Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Образование и духовная культура в Казанской губернии в XVIII веке.

Читайте также:
  1. A. Образование карбоксигемоглобина
  2. I. Образование Монгольской империи.
  3. XIV. Светские наука, культура, образование
  4. XVIII век
  5. XVIII/Расширение территории России в XVII в.45
  6. XVII—XVIII століття
  7. XXXVIII/ церковь в XVII в. Раскол.
  8. А Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
  9. А) ОБРАЗОВАНИЕ СОКРОВИЩ
  10. Абсолютная монархия в Пруссии в XVII-XVIII вв.

Особенности развития татарской культуры. Татарская культура находилась в исключительна сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора со­хранения им сваей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ис­лам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа.

В связи с тем, что развитие татарской культуры в ХVII-ХVIII вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства, культурной жизни были прису­щи черты односторонности. Татарская культура того вре­мени шла только в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Ис­ключительно религиозными были сюжеты художествен­ной литературы, историческая мысль в основном рас­сматривала историю религии, общественная мысль сво­дилась в конце концов к теологическим спорам.

Просвещение, просветительство, исследования. Как известно, у татар школы в основном существовали при мечетях. После присоединения Казанского ханства к Рус­скому государству произошло резкое сокращение коли­чества мечетей. Мусульманские учебные заведения при них фактически были ликвидированы, уровень грамот­ности татарского народа резко снизился. Лишь после указа Екатерины II о терпимости всех вероисповеда­ний стали повсеместно открываться новые мектебы (начальные школы) и медресе (средние школы). Обучение вел мулла. Учение в мектебе длилось около четырех лет. За это время ученики овладевали арабским алфавитом, изучали основы религии и арабского языка, учились красиво писать и переписывать книги.

В конце столетия начинает формироваться татарское просветительство. Просветительские идеи нашли от­ражение в трудах А. Курсави, Утыз Имяни.

С XVIII в. в крае стали создаваться русские религи­озные и светские учебные заведения. Это – Казанская архиерейская славяно-латинская школа, цифирная шко­ла, Первая Казанская мужская гимназия.

Важным событием в культурной жизни края стало открытие в 1759 г. Казанской гимназии, первой провинциальной гимназии в России. Она явилась также пер­вым учебным заведением, где изучались татарский, араб­ский, турецкий, калмыкский и другие восточные язы­ки. Гимназия создала базу для учреждения в последую­щем Азиатской типографии и открытия Казанского университета.

В октябре 1769 г. в гимназии началось преподавание татарского языка.

В 1786 г. было открыто Казанское главное народное училище, а в ряде уездных городов губернии - малые народные училища с двухклассным обучением. В Ка­занском училище срок обучения составлял 4 года, в числе других предметов преподавался татарский язык. Сюда принимали детей всех сословий. Выпускники училища становились канцелярскими служащими.

Литература, искусство, театр. Крупнейшим предста­вителем татарской художественной литературы второй половины XVIII - начала XIX вв. был Утыз Имяни.

Во второй половине XVIII в. в татарской литературе складывается новый жанр - «сэяхатнамэ» (записки о путешествиях), который отражал возраставший прак­тический интерес к укреплению торговых связей с дру­гими государствами. Самым известным памятником этого жанра являются «записки» Исмагила Бекмухам­медова о его путешествии в Индию.

Первые публичные театральные представления в Каза­ни известны со второй половины 20-х гг. ХVII столетия. Их давали воспитанники Казанского духовного учи­лища. Затем спектакли стали ставить гимназисты. Пер­вой в Казанской гимназии была показана пьеса Мольера «Школа мужей» в апреле 1760 г. Гимназисты стави­ли также спектакли по пьесам А.П. Сумарокова, М. Хе­раскова, И.И. Дмитриева, М.И. Веревкина. Эти спектак­ли посещали и жители татарских слобод.

В 1791 г. в Казани был создан постоянный публичный театр (с него берет начало Русский драматический театр). Его первым руководителем-антрепнером стал бывший при­дворный актер В.Р. Бобровский.

Первые шаги делало музыкальное искусство. В Каза­ни было несколько военных оркестров.

Архитектура. Определенное развитие в ХVIII в. по­лучила архитектура, прежде всего в Казани. В 1768 г. первым профессиональным казанским архитектором Василием Ивановичем. Кафтыревым был разработан про­ект перепланировки города. Центральные улицы стали застраивать преимущественно каменными домами. Но после пугачевского «взятия» Казань сильно выгорела (в этом столетии Казань выгорала четыре раза). Потребо­вался новый генеральный план, который осуществлял­ся довольно энергично.

К первой половине столетия относится сооружение новых корпусов суконной мануфактуры, Дрябловского дома, Петропавловского собора, церквей Богоявления, Евдокии, Покровской церкви.

Очень изменился и похорошел в XVIII столетии Кремль.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав