воспитания детей в разных семьях, изучал позитивный опыт, подмечал найістот-ніші и наиболее типичные изъяны и недостатки семейного воспитания, искал причины этих недостатков. Он проводил большую воспитательную и образовательную работу с родителями, взрослыми, учил их искусства семейного и общественного воспитания, остро критиковал обивательство, невежество, примитивизм. В Павлиській школе было ство-рено четкую систему педагогического образования и пропаганды педагогіч-них знаний среди населения, родителей и даже старшеклассников.

В.О. Сухомлинський считал необходимым ввести в содержание общеобразовательной школы необходим минимум педагогических знаний, воспитывать будущих родителей, морально готовить их к большой ответственной бать-ківської миссии. Он подчеркивал, что безответственное отношение молодых родителей к воспитанию своих детей дорого обходится прежде всего обществу.

Морально не подготовлены к рождению и воспитанию детей родители, считает В.О. Сухомлинський, является большим несчастьем для общества. В последнее время стало достаточно заметным такое явление, как невід-повідність между физиологичной готовностью к рождению детей и морально-психологической зрелостью молодых родителей и осознанием их родительской миссии и роли, огромной відповідаль-ності перед обществом за воспитание своих детей. Большое горе приходит тогда, пишет В.О. Сухомлинський, когда такие взрослые дети приводят на мир детей - беда и обществу, и детям. Часть из таких родителей не осведомлена с элементарными правилами воспитания детей в семье. Семейные конфликты, ненормальные отношения и тому подобное приводят к разводу молодых пар и как результат - тяжелые дети, трагедия для детей и родителей. Деть, которые вырастают в таких неблагополучных семьях, как правило, становятся тяжелыми в воспитании, потому что погіршують-ся условия их морального развития в семье, им не хватает родительского беспокойства, тепла и ласки. «Тяжелые дети» - это прежде всего результат неправильного воспитания, изъянов семейной жизни, неблагоприятного психологического климата и ненор-мальних отношений в семье.

Молодые родители должны понимать, что брак начинается с готовности к большой и ответственной социальной роли - вихо-вання детям, успех которой зависит прежде всего от духовного багат-ства, верности любви, взаимного уважения и общения, педагогіч-них знаний и умений. «Своих воспитанников - юношей и девушек мы вчи-мо: моральное право на любовь имеет тот, кто умеет отвечать за будущее - за своих детей» 1.

В.О. Сухомлинський считает, что нужная школа мудрости будущих родителей, что молодежь нужна целеустремленно и своевременно готовить к этой ответственной гражданской миссии. В своей практической педагогической деятельности Василий Александрович шел двумя путями: облагородження чувств, поведения юношей и девушек в системе воспитательной работы в школе, а также впроваджен-ня специального педагогического образования и воспитания молодые, мораль-на подготовка к семейной жизни (очерк «Воспитания будущих матерей и родителей»).

Василий Александрович был не только большим знатоком бать-ківської педагогики, опытным пропагандистом педагогических знаний, он сам был прекрасным семьянином, отцом детей, которые достали образцовое семейное воспитание, образование, гражданскую зрелость.

В.О. Сухомлинський считал, что, каким бы успешным не было воспитания, влияния самого авторитета родителей и взрослых, пози-тивного приложу и т. п. для формирования всесторонне развитой личности не достаточно. Воспитание должно дополняться самовихо-ванням, то есть усилием самого ребенка или подростка, направленным на самостоятельную выработку нужных ценностных морально-во-льових интеллектуальных черт ли и качеств личности и ликвидацию негативных. И это очень важна справа. Ведь никакие разговоры, примеры, поощрения или наказания со стороны родителей или виховате-лів не помогут подростку избавиться от лености и стать работящим человеком, пока этой лености, бездеятельности не позбу-деться сам ученик. Сколько бы мы не уговаривали ребенка быть отважной, не бояться трудностей, препятствий, она будет боягуз-ливою до тех пор, пока не преодолеет сама в себе страх, нерешительность, несвободность и тому подобное.

Ошибаются и те родители, которые считают, что самая ценная ри-са личности - послушность, безусловное выполнение всех требований старших, подчинения воли наставников и тому подобное. Такая безоговорочная «послушность», слепая подчиненность могут порождать конформизм, слабые характеры, подхалимство, слабовільність. А хуже, чем бесхарактерность и безвольность, нет ничего. Лишь тот характер сильный, в котором зрелая самостоятельность, собственное мнение, самокритичность; независимость собственных суждений и убеждений, взглядов и поведения. Попытка всем и везде нравиться, всем угодить, не вступать в споры и конфликты, приспосабливаться к всяким требованиям (умных и неумных) исказит характер, чувство и волю молодого человека, сформирует психологию раба.

«Воспитание может быть безрезультатным, - пишет В.О. Сухомлинський, - если молодой человек с ранних лет не будет воспитывать сама себя, когда воспитание не будет доповнюва-тися самовоспитанием. Самовоспитание начинается из пізнан-ня самого себя и способности видеть свои достоинства, недостатки и изъяны, реально оценивать свои возможности и поведение«. Конечно, самовоспитание требует особенного внимания со стороны родителей и педагогов. Это прежде всего умные советы детям, формирование полезных привычек, постоянное внимание к детям и помощь в их учебной работе, правильные наставления, посильные и умные требования к их поведению и труду. Неправильные или искаженные представления о правилах и нормах сожительства, поведения, учебной деятельности сводят на нет воспитательные усилия и труд как учеников, так и педагогов.

Самоутверждение молодого человека проходит в борьбе со своими собственными изъянами и недостатками, в борьбе самого с собой. Победа над самим собой - наибольшая победа. Счастливым, пишет В.О. Сухомлинський, может быть лишь тот, кто есть волода-рем своих желаний, кто умеет владеть собой, своими чувствами. Надо отметить, что многим нашим детям и ученикам именно бра-кує этой очень ценной черты - соответствия уровня желаний и дома-гань уровню их заслуг и возможностей. Поразительное несоответствие собственных домогательств собственным достоинствам порождают паразитич-ний образ жизни детей в некоторых семьях - тунеядство, марно-тратство, семейные и социальные конфликты. Незанузданные и непри-боркані прихоти, претензии, незаслуженные и неоправданные требования молодого человека, которые неумно удовлетворяются взрослыми, - источник эгоизма, мещанской психологии, высокомерия, появления искаженных характеров.

В.О. Сухомлинський с новых позиций подходит и к оценке жизненной позиции, и роли ребенка в семье. Деть в семье - это не только послушные исполнители воли родителей и старших, они рівно-правні члены семьи, активные участники всех семейных дел, они могут оказывать взаимное позитивное влияние на семью; поведение родителей и старших, их отношение к своим семейным и общественным обязанностям. Они не должны чувствовать своего неравенства, неповно-цінності, униженного достоинства. Василий Александрович всегда отстаивал право детей актив-но вмешиваться в семейные дела. Под впли-вом мнения детей, их требований, отношения родителей к некоторым антисо-ціальних явлений - пьянства, краж, обмана, протекционизма, нечестного образа жизни и других аморальных поступков, - можно изменить или избавиться от этих явлений.

В.О. Сухомлинський с новых позиций нарушает и очень акту-альну проблему современности - проблему общения детей из до-рослими, проблему новой социальной среды, воспитания детей по месту жительства. Это не только развитие идей А.С.Макаренка о разновозрастных группах, это вопрос включения детей в материальную сферу производства через ученические производственные бригады, межшкольные производственные объединения, участие детей вместе с доросли-ми в разнообразных общественно-политических делах, в исполнении народнохозяйственных заданий. И главное, чтобы в общей діяль-ності и общении с взрослыми дети чувствовали себя рівноправни-ми, не чувствовали унижения их достоинства, не становились фор-мальним объектом воспитания. Потому что общение с взрослыми только в том случае будет иметь надлежащее воспитательное влияние, когда виступа-тиме не как служебная обязанность, а как веление души и сердца, как потребность духовного единства и дружбы поколений, потребность повторен-ня себя в детях.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 179 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав