Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Недостаточность общественной терапии

Читайте также:
  1. Анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние
  2. билет. Основные направление и виды арт-терапии
  3. В условиях господства общественной собственности на средства и результаты производства личная собственность стала главной формой индивидуального присвоения.
  4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.
  5. Виды разгрузочно-диетической терапии (РДТ).
  6. Виды составов по степени общественной опасности;
  7. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ МЫСЛИ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ
  8. Воздействие физиотерапии на организм
  9. Возникновение когнитивно-поведенческой терапии
  10. Вопрос 42. Политическое и правовое сознание, их роль в общественной жизни.

Ясно, что эффективные общественные программы могут помочь людям с шизофренией оправиться от болезни. Однако менее половины людей, страдающих шизофренией, имеют доступ к соответствующим службам психического здоровья. На самом деле, ежегодно почти 40% людей с этим заболеванием не удается получить вообще какое-либо лечение (Torrey, 1997; Regier et al., 1993). Основными причинами этого являются два фактора: плохая координация служб и нехватка служб.

Плохая координация служб. Зачастую различные службы психического здоровья в обществе не связаны друг с другом (Leshner et al., 1992). Например, терапевт в общественном центре психического здоровья может не знать об открытии неподалеку промежуточного дома. К тому же в пределах одного учреждения пациенту не всегда удается контактировать с одними и теми же сотрудниками. Еще одна проблема заключается в плохой коммуникации между государственными больницами и общественными центрами психического здоровья (Torrey, 1997; Leshner et al., 1992). Иногда общественные службы даже не информируются о выписке пациента из больницы.

< Возвращение к работе. Специальные мастерские, как эта в нью-йоркском Фонтанном доме, предоставляет рабочий тренинг и независимость в работе и учебе, дает самоуважение и социальные навыки.>

В связи с этим неудивительно, что все большее число общественных терапевтов становятся кейс-менеджерами для людей с шизофренией (Wolff et al., 1997). Как социальные терапевты, описанные выше, они предлагают терапию и совет, учат решать проблемы и вырабатывают социальные навыки и удостоверяются в том, что медикаменты принимаются правильно. Кроме того, они помогают связываться с доступными общественными службами, служат гидами клиентов в общественной системе и, что, возможно, важнее всего, помогают клиенту защищать свои права. Сейчас многие специалисты считают, что эффективная работа кейс-менеджеров является ключом к успеху общественной программы (Dozier, 1996).

Кейс-менеджер - общественный терапевт, предлагающий весь спектр услуг людям с шизофренией или иными тяжелыми заболеваниями, включая терапию, советы, медикаменты, руководство и защиту прав.

Нехватка служб. Количество общественных программ, доступных людям с шизофренией, удручающе невелико.

Приблизительно 800 общественных центров психического здоровья, существующие сейчас в Соединенных Штатах, являются лишь одной третью от запланированного в начале 1960-х годов числа. Промежуточных домов и специальных мастерских тоже не хватает.

Вызывает беспокойство и то, что существующие общественные центры психического здоровья зачастую не могут обеспечить надлежащие услуги людям с тяжелыми заболеваниями. Они имеют тенденцию направлять свои усилия и деньги на людей, страдающих менее тяжелыми расстройствами, как, например, тревожное расстройство или трудности в социальной адаптации. Лишь небольшая доля пациентов, получающих помощь общественных центров психического здоровья, страдают от шизофрении (Torrey, 1997, 1988; Rosenstein et al., 1990. 1989).

Отчего же настолько не хватает служб для людей с шизофренией? Во-первых, оказывается, что большинство специалистов по душевному здоровью попросту предпочитают работать с людьми, чьи проблемы менее тяжелые и более кратковременны (Lee et al., 1993; Harding et al., 1992). Во-вторых, люди часто протестуют против существования по соседству от них подобных общественных программ (Leshner et al., 1992). Но возможно, что основной причиной нехватки общественной помощи являются экономические причины. С одной стороны, теперь людям с психологическими расстройствами уделяется большая, по сравнению с прошлым, часть общественных фондов (Torrey, 1997, 1988; Redick et al., 1992). С другой стороны, довольно незначительная часть этих новых поступлений доходит до общественных лечебных программ для людей с тяжелыми заболеваниями. Большая часть их уходит на ежемесячные платежи, такие как социальное обеспечение по инвалидности, обслуживание людей с психическими расстройствами в интернатах и больницах общего типа, социальные услуги для людей с нарушениями меньшей тяжести (Torrey, 1997, 1988; Stein, 1993). На сегодняшний день финансовое обеспечение общественного лечения для людей с долговременными тяжелыми заболеваниями часто ложится в основном на органы местного самоуправления и местные организации, а не на федеральное правительство или правительство штатов, а местным ресурсам не под силу справиться с этой проблемой.

Последствия неадекватности общественной терапии. Что происходит с людьми, страдающими шизофренией, которым общество не предоставляет необходимые услуги и семьи которых не имеют возможности получить личную терапию? Как мы видели, большое число их не получают никакого лечения вообще; многие другие проводят некоторое время в государственных больницах и выписываются оттуда преждевременно, часто без соответствующего последующего лечения (Torrey, 1997; Torrey et al., 1988).

<"Деинституциализация не работает. Мы просто поменяли места. Вместо того чтобы находиться в больнице, люди находятся в тюрьме. Неразбериха во всей системе, и о психически больном человеке думают в последнюю очередь". - Тюремный чиновник, Огайо, 1992>

Многие из людей с шизофренией возвращаются в свои семьи, получают медикаменты и, может быть, эмоциональную и финансовую поддержку, но мало чего иного в терапевтическом отношении. От 5 до 15% поступают в альтернативные учреждения, такие как интернаты или санатории для выздоравливающих, где они получают только попечение в условиях ограничения свободы и медикаменты (Torrey, 1997; Smyler, 1989). Около 35% размещается в гостиницах, предоставляющих однокомнатные номера, в пансионах или меблированных комнатах, обычно в заброшенной старой части города. Они живут на государственное пособие по инвалидности (Barker et al., 1992), и многие проводят все свои дни, бродя по соседним улочкам. Вот почему иногда говорят, что люди с шизофренией "выброшены" в обществе, как когда-то они были "складированы" в учреждениях.

Наконец, большое число людей с шизофренией стали бездомными (Adams et al., 1996; Susnick & Belcher, 1995). В Соединенных Штатах от 350 000 до 1 миллиона бездомных людей, и приблизительно треть из них, несомненно, страдают тяжелыми психическими заболеваниями, обычно шизофренией (Torrey, 1997; Manderscheid & Rosenstein, 1992). Многие такие люди были выписаны из больниц. Другие являются молодыми людьми, которые вообще не были госпитализированы. Некоторым из них посчастливилось, и они нашли койки в общественных приютах. Другие 150 000 человек с тяжелыми психическими расстройствами оказались в тюрьмах, поскольку заболевание привело их к нарушению закона (Torrey, 1997; DeAngelis, 1994). Ясно, что деинституционализация и общественное движение за психическое здоровье не оправдали ожиданий этих людей, и многие из них говорили, что на самом деле чувствовали облегчение, когда у них возникала возможность вернуться к жизни в больнице (Drake & Wallach, 1992).

 

· Лечение шизофрении невозможно без психотерапии. Современная психотерапия шизофрении отличается гуманным отношением к больному, отношением к нему как к полноправному и активному участнику лечебного процесса, сотрудничающему с врачом. На первом этапе лечения шизофрении ее психотерапия обычно проводилась в индивидуальной форме, позже проявился интерес к групповой терапии шизофрении и, наконец, к семейной. Данная тенденция была характерна для эволюции психотерапии вообще, и развитие психотерапии шизофрении лишь повторяло ее в более отчетливом варианте.

С возникновением социальной психиатрии, одной из основных задач которой было улучшение отношений больного с его социальным окружением, в процессе лечения шизофрении повысился интерес к образованию больного и членов его семьи в области психиатрии, окончательно оформилось стремление обучить пациента социальным навыкам и контактам. Социальная психиатрия по сути дела расширила границы лечения шизофрении, которые стали нечеткими, но более интегрированными в реабилитационный процесс, направила усилие психиатров на борьбу со стигмой психического заболевания, с негативным клеймом на человеке, связанным с диагнозом шизофрении. Заметный прогресс в лечении шизофрении наметился после опубликования результатов исследований, посвященных терапии средой и лечением шизофрении с помощью терапевтического сообщества. Эти формы терапии улучшали контакт пациента с окружающей средой, предоставляя ему возможность видеть себя со стороны. Кроме того, больной начинал понимать, что он не одинок в этом мире, что есть люди, стремящиеся ему помочь и сопереживающие ему в его страданиях.

В настоящее время в процессе лечения шизофрении, ее индивидуальная психотерапия продолжает оставаться лидирующей в отношении результатов лечения, по сравнению с групповой и семейной психотерапией шизофрении. Психологические тренинги: тренинг уверенности в себе, тренинг приобретения коммуникативных навыков, тренинг творческого самовыражения и другие, общие разговоры о болезни дополняют клиническую психотерапию шизофрении, но не могут быть ее заменой.

Лечение шизофрении и, в частности, клиническая психотерапия шизофрении предполагает глубокое знание ее симптомов и синдромов, особенностей возникновения и механизмов развития этой патологии, ее течения и исхода. Следовательно, полноценное лечение шизофрении и психотерапия шизофрении остается прерогативой врача – психиатра, получившего необходимую подготовку в области психотерапии и психологии.

При отсутствии полноценных методов лечения шизофрении ее психотерапия начиналась с психоанализа и практически отождествлялась с этим методом лечения шизофрении. В то же время, сам З. Фрейд, негативно относился к попыткам лечения шизофрении с помощью психоанализа, полагая, что люди, страдающие этим заболеванием не способны к полноценному переносу. Многие последователи отца психоанализа, стремясь пойти дальше, модернизировали варианты динамической терапии шизофрении. Швейцарские психиатры (Е. Блейлер, К. Юнг, Л. Бинсвангер и др.) значительно изменили психоаналитическую схему лечения шизофрении, предоставив великолепные иллюстрации выхода из этой болезни. Американские психиатры (Г. Салливан, Ф. Фром – Рейхман) продолжили это движение и по сути приблизились к социальной психиатрии, сделав акцент в процессе лечения шизофрении на взаимоотношениях пациента с его близким окружением.

Индивидуальная психотерапия шизофрении долгое время была направлена на поиски причин психоза, на укрепление границ личности, интеграцию ее представлений о себе и окружающем мире. Лечение шизофрении представлялось невозможным без знания причин ее возникновения. Этиология шизофрении связывалась с пережитой на раннем этапе развития психической травмой, в первую очередь, обусловленной искаженным отношением к ребенку его матери. Следствием подобной психической травмы считалась регрессия к ранним стадиям развития, задержка формирования «Я» и фиксация на эротическом отношении к себе. Некоторые исследователи предполагали, что регрессия является лишь частичной и касается только определенных функций личности – агрессии и либидо. Одной из психоаналитических техник, позволяющих выйти из регрессии была методика лечения шизофрении, направленная на символическое удовлетворение влечений, особенно потребности в материнской любви и заботе. В то же время, данная техника вызвала ряд справедливых возражений, основным из которых было негативное отношение к больному шизофренией как к ребенку, тем самым усиление беспомощности и ограничение его самостоятельности в ходе попыток лечения шизофрении.

По мнению некоторых психиатров, сложность лечения шизофрении и особенно психотерапии больного шизофрении заключается в том, что это не только одновременная работа с детьми разного возраста, но вместе с тем и работа с взрослым человеком. Важной задачей психотерапии шизофрении, по мнению более поздних психоаналитиков, является преодоление страха, возникшего в результате отвержения со стороны близких. Замкнутость больного, его погруженность в свой внутренний мир оказываются связанными со страхом повторного отвержения.

Во всех случаях лечения шизофрении с помощью психоанализа подчеркивалось значение рабочего альянса с больным, формирование полного доверия к врачу и одновременно свободы действий, как важнейших принципов взаимодействия с окружающим миром. Психотерапевт в данном случае должен был преодолеть свой вековой страх перед больным, перед стеной непонимания и инстинктом опасности, обостряющимся перед встречей с пациентом. Рамки и обстановка психоаналитического процесса при таком подходе начинали исчезать, терять свою значимость. Психоаналитик отказался от своего места за кушеткой, от строгого расписания сеансов, от свободных ассоциаций, от анализа сновидений, от прямых интерпретаций.

Американские ученые Г. Бейтсон и Д. Джексон разработали психогенетическую теорию возникновения шизофрении, раскрывающую характер взаимоотношений в семьях больных шизофренией («гипотеза двойной связи»). Коммуникация в семье в данном случае осуществлялась противоречиво, вербальные требования и эмоциональный подтекст сообщений не совпадали, что приводило к постоянному внутреннему конфликту и напряжению у ребенка. При этом запрещалось обсуждать сложившуюся ситуацию и требовать пояснения к ней. Ребенок как бы закрепощался своими родителями и чувствовал себя в безопасности только в их присутствии. Эти исследования повысили интерес к семейной психотерапии и вовлечения семьи в процесс терапии шизофрении.

На основе моделей бихевиоризма были разработаны такие методы лечения шизофрении как: «техника удаления», «усиленная коррекция», «плата за проступок», «политика жетонов» и другие. В лечении шизофрении также нашли свое место терапия творческим самовыражением, арт–терапия, психодрама, телесно – ориентированная терапия, интегративная терапия движением, танцевальная терапия и другие ее экзистенциальные методы.

 




Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав