Читайте также:
|
|
Источником познания является материальный мир, существующий независимо от сознания человека. Субъектом познания является человек, общественно-исторически обусловленный, носитель определенных соц. отношений. Субъектом может быть и не только отдельный человек, но и группа людей. Объектом познания являются предметы материального мира, люди, сам человек, также общественно-исторически обусловленные.
В диалектических концепциях считалось, что материальный мир познаваем. Агностицизм (Кант) либо отрицает вообще познаваемость мира, либо отрицает познание сущности материального мира.
Основой познания является практика, так же и его критерием. Процесс познания рассматривается как диалектическое движение от незнания к знанию. Истина познается неполно.
Процесс познания складывается из двух составляющих: чувственное и рациональное.
Чувственное познание:
1. Ощущение
2. Восприятие
3. Представление.
Рациональное познание:
1. Понятие
2. Суждение
3. Умозаключение
Направление, рассматривающее чувственное познание – сенсуализм. Рациональное познание – рационализм (Декарт, Спиноза). Чувственное и рациональное познания не следует смешивать с вопросом об эмпирическом и теоретическом уровнях познания. На эмпирическом уровне познания используется и чувственная и рациональная стороны мышления, а на теоретическом – то же самое, но в большей степени.
Различие чувственного и рационального познания, их особенности.
1. Логическое познание осуществляется посредством отвлечения от несуществующих, случайных свойств предмета.
2. Логическое познание носит обобщенный, опосредованный характер.
3. Рациональное познание – символическое познание – с помощью знаков.
Истина – знание, соответствующее действительности. В самой действительности нет ни истинного, ни заблуждения. Истина – результат познавательной деятельности человека. Основные особенности истины – объективность и конкретность. Объективность – содержание истины не зависит от субъектной стороны сознания. Сознание человека независимо от субъектных переживаний, чувств. Конкретность – свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования любого явления. Зависимость истины от определенного места и времени. Истина – бесконечный процесс. Для того чтобы объяснить это понятие, вводят понятие абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте, т.е. предполагает уточнения. Её разновидностью является вечная истина – знание конкретных фактов, знание, которое не может быть уничтожено и углублено в ходе дальнейшего развития.
Относительная истина – неполное, неточное знание. Процесс познания происходит диалектически. Он складывается из бесконечного числа истин. В этой истине содержится момент, частица абсолютной истины.
1. Догматизм (абсолют): рассматривает истину только как абсолютную. Предполагает, что истинное знание целиком соответствует действительности, углубляется, не может существовать либо истина, либо заблуждение
2. Релятивизм (относительность): признаёт только относительные истины и отрицает абсолютные. Не видят и момента абсолютной в относительной, расcматривают границы между истиной и заблуждением. Движение познания представляет собой смену одних заблуждений другими. Одна из разновидностей релятивизма – конвенционализм; по нему научные истины – результат договора между учёными, которые занимаются определёнными проблемами
Методы научного познания:
Научный метод – определённый способ, приём, решение познавательной задачи. В структуре метода различают объективную и субъективную стороны.
Метафизический метод предполагает аналитический подход к объектам, предполагающий установление совокупности элементов и структуры, отношения между элементами. Этот подход продуктивен в системных исследованиях, т.е. вполне совершенен.
Диалектический метод:
- объект рассматривается во взаимосвязях с другими объектами, установление всех связей.
- Предмет рассматривается в развитии и качественных изменениях.
- Предполагается установление источников развития, которые находятся внутри самой системы.
- Метод включает метафизический, более полный.
- Необходимость установления взаимосвязей между внешними и внутренними источниками развития.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |